Понятие и источники экологического права
Экологическое право представляет собой систему юридических норм, установленных государством и направленных на регулирование отношений в области охраны и рационального использования природных ресурсов.
Слово экология (от греч. oikos — дом, жилище, родина и logos — учение) в буквальном смысле означает учение о доме (месте), где живешь, обитаешь.
Данная отрасль права призвана регулировать отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.
Можно выделить и конкретизировать две основные формы взаимодействия общества с природой:
а) экономическую, которая реализуется в использовании природы человеком для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей;
б) экологическую, которая выражается в охране окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания.
Предмет экологического права включает две группы общественных отношений:
Первая группа — природно-ресурсные отношения, связанные с использованием земель, вод, лесов, животного мира и др.
Вторая группа — природоохранительные отношения, т.е. направленные на охрану земель, недр, вод и иных природных объектов.
Способы правового регулирования этих двух групп отношений сочетают экономические методы регулирования качества природной среды и административно-правовые средства воздействия на природопользователей: на граждан и организации.
Объекты экологических правоотношений. Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» берет под охрану следующие объекты природы: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, землю, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферу, леса и иную растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Как уже отмечалось, названные объекты подлежат охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения или разрушения.
Кроме того, в качестве объектов особой охраны определены: государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные и дендрологические парки, ботанические сады, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
Правовой основой государственной политики в сфере природопользования является Конституция РФ, нормы которой определяют наиболее существенные аспекты взаимодействия человека и государства с природой. Так, Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9). Закрепляется также право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан (ст. 42).
Основным источником экологического права является Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Закон носит комплексный характер и определяет задачи правового регулирования экологических правоотношений: сохранение природной среды; предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека; оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.
Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляют Правительство РФ и специальные органы федеральной исполнительной власти. В соответствии с указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. и от 22 мая 2004 г. о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти основным органом управления в области охраны окружающей среды является Министерство природных ресурсов РФ.
Специфические управленческие функции в этой сфере осуществляют федеральные службы и агентства (по новой классификации государственных органов). Среди них: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Значительные функции возложены на Федеральное агентство по рыболовству. Федеральное агентство по сельскому хозяйству, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства. Федеральное агентство геодезии и картографии. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. В соответствии с законодательством многие вопросы в этой сфере решают и другие федеральные органы по согласованию или совместно со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.