Из статьи в. и. ленина «пробуждение азии»
ИНДОНЕЗИЯ
ИЗ СТАТЬИ В. И. ЛЕНИНА «ПРОБУЖДЕНИЕ АЗИИ»
Интересно, что революционно-демократическое движение охватило теперь и голландскую Индию, остров Яву и другие колонии Голландии, имеющие населения до 40 миллионов человек.
Носителями этого демократического движения являются, во-первых, народные массы на Яве, среди которых пробудилось националистическое движение под знаменем ислама. Во-вторых, капитализм создал местную интеллигенцию из акклиматизировавшихся европейцев, которые стоят за независимость голландской Индии. В-третьих, довольно значительное китайское население на Яве и других островах перенесло революционное движение со своей родины.
Голландский марксист Ван Равестейн, описывая это пробуждение голландской Индии, указывает, что исконный деспотизм и произвол голландского правительства встречают теперь решительный отпор и протест среди масс туземного населения. Начинаются обычные явления предреволюционного периода: возникают с поразительной быстротой союзы и партии. Правительство запрещает их, вызывая тем еще большее озлобление и новый рост движения. Так, голландское правительство недавно распустило «индийскую партию» за то, что в уставе и программе ее говорилось о стремлении к независимости. Голландские «держиморды» (кстати сказать, одобряемые и клерикалами и либералами: сгнил европейский либерализм!) увидели в этом преступное стремление отделиться от Голландии! Распущенная партия, конечно, воскресла под другим названием.
На Яве возник национальный союз туземцев, имеющий уже 80 000 членов и организующий массовые митинги. Рост демократического движения неудержим.
Мировой капитализм и русское движение 1905 года окончательно разбудили Азию. Сотни миллионов забитого, одичавшего в средневековом застое, населения проснулись к новой жизни и к борьбе за азбучные права человека, за демократию.
В. И. Ленин, Соч., т. 19, стр. 65 - 66.
ОБРАЗОВАНИЕ НАРОДНОГО СОВЕТА (ФОЛЬКСРААДА) В ИНДОНЕЗИИ. 1918 год
(извлечение)
Под влиянием усилившегося национально-освободительного движения в Индонезии голландские колонизаторы были вынуждены пойти на некоторые уступки, и в 1918 г. был образован так называемый Народный совет (Фольксраад), имевший совещательные функции. В Народный совет входили наряду с голландцами и богатые индонезийцы.
В 1918 году центральное правительство в Батавии создало так называемый Народный совет, или Фольксраад. Из 60 его членов 30 были индонезийцами, 25 голландцами и 5 представляли «другие азиатские народы», обычно китайцев или арабов... Голландские резиденты получили представительство, совершенно не соответствующее их численности. 38 членов Фольксраада избирались косвенно различными местными органами, а остальные назначались генерал-губернатором. Создание Фольксраада было представлено общественному мнению как громадное достижение в области самоуправления. По существу же это было просто некое дискуссионное общество, не имевшее никакой власти издавать законы или в какой-то мере контролировать финансы страны.
Кумар Гошал, Народ в колониях, М., 1949, стр. 170.
РЕЧЬ СУКАРНО ПЕРЕД СУДОМ ГОЛЛАНДСКИХ КОЛОНИЗАТОРОВ. 1930 год
(извлечение)
Национальная партия Индонезии является партией, которая не хочет фантазировать, которая не хочет витать в облаках, пребывать в пустых мечтаниях; НПИ является партией, которая обеими ногами стоит на земле и исходит из истинного положения вещей, из реальности. Она видит, что империализму присущи убеждения, противоречащие нашим, она видит, что империализм использует свою политическую власть для защиты своих интересов, а поэтому она заявляет, что мы сможем по-настоящему сопротивляться империализму, мы сможем избавиться от него, если возьмем политическую власть в свои руки, что мы сможем перестроить наше общество, сделать его более совершенным, если будем свободны, и потому она призывает народ Индонезии добиваться этой свободы! «Ясно, как стекло», как говорят голландцы!
Вера в собственные силы
Но как достичь этой свободной Индонезии? Отвечая на этот вопрос, НПИ также полностью исходит из реальной действительности. Она с уверенностью отвечает: «Силами самого народа Индонезии!» Она не хочет следовать фантазиям некоторых людей, думающих, что существующая в Индонезии империалистическая система должна дать нам возможность «созреть», а когда мы достаточно «созреем», эта империалистическая система «исчезнет сама» и «вручит» нам свободу в качестве «ценного подарка»!
О, если бы так, то каким хорошим был бы империализм; как справедливы были бы слова 22-й статьи устава Лиги наций о том, что эта колониальная политика является «священной миссией» народов с белой кожей по отношению к цветным народам!
