Систематизация законодательства
Под систематизацией нормативно-правовых актов понимается деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Сущность систематизации заключается в устранении противоречий, несогласованности и других недостатков действующего законодательства.
Цель систематизации — упорядочение действующего законодательства и придание ему стабильности. Систематизация нормативных правовых актов позволяет, во-первых, быстро отыскать нужный документ, проследить его изменение, дополнение или отмену; во-вторых, выявить пробелы, коллизии, иные несогласованности в нормативном материале; в-третьих, совершенствовать действующую систему законодательства
Приведение нормативно-правовых актов в упорядоченную систему осуществляется несколькими способами:
— путем издания сборника нормативных актов;
— путем переработки и дополнения действующих норм права, т. е. создания новых нормативных актов;
— путем объединения нескольких нормативных актов в один укрупненный акт.
В результате систематизации нормативно-правовых актов устраняются противоречия между правовыми нормами, изменяются или отменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общества. Нормативно-правовые акты группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.
Выделяют четыре основных вида систематизации нормативных актов: инкорпорация, кодификация, консолидация и учёт.
Инкорпорация представляет собой объединение нормативных актов в сборники в определенном порядке без каких-либо изменений, содержания. Инкорпорацией занимается систематизирующий орган, не имеющий полномочий отменять, или изменять правовые нормы (например, министерство). Инкорпорация бывает различных видов:
а) в зависимости от принципа объединения инкорпорация классифицируется на:
— хронологическую (по годам);
— систематическую (по предмету правового регулирования).
б) в зависимости от объема охватываемого нормативного материала на:
— генеральную (полную) — в собрание включаются все действующие акты определенного уровня или типа;
— частичную — собрания и сборники составляются по определенным вопросам, сферам государственной деятельности, определенным отраслям законодательства;
в) по источнику инкорпорация она может быть официальной и неофициальной:
— официальная осуществляется государственными органами или по их поручению;
— неофициальная — организациями и частными лицами по своему усмотрению.
Внешняя обработка законодательства при инкорпорации осуществляется по определенным правилам:
— в акт инкорпорации не включаются нормы, отмененные или утратившие силу;
— нормативно-правовые акты располагаются в хронологическом или алфавитно-предметном порядке;
— само содержание нормативно-правовых актов не изменяется, но в сборнике отражаются изменения и дополнения, внесенные законодательным органом.
Кодификация — это деятельность законодательных государственных органов по созданию нового сводного систематизированного нормативно-правового акта, путем переработки действующего законодательства, чтобы обеспечить единое, внутренне согласованное регулирование определенной сферы общественных отношений.
Существуют следующие виды кодификации:
1) всеобщая — принятие серии кодификационных актов по всем основным охраняемым отраслям законодательства;
2) отраслевая — охватывает законодательство той или иной отрасли права;
3) комплексная (специальная) — кодификация комплексных отраслей права либо объединение норм различных отраслей, регулирующих однохарактерные отношения.
Формы кодификационных актов:
1) основы законодательства — нормативно-правовые акты, устанавливающие важнейшие положения отраслей права или сфер государственного регулирования, основы образуют нормативную базу для кодификационной деятельности субъектов федерации. Она характерна для федеративных государств;
2) кодексы — содержат нормы права, направленные на регулирование качественно обособленных общественных отношений, требующих правовой упорядоченности;
3) уставы — регулируют определенную сферу государственной деятельности, например, военную службу, работу железнодорожного транспорта и т. д.;
4) положения — акты определенного действия, которые достаточно регулируют статус либо организацию деятельности государственных органов, организаций.
Консолидация законодательства — это форма систематизации, при которой объединяются несколько нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же сфере общественных отношений, в единый свободный нормативно-правовой акт без изменения содержания.
Новый акт полностью заменяет акты, в него вошедшие, имея при этом собственные реквизиты, что свидетельствует о том, что консолидация является одной из разновидностей правотворческой деятельности государственных органов.
Консолидация используется в правотворческой деятельности с целью упорядочения нормативных актов по вопросам управления, налогообложения и административной деятельности, когда можно свести воедино разрозненные нормативные предписания.
Учет — представляет собой деятельность по сбору, хранению и поддержанию в рабочем состоянии сведений о действующем законодательстве. Учет ведется всеми государственными органами.
Сбор подлежащих учету нормативных актов (законов, указов, распоряжений, постановлений и т. п.) осуществляется различными способами: ручным, механизированным и автоматизированным.
При ручном способе ведется журнальный и картотечный учет. Журнальный учет - наиболее простой вид учета нормативных актов. Он состоит в том, что в учреждении ведутся журналы, в которых регистрируются все поступающие нормативные акты в хронологическом или предметно-системном порядке.
Картотечный учет - более удобная и совершенная форма учета по сравнению с журнальной. На каждый нормативный акт заводится отдельная карточка, в ней фиксируются все реквизиты, составляющие титул нормативного акта: наименование органа, издавшего акт, вид акта, номер и дата принятия, полное название акта, отражающее его содержание, а также источник, в котором он опубликован. Карточки хранятся в картотеке и могут размещаться в хронологическом, алфавитно-предметном или системно-предметном порядке.
Механизированный способ учета осуществляется путем применения технических средств, которые позволяют быстро обработать большой массив информации.
Автоматизированный способ обработки и поиска правовой информации основывается на использовании компьютеров, позволяющих быстро обработать любой объем информации.