Обеспечение антитеррористической

Защищенности промышленных объектов

И объектов инфраструктуры

Планирование мероприятий по ликвидации ЧС.В Российской Фе­дерации предотвращением террористических акций занимаются специально уполномоченные федеральные органы исполнитель­ной власти и спецслужбы, в первую очередь ФСБ, МВД, СВР РФ. Немалую роль в предупреждении и особенно ликвидации чрезвы­чайных ситуаций, вызванных террористическими акциями, вы­полняет МЧС России. Входящие в его состав силы гражданской обороны приступают к ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий зачастую одновременно с работой спецподразделе­ний и служб.

Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разработаны методические рекомендации по применению сил гражданской обороны при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных возможными крупномасштабными террористическими акциями на территории Российской Федерации, которые содержат подробный комплекс мер и порядок как предупреждения, так и ликвидации названных ситуаций.

Правовой основой применения войск гражданской обороны для ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных ава­рий и катастроф, ставящих под угрозу здоровье населения и требу­ющих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в мирное время, является ст. 16 Федерального закона «О граж­данской обороне».

В соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил Российской Федерации для ликвидации чрез­вычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными террори­стическими акциями с применением средств массового пораже­ния, по решению начальника гражданской обороны субъекта Рос­сийской Федерации могут быть привлечены подразделения Мин­обороны России.

Порядок действий должностных лиц по организации привле­чения войск гражданской обороны и подразделений Миноборо­ны России к ликвидации таких чрезвычайных ситуаций определя­ется соответствующими документами о взаимодействии и разде­лами плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основными критериями, по которым может быть принято ре­шение об использовании сил гражданской обороны для ликвида­ции чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными тер­рористическими акциями, являются результаты оценки комисси­ей по чрезвычайным ситуациям характера террористической ак­ции, количества жертв и объемов предстоящих аварийно-спаса­тельных и других неотложных работ; состава и возможностей вы­полнения имеющимися силами РСЧС работ по ликвидации по­следствий террористической акции, в том числе с применением средств массового поражения.

Если в результате анализа этих данных делается вывод о невоз­можности выполнения в приемлемые сроки силами штатных под­разделений РСЧС первоочередных работ по спасению пострадавших и обеспечению жизнедеятельности населения, то по докладу пред­седателя КЧС соответствующий начальник гражданской оборо­ны принимает решение о привлечении дополнительных сил: войск гражданской обороны, гражданских организаций гражданской обороны, а также подразделений Минобороны России.

При этом разрешение на выделение войск гражданской оборо­ны дает начальник регионального центра, а соответствующих под­разделений Минобороны России — командующий войсками воен­ного округа.

Для подготовки решения об использовании сил гражданской обороны орган управления по делам ГОЧС готовит необходимые исходные данные, включающие:

• результаты разведки зоны проведения контртеррористической операции;

• примерный объем аварийно-спасательных и других неотлож­ных работ при ликвидации последствий террористической акции;

• состав и возможности имеющихся в распоряжении данного органа управления сил и средств РСЧС;

• предложения о привлечении дополнительных сил и средств, в том числе сил гражданской обороны.

Решение о привлечении соответствующих сил оформляется приказом начальника гражданской обороны. В приказе должны быть поставлены конкретные задачи привлекаемым силам, указаны должностные лица, ответственные за организацию и проведение возложенных на них задач, пункты сосредоточения сил перед на­чалом выполнения задач, порядок их материально-технического обеспечения, меры по защите личного состава от опасных хими­ческих, радиоактивных и биологических веществ.

Организация взаимодействия, разработка соответствующих планов и их периодическое уточнение является наиболее важной и ответственной частью работы органов управления по делам ГОЧС по предупреждению и смягчению последствий возможных терро­ристических акций.