Национальная партия Индонезии является партией сопротивления, партией оппозиционной. Организация сил НПИ возникла (как я уже говорил) из убеждения, что колониальный вопрос является вопросом сил. До тех пор, пока индонезийский народ не превратился в могучую силу, до тех пор, пока этот народ разобщен ввиду отсутствия единого союза и не может выразить все свои желания так, чтобы опереться при этом на одну организованную и оформленную силу, до тех пор империализм, преследующий свою собственную выгоду, будет смотреть на него, как на покорную овцу, и будет пренебрегать всеми его требованиями.
Так как каждое требование индонезийского народа наносит ущерб империализму, то ни одно требование индонезийского народа не будет выполнено, если не заставить империалистов подчиниться этому требованию. Каждая победа индонезийского народа над империалистами и правительством является результатом давления народа, каждая победа индонезийского народа является вынужденной уступкой со стороны империалистов...
Национальная партия Индонезии с самого начала действительно была революционной партией! Выражение в обвинительном акте, утверждающее, что НПИ стала затем революционной, является совершенно неправильным. НПИне затем стала революционной, она является революционной с самого своего рождения!.. НПИ является революционной, потому что она стремится осуществить быстрейшие и радикальные преобразования...
Идеалом НПИ является сильное широкое движение масс, массовые действия, в которых принимают участие тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч, миллионы людей, мужчин и женщин, старых и молодых, умных и глупых, знатных и простых! По нашему убеждению, только при помощи подобных массовых действий организация наших сил сможет достичь своего совершенства.
Только при помощи массовых действий, подобных сильнейшему наводнению, перед стремительностью которого ничто не может устоять, подобных волне, которая прокатится по всей Индонезии, от Аче до Факфака, лишь при наличии подобных массовых действий организация наших сил сможет стать действительной силой.
Сукарно, Индонезия обвиняет, М., 1957, стр. 78, 89, 97,
I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ.
Основы Партиндо следующие:
1. Изменение структуры всего западного общества после периода средневековья и бессилие всего восточного общества из-за борьбы различных социальных сил внутри него привели к тому, что западный мир влияет на восточный мир и господствует над ним.
2. Влияние на Индонезию и господство над ней других стран осуществлялось сначала голландским империализмом, а затем, после провозглашения политики открытых дверей, - международным империализмом.
3. Вот почему наша родина Индонезия стала для империализма сферой приложения иностранного капитала, источником сырья и рынком сбыта для товаров других стран.
4. Из-за господства империализма индонезийское общество деградирует во всех отношениях.
5. Общество внутри государства можно всесторонне улучшать только, если сам народ руководит и управляет этим государством, а власть и влияние империализма ликвидированы.
6. Партия Индонезии убеждена также в том, что влияние империализма и его власть над нашей родиной Индонезией будут ликвидированы и что наше общество сможет полностью функционировать только тогда, когда нашей родиной будет управлять сам индонезийский народ. Поэтому Партия Индонезии требует свободы для Индонезии.
7. Согласно положению о праве наций на самоопределение, свобода стала поистине правом каждого народа, а для народа Индонезии, который в настоящее время не свободен, право на самоопределение означает высокую обязанность бороться за достижение свободной Индонезии.
8. Интересы империализма всегда противоречат интересам народа, на который он влияет или над которым господствует. Поэтому Партия Индонезии убеждена в том, что индонезийский народ в борьбе за достижение свободной Индонезии должен опираться на собственные силы и способности, не надеясь на помощь империализма (самопомощь и несотрудничество).
9. Партия Индонезии убеждена в том, что борьба за достижение свободной Индонезии должна носить характер массовых действий народа, воодушевленного идеями демократии и социализма и проводящего политику единства. Демократия и социализм - это и есть мархаенизм (свободная Индонезия, избавленная от капитализма и империализма).
Политическая программа
Борьба индонезийского народа за свободное государство, составляющее Республику Индонезию, которое основано на социальной политике, то есть на социо-национализме и социо-демократизме.
III. О ПРОФСОЮЗАХ
а) Партиндо поощряет и поддерживает существование рабочего движения.
б) Профсоюзные объединения должны находиться под руководством политических партий,
в) Рабочее движение должно быть основано на:
1) наличии антагонизма между трудом и капиталом;
2) поэтому профсоюзное движение должно носить форму боевых антиреформистских союзов;
3) целью профсоюзного движения должно быть уничтожение как иностранного, так и национального капитализма;
4) в деятельности профсоюзного движения должны сочетаться действия, направленные на улучшение нынешнего положения, с действиями, направленными на ликвидацию капитализма;
5) наше профсоюзное движение должно состоять только из индонезийцев;
6) наше профсоюзное движение стремится к международному сотрудничеству, а не к международным связям.
IV. О КРЕСТЬЯНСКИХ СОЮЗАХ
а) Партиндо поощряет и поддерживает существование крестьянских союзов.
