Избирательный процесс (стадии выборов)
Избирательный процесс можно представить не только в виде системы правовых норм, но и как определенную, последовательную деятельность. Избирательный процесс в этом смысле можно определить как деятельность государственных органов, граждан, групп граждан, других субъектов избирательного права при проведении выборов и установлении их результатов. Эта деятельность, ее этапы (стадии) нормативно регулируются. Причем переход от одной стадии к другой является логически обусловленным, право закрепляет эти стадии.
Можно выделить следующие стадии избирательного процесса, которые закреплены в Избирательном кодексе Республики Беларусь.
1. Назначение выборов
2. Составление списка избирателей
3. Образование избирательных комиссий
4. Образование избирательных округов
5. Образование избирательных участков
6. Выдвижение и регистрация кандидатов
7. Предвыборная агитация
8. Голосование
Референдум. Вопросы, выносимые на референдум. Республиканский референдум. Местные референдумы
Одним из основных институтов непосредственной демократии являются референдумы, т.е. народные голосования по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.
Согласно Конституции республиканские и местные референдумы могут проводиться для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни.
Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава) каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и г. Минска.
Президент после внесения на его рассмотрение в соответствии с законом предложений Палаты представителей и Совета Республики либо граждан о проведении референдума назначает республиканский референдум.
Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума.
Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом.
Вопрос о внесении Президенту предложения о назначении республиканского референдума может быть рассмотрен первоначально на заседании любой из палат, важно, что они должны проводиться раздельно и их позиции должны совпадать, в этих целях возможно создание согласительной комиссии.
Указ Президента о назначении референдума, текст законопроекта или проекта иного решения, вынесенных на референдум, публикуются в печати и обнародуются в других средствах массовой информации в порядке, устанавливаемом Президентом Республики Беларусь.
Президент вправе отклонить предложение о проведении референдума, если оно не соответствует требованиям Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь. Решение Президента об отклонении референдума оформляется указом.
Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее 10 процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.
Порядок организации и проведения референдумов определяется Избирательным кодексом Республики Беларусь