II. Поступление угрозы по телефону.
В настоящее время телефон является основным средством информацию о заложенных взрывных устройствах, захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже. Не оставляйте без внимания ни одного подобного сигнала. Обеспечьте своевременную передачу полученной информации в правоохранительные органы.
Значительно помогут правоохранительным органам при проведении оперативно-розыскных мероприятий по данным фактам:
• инструктажи персонала о порядке действий при приеме телефонных сообщений с угрозами террористического характера в соответствии с приложением 1;
• оснащение указанных в официальных справочниках телефонов объекта, автоматическими определителями номера (АОН) и звукозаписывающей аппаратурой.
III. Поступление угрозы в письменной форме.
Угрозы в письменной форме могут поступить к вам на объект как по почтовому каналу, так ив виде анонимных записок, надписей, информации на дискете и т.д.
Обеспечьте четкое соблюдение персоналом объекта правил обращения с анонимными материалами, изложенных в приложении 2.
Примите меры к сохранности и своевременной передаче в правоохранительные органы полученных материалов.
IV. Захват заложников.
Любой объект может стать местом захвата или удержания заложников. При этом преступники могут добиваться достижения своих политических целей или получения выкупа. Как правило, при подобных ситуациях в роли посредника при переговорах террористы обычно используют руководителей объектов.
Во всех случаях жизнь людей становится предметом торга и находится в постоянной опасности.
Захват всегда неожидан. Вместе с тем меры предупредительного характера (ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта, установка систем сигнализации, аудио-и видеозаписи, более тщательный подбор и проверка кадров, организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям при чрезвычайных происшествиях) помогут снизить вероятность захвата людей на вашем объекте.
При захвате людей в заложники необходимо:
• о сложившейся на объекте ситуации незамедлительно сообщить в правоохранительные органы;
• инициативно не вступать в переговоры с террористами;
• принять меры к беспрепятственному проходу (проезду) на объект сотрудников правоохранительных органов, автомашин скорой медицинской помощи, МЧС;
• по прибытии сотрудников спецподразделений ФСБ, МВД оказать им помощь в получении интересующей их информации;
• при необходимости выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей. Не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной;
• не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам.
Приложение 1. О порядке приема сообщений^ содержащих угрозы террористического характера, по телефону.
Правоохранительным органам в предотвращении совершения преступлений и розыске преступников значительно помогут следующие ваши действия:
1. Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.
2. По ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его (ее) речи:
• голос (громкий/тихий, низкий/высокий);
• темп речи (быстрая/медленная);
• произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом);
• манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями).
3. Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук телерадиоаппаратуры, голоса, другое).
4. Отметьте характер звонка (городской или междугородный).
5. Обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.
6. В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на вопросы:
а) куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?
б) какие конкретные требования он (она) выдвигает (от свое
го имени, выступая в роли посредника или представляя какую-то
группу лиц)?
в) на каких условиях он (или они) согласен (согласны) отка
заться от задуманного?
г) как и когда с ним (с ними) можно связаться?
д) кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?
7. Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного времени для принятия вами и вашим руководством решений о каких-либо действиях (если возможно, еще в процессе разговора сообщите о нем руководству объекта, если нет — немедленно по его окончании).
8. Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании.
9. При наличии АОН запишите определившийся номер телефона в тетрадь, что позволит избежать его случайной утраты.
10. При использовании звукозаписывающей аппаратуры сразу
же извлеките кассету (минидиск) с записью разговора и примите
меры к ее сохранности. Обязательно установите на ее место другую.
Приложение 2. Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера.
1. Получив такие документы, обращайтесь с ними максимально осторожно: уберите их в чистый плотно закрывающийся пакет (лучше в полиэтиленовый) и поместите в отдельную жесткую папку.
2. Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.
3. Если документ поступил в конверте, вскрывайте его только с левой или с правой стороны, аккуратно отрезая кромку ножницами.
4. Сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку (ничего не выбрасывайте).
5. Не расширяйте круг лиц, знающих содержание документа.
6. Анонимные материалы направляются в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором указываются конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т.п.), а также обстоятельства, связанные с их распространением, обнаружением или получением.
7. Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать надписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания, также запрещается их мять и сгибать. При исполнении резолюции и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленых следов на анонимных материалах.
8. Регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах организации и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы в инстанции.