б) Объединения крестьянских союзов должны находиться под руководством политических партий.
в) Крестьянское движение должно быть основано на следующем:
1) индонезийский крестьянин влачит нищенское существование по трем причинам: из-за капитализма; из-за остатков феодализма, которые сейчас еще не отменены; из-за отсталой системы самого производства;
2) поэтому крестьянские союзы должны работать в трех направлениях:
проводить борьбу против капитализма; проводить борьбу против феодализма; проводить дело модернизации самой системы производства, например, путем кооперации;
3) борьба, указанная в пунктах «а» и «б», должна отвергать всякого рода реформизм и признавать сочетание действий, направленных на улучшение нынешнего положения, с действиями, направленными к конечной цели;
4) крестьянские союзы должны состоять только из индонезийцев.
V. О СВАДЕШИ И КООПЕРАЦИИ
а) Партиндо всегда поддерживает развитие ремесленного производства и народных предприятий, как дело обучения народа управлению и организации собственной экономики.
б) Свадеши Партиндо не согласно с основой свадеши Индии, которое с экономической точки зрения реакционно. Поэтому свадеши Партиндо основано полностью на мархаенизме и экономическом прогрессе.
в) Партиндо полностью поддерживает требования о необходимости модернизации орудий труда индонезийского народа.
г) Партиндо полностью поддерживает движение за кооперацию, в частности, в качестве одного из средств обучения народа организации ведения хозяйства собственными силами и способностями.
д) Движение Партиндо за кооперацию основано полностью на мархаенизме и прогрессе экономики.
е) Свадеши и кооперация Партиндо твердо стали частью наших массовых действий.
«Persatuan Indonesia» №171 - 172 - 173. Nomor Kongress Partindo. Bangian Pertama. 10 - 20 - 30, April 1933.
ИНДОНЕЗИЯ
ИЗ СТАТЬИ В. И. ЛЕНИНА «ПРОБУЖДЕНИЕ АЗИИ»
Интересно, что революционно-демократическое движение охватило теперь и голландскую Индию, остров Яву и другие колонии Голландии, имеющие населения до 40 миллионов человек.
Носителями этого демократического движения являются, во-первых, народные массы на Яве, среди которых пробудилось националистическое движение под знаменем ислама. Во-вторых, капитализм создал местную интеллигенцию из акклиматизировавшихся европейцев, которые стоят за независимость голландской Индии. В-третьих, довольно значительное китайское население на Яве и других островах перенесло революционное движение со своей родины.
Голландский марксист Ван Равестейн, описывая это пробуждение голландской Индии, указывает, что исконный деспотизм и произвол голландского правительства встречают теперь решительный отпор и протест среди масс туземного населения. Начинаются обычные явления предреволюционного периода: возникают с поразительной быстротой союзы и партии. Правительство запрещает их, вызывая тем еще большее озлобление и новый рост движения. Так, голландское правительство недавно распустило «индийскую партию» за то, что в уставе и программе ее говорилось о стремлении к независимости. Голландские «держиморды» (кстати сказать, одобряемые и клерикалами и либералами: сгнил европейский либерализм!) увидели в этом преступное стремление отделиться от Голландии! Распущенная партия, конечно, воскресла под другим названием.
На Яве возник национальный союз туземцев, имеющий уже 80 000 членов и организующий массовые митинги. Рост демократического движения неудержим.
Мировой капитализм и русское движение 1905 года окончательно разбудили Азию. Сотни миллионов забитого, одичавшего в средневековом застое, населения проснулись к новой жизни и к борьбе за азбучные права человека, за демократию.
В. И. Ленин, Соч., т. 19, стр. 65 - 66.
ОБРАЗОВАНИЕ НАРОДНОГО СОВЕТА (ФОЛЬКСРААДА) В ИНДОНЕЗИИ. 1918 год
(извлечение)
Под влиянием усилившегося национально-освободительного движения в Индонезии голландские колонизаторы были вынуждены пойти на некоторые уступки, и в 1918 г. был образован так называемый Народный совет (Фольксраад), имевший совещательные функции. В Народный совет входили наряду с голландцами и богатые индонезийцы.
В 1918 году центральное правительство в Батавии создало так называемый Народный совет, или Фольксраад. Из 60 его членов 30 были индонезийцами, 25 голландцами и 5 представляли «другие азиатские народы», обычно китайцев или арабов... Голландские резиденты получили представительство, совершенно не соответствующее их численности. 38 членов Фольксраада избирались косвенно различными местными органами, а остальные назначались генерал-губернатором. Создание Фольксраада было представлено общественному мнению как громадное достижение в области самоуправления. По существу же это было просто некое дискуссионное общество, не имевшее никакой власти издавать законы или в какой-то мере контролировать финансы страны.
Кумар Гошал, Народ в колониях, М., 1949, стр. 170.