В повышении качества взаимодействия основную роль должны играть комиссии по чрезвычайным ситуациям, которые обладают правом определять и уточнять задачи, назначать ответственных за их выполнение, привлекать необходимые силы и средства. При этом решающая роль в умелой организации взаимодействия в ходе планирования, особенно при практических действиях, принадле­жит органам управления по делам ГОЧС всех уровней как специа­листам в данной области.

Порядок взаимодействия между правоохранительными орга­нами и органами управления по делам ГОЧС, а также между ру­ководством привлекаемых сил при ликвидации чрезвычайных си­туаций, вызванных крупномасштабными террористическими ак­циями, определяется заблаговременно и закрепляется подписа­нием соответствующих положений о взаимодействии.

В этих положениях должны быть отражены:

• правовая основа для разработки планов взаимодействия сто­рон;

• перечень задач, решаемых каждой из взаимодействующих сто­рон;

• сигналы или команды, по которым вступает в действие поло­жение о взаимодействии;

;• кто осуществляет общее руководство работами по ликвида­ции чрезвычайных ситуаций;

• порядок связи с оперативным штабом по управлению контр­
террористической операцией.

Подготовка исходных данных для планирования мероприятий по предупреждению террористических акций и смягчению их по­следствий осуществляется на основании паспорта безопасности административно-территориальных единиц, разрабатываемого соответствующим органом исполнительной власти в соответствии с ГОСТ Р 22.2.03-97.

Основные исходные данные:

1. Общая характеристика административно-территориальной единицы, включающая:

• общие сведения о территории (общая численность населе­ния, количество населенных пунктов с объектами особой важно­сти и I категории и др.);

• характеристики природных условий и социально-демографи­ческую;

• транспортную освоенность территории (количество автомо­бильных и железнодорожных мостов, количество портов, при­станей, шлюзов, протяженность магистральных продуктопрово-дов и др.);

• характеристику отраслей социальной сферы (количество жи­лых и административных зданий, лечебно-профилактических уч­реждений, объектов связи и жизнеобеспечения населения);

• места возможного массового скопления людей — автостоян­
ки, остановки общественного транспорта, культовые, ритуаль­
ные и культурно-спортивные учреждения.

2. Характеристика опасности возникновения на территории чрезвычайной ситуации, включающая:

• количество потенциально опасных объектов на территории;

• количество населения, проживающего в непосредственной близости от потенциально опасных объектов;

• общий объем используемых, производимых и хранимых ава­рийно химически опасных, радиоактивных веществ и биологи­ческих поражающих агентов;

• объем возможных аварийных выбросов химически, биологи­чески и физически опасных веществ;

• количество потенциально опасных мест захоронения промыш­ленных отходов и могильников.

Основные особенности работы территориальных органов ис­полнительной власти по снижению риска возникновения чрезвы­чайных ситуаций, вызываемых террористическими акциями:

• составление (уточнение) перечня важных государственных объектов, являющихся возможными целями для действий терро­ристических групп;

• выявление и защита наиболее важных и уникальных элемен­тов объектов экономики и инфраструктуры от возможных терро­ристических акций;

• прогнозирование чрезвычайных ситуаций в случае террори­стических акций на этих объектах;

• создание резерва финансовых и материальных ресурсов субъек­та Российской Федерации, органа местного самоуправления и объектов за счет соответствующих бюджетов;

• усиление контроля за выполнением мероприятий по защите наиболее важных элементов потенциально опасных объектов и объектов инфраструктуры и экономики, критически важных для обороны и экономической безопасности страны.

На основе анализа разных сценариев террористической акции определяется комплекс мер по защите объекта и смягчению воз­можных последствий. При этом повышение физической стойко­сти зданий и сооружений к взрывам может осуществляться по двум направлениям:

• снижение статического и динамического воздействия на от­
дельные конструктивные элементы и здание в целом (устройство
воздушных и податливых прослоек (экранов) в грунте внутри и
на поверхности строительных конструкций, применение разгру­
жающих консолей и поверхностей, повышение местной и общей
податливости строительных конструкций за счет устройства шар-
нирно-податливых узлов опирания и соединений, уменьшение
площади контакта нагружающей среды со строительными конст-
113

рукциями, установка легко сбрасываемых конструкций, умень­шение массы строительных конструкций);

• повышение несущей способности строительных конструкций
зданий и сооружений и грунтов основания (увеличение площади
поперечного сечения конструктивных элементов, применение
строительных материалов с повышенными прочностными и де-
формативными характеристиками, изменение конструктивной
схемы элементов — уменьшение пролета, замена шарнирного опи-
рания на заделку, упрочение грунтов основания).

Оценка террористических угроз для объектов, относящихся к критическим инфраструктурам, возможна в рамках процедуры декларирования их безопасности. Наиболее уязвимые инфраструк­туры города могут быть определены при подготовке паспортов безопасности административно-территориальных единиц.

Результаты этой оценки могут быть использованы в качестве исходных данных для планирования порядка действий при реаги­ровании на террористические акции.

Для смягчения последствий возможных террористических ак­ций с применением средств массового поражения необходимо заблаговременно:

• определить объекты науки, промышленности, энергетики и жизнеобеспечения по степени их потенциальной опасности и ди-версионно-террористической уязвимости;

• провести комиссионное обследование состояния объектов повышенной опасности, особой важности и жизнеобеспечения на предмет их готовности реагировать на возможные террористи­ческие акции;

• совместно с заинтересованными службами разработать необ­ходимые организационные документы по противодействию тер­роризму на объектах повышенной опасности, особой важности и жизнеобеспечения;

• обеспечить высокую готовность органов государственного са­нитарно-эпидемиологического надзора, учреждений сети наблю­дения и лабораторного контроля к оперативному и точному ана­лизу данных контроля окружающей среды в целях своевременно­го определения видов средств массового поражения, которые мо­гут быть использованы в террористической акции;

• определить перечень специальных лабораторий по временно­му хранению, обследованию и обезвреживанию средств соверше­ния технологических террористических акций;

• подготовить специальные разведывательные группы для об­наружения и идентификации химически, радиационно и биоло­гически опасных веществ в случае применения их террористами в местах массового скопления людей;

• иметь необходимые ресурсы для оперативного реагирования на разные варианты террористических действий;

• разработать и реализовать дополнительные меры по усиле­нию пропускного режима и охраны радиационно, химически, био­логически опасных объектов и складов готовой продукции;

• обучить население особенностям действий в случае примене­ния террористами опасных радиоактивных, химических и биоло­гических веществ;

• осуществить физическую защиту критически важных элемен­тов потенциально опасных объектов.

Учитывая особую опасность последствий применения по объек­там с большим скоплением людей современных фосфороргани-ческих отравляющих веществ, установлена необходимость фор­мирования в крупных городах специализированных химико-био­логических команд быстрого реагирования с медицинскими специалистами в составе, оснащения их необходимыми средства­ми контроля, защиты, нейтрализации и оказания первой меди­цинской помощи.

Многообразие способов осуществления террористических ак­ций особенно с использованием средств массового поражения требует тщательного заблаговременного планирования порядка действий и организации эффективного взаимодействия всех сил, участвующих в спасательной операции.

Это может быть достигнуто путем разработки соответствующих документов по организации взаимодействия всех сил, привлекае­мых к спасательным и другим неотложным работам, а также после­дующей практической отработкой этих вопросов в ходе учений и тренировок.

Руководители объектов, отнесенных к критическим инфраструк­турам, также должны осуществлять меры по противодействию террористическим акциям, создавать необходимые силы для ве­дения спасательных работ и готовить персонал к действиям в усло­виях террористических акций.

При организации ликвидации чрезвычайных ситуаций, выз­ванных крупномасштабными террористическими акциями, необ­ходимо учитывать ряд особенностей.

1. При планировании мероприятий по ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в результате аварии на радиационно, хи­мически и биологически опасных объектах с определенной степе­нью достоверности можно заранее спрогнозировать место и ха­рактер последствий возможной аварии, определить и подготовить необходимые силы и средства, принять меры по защите персона­ла объекта и населения, проживающего в непосредственной бли­зости к нему.

Террористическая акция может быть совершена не только не­посредственно на радиационно, химически и биологически опас­ных объектах, но и в любом другом месте с массовым пребывани­ем людей. Это могут быть крупные жилые и административные

здания, спортивные и зрелищные сооружения, лечебно-профи­лактические учреждения, вокзалы, аэропорты, станции метропо­литена.

Поэтому при планировании мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий террористических акций будет больше неопределенностей, вариантов действий, которые необходимо тщательно анализировать и принимать соответствующие допол­нительные меры.

2. Особенность организации действий сил гражданской оборо­ны при ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупно­масштабными террористическими акциями, в том, что эти дей­ствия осуществляются в зоне проведения контртеррориетической операции, где руководство всеми силами возложено на оператив­ный штаб по управлению ею. Руководитель штаба определяет гра­ницы зоны проведения контртеррористической операции, при­нимает решение об использовании привлекаемых сил и средств. Поэтому руководитель аварийно-спасательных работ по ликвида­ции последствий террористической акции должен работать в тес­ном взаимодействии с оперативным штабом и только с его разре­шения вводить в зону необходимые силы и приступать к работам.

3. Не менее важной особенностью действий сил гражданской обороны при ликвидации последствий террористических акций является проведение аварийно-спасательных работ в зоне повы­шенного риска, поэтому мерам безопасности в ходе их должно быть уделено повышенное внимание.

4. Поведение населения в случае возможного проведения тер­рористической акции имеет особое значение. От его умения вести себя в этой ситуации, пользоваться простейшими средствами за­щиты и взаимопомощи будет зависеть количество пострадавших, сроки выполнения работ по ликвидации последствий террори­стической акции.

Особенности организации действий сил гражданской обороны при террористических акциях с применением опасных химических веществ.При совершении террористической акции наиболее ве­роятно использование высокотоксичных опасных химических ве­ществ, которые:

• обладают наибольшим ингаляционным и кожно-резорбтив-ным или только ингаляционным токсическим действием;

• не обладают скрытым периодом действия;

• способны создавать максимальные поражающие концентра­ции в условиях применения;

• сравнительно легко изготавливаются в производственных и лабораторных условиях или приобретаются под видом использо­вания для бытовых нужд;

• не требуют специальных условий при хранении, могут скрытно доставляться к месту совершения террористической акции раз-116

ными видами транспорта и незаметно переводиться в боевое аг­регатное состояние.

Возможными способами применения опасных химических ве­ществ на месте проведения террористической акции могут быть распыление механическое и взрывом, вылив.

Наиболее вероятные места их применения — крупные здания учебного, торгового, культурно-зрелищного, спортивного пред­назначения, станции метрополитена, вокзалы, аэропорты и дру­гие закрытые и открытые помещения с большим числом находя­щихся в них людей.

Для обнаружения наличия и типа опасных химических веществ на месте применения их террористами проводится химическая разведка.

В зависимости от места проведения террористической акции применяются приборы химической разведки разных типов. Хи­мический контроль в очаге поражения должен проводиться ат­тестованными приборами с порогом чувствительности на уров­не ПДК.

Личный состав сил гражданской обороны и РСЧС, органов охраны правопорядка и обслуживающий персонал, участвующий в ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасш­табными террористическими акциями с применением опасных химических веществ, должен использовать соответствующие сред­ства индивидуальной защиты.

Конкретный выбор этих средств защиты спасателей, работа­ющих в зоне заражения, зависит от характера решаемых задач, удаления от источника заражения, прогнозируемой химической обстановки, возможных концентраций опасных химических ве­ществ и их агрегатного состояния.

Для эвакуации людей из зоны заражения используют самоспа­сатели СПИ-20 и СПИ-50, портативное дыхательное устройство ПДУ-3 и портативный дыхательный аппарат ПДА, газодымозащит-ный комплект ГДЗК, фильтрующие противогазы ГП-7, ГП-7В, ПДФ-Д, ПДФ-Ш, ПДФ-2Д, ПДФ-2Ш.

Территория, подвергшаяся химическому заражению в резуль­тате применения стойких опасных химических веществ, подлежит дегазации.

Ликвидация последствий применения террористами опасных химических веществ представляет комплекс специальных меро­приятий, осуществляемых с целью максимального ослабления по­ражения людей, снижения размеров материальных потерь и пре­кращения действия источника чрезвычайной ситуации.

Перечень этих мероприятий в принципе аналогичен выполняе­мым при аварии на химически опасном объекте.

Однако необходимо иметь в виду, что возможно применение террористами опасных химических веществ в местах массового

скопления людей. Поэтому целесообразно обратить внимание на выполнение ряда мероприятий.

1. В режиме повышенной готовности (когда есть информация о
возможной террористической акции с применением опасных хи­
мических веществ) необходимы:

• принятие дополнительных мер к формированию оператив­ных групп для выявления химической обстановки на месте вероят­ного совершения террористической акции с применением опас­ных химических веществ и оказания помощи в ликвидации чрез­вычайной ситуации обслуживающему персоналу объекта и орга­нам охраны правопорядка на транспорте и в местах проведения массовых мероприятий;

• оповещение обслуживающего персонала и личного состава органов охраны правопорядка объекта о возможной террористи­ческой акции с применением опасных химических веществ;

• усиление наблюдения и контроля за обстановкой в закрытом помещении, а также на прилегающих территориях;

• перевод обслуживающим персоналом объекта средств ин­дивидуальной защиты органов дыхания в положение «поход­ное»;

• включение в работу технических средств химической развед­ки и контроля стационарного типа, подготовка носимых прибо­ров химической разведки и контроля;

• уточнение планов взаимодействия с территориальными ан­титеррористическими комиссиями;

• приведение в соответствующую степень готовности сил и средств МЧС России, уточнение планов их действий и выдвиже­ние в предполагаемый район возможной террористической акции с применением опасных химических веществ.

2. В режиме чрезвычайной ситуации (когда совершена террорис­
тическая акция с применением опасных химических веществ)
необходимы:

• оценка обстановки в зоне террористической акции и приня­тие решения о привлекаемых силах;

• организация взаимодействия с оперативным штабом по управлению контртеррористической операцией;

• оповещение пассажиров, зрителей, участников различных мероприятий о наличии в воздухе опасных химических веществ и порядке действий при эвакуации;

• проведение химической разведки и контроля с целью опре­деления группы и идентификации примененных террористами опасных химических веществ;

• проведение эвакуационных мероприятий, включая эвакуацию пострадавших;

• встреча прибывающих подразделений сил гражданской обо­роны, уточнение стоящих перед ними задач.

При совершении террористических акций с захватом заложни­ков в закрытых помещениях с целью их освобождения и ликвида­ции террористов могут применяться специальные вещества, об­ладающие наркотическим действием. После контакта с ними че­рез вдыхаемый воздух в течение нескольких минут наступает но­каутирующий эффект, который вызывает временное физическое бессилие и обездвиживание. Подразделения спецназа пользуются этим моментом для ликвидации террористов, а спасатели совме­стно с медицинским персоналом обеспечивают своевременное применение антидотов, с помощью которых выводят заложников из наркотического состояния. При необходимости пострадавших заложников эвакуируют в медицинские учреждения.

При эвакуации должна быть исключена возможность останов­ки дыхания у пострадавших, для чего их ни в коем случае нельзя класть на спину. Искусственное дыхание при необходимости це­лесообразно проводить с помощью технических средств.

Особенности организации действий сил гражданской обороны при террористических акциях с применением биологических пора­жающих агентов.Из всего разнообразия патогенных микроорганиз­мов, существующих в природе, в качестве потенциальных биоло­гических агентов практически могут быть использованы при тер­рористических акциях только несколько десятков биологических видов.

Потенциальные биологические агенты характеризуются:

• необходимой поражающей эффективностью;

• высокой контагиозностью (заразительностью), т.е. способно­стью с высокой частотой вызывать возникновение заболеваний среди неиммунизированных контингентов при минимальной за­ражающей дозе;

• значительной устойчивостью во внешней среде;

• трудностью обнаружения агента после применения в воздухе, воде, на разных объектах внешней среды;

• сложностью и длительностью лабораторного определения вида агента;

• трудностью быстрой диагностики возбудителя заболевания;

• способностью инфекции к широкому эпидемическому рас­пространению;

• отсутствием или недостаточной эффективностью имеющихся в данное время средств иммуно- и экстренной профилактики за­болеваний.

Биологический терроризм может быть осуществлен в форме угрозы применения биологических поражающих агентов (БПА), либо в форме непосредственного заражения окружающей среды возбудителями инфекционных болезней и токсинами. При этом действия террористов могут быть демонстративными или скрыт­ными.

При угрозе скрытного применения БПА с указанием только некоторых деталей предполагаемой террористической акции био­логическая обстановка будет менее определенной, однако возмо­жен заблаговременный перевод сил и средств в повышенную го­товность.

При демонстративном применении БПА или в случае установ­ления факта биологического заражения биологическая обстанов­ка может категорироваться как определенная.

При совершении террористической акции в зависимости от поставленных целей вероятно использование как контагиозных, так и неконтагиозных высоковирулентных, имеющих низкие ин­фицирующие дозы, возбудителей инфекционных болезней с ко­ротким или длительным инкубационным периодом, устойчивых к неблагоприятным факторам окружающей среды, обладающих универсальными механизмами распространения возбудителей во внешней среде и путями его проникновения в организм.

Заражение местности и водоемов возможно при распростране­нии культур микроорганизмов путем их рассыпания или разлива.

Заражение воздуха путем диспергирования биологических ре­цептур в закрытых помещениях и на открытых площадках будет направлено на ингаляционное поражение людей.

Заражение пищевых продуктов БПА возможно ожидать на объектах пищевой и молочной промышленности, объектах обще­ственного питания, на складах готовой продукции и в организа­циях, их реализующих.

В качестве типовых объектов проведения террористической ак­ции наиболее вероятны места массового скопления людей в за­крытых помещениях (на станциях и в вагонах метрополитена, са­лонах автобусов, трамваев, поездов, самолетов, в зданиях спортив­ного, торгового, развлекательного, лечебно-профилактического назначения) и на открытом пространстве (на стадионах, рынках, площадях, в парках и т.д.).

Мероприятия по организации защиты пассажиров, зрителей, участников уличных мероприятий, обслуживакшдего персонала и личного состава органов охраны правопорядка излагаются отдель­ным разделом в Плане действий по предупреждению и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций, который разрабатывается соответ­ствующим органом управления по делам ГОЧС.

Планом должны быть предусмотрены:

• особенности поведения пассажиров, зрителей, участников уличных мероприятий при совершении террористической акции;

• порядок оповещения соответствующего органа управления, личного состава органов охраны правопорядка, обслуживающего персонала, пассажиров, зрителей и участников уличных мероп­риятий о применении террористами биологических поражающих агентов;

• порядок использования средств индивидуальной защиты и применения медицинских средств и средств экстренной профи­лактики;

• организация взаимодействия и координация действий сил гражданской обороны, участвующих в ликвидации последствий террористической акции;

• план размещения обсерваторов и порядок эвакуации в них населения, оказавшегося в зоне террористической акции;

• порядок проведения санитарной обработки людей и специ­альной обработки техники, участков местности, зданий и соору­жений с определением необходимых сил и средств.

Личный состав сил, участвующий в ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными террористическими акциями с применением БПА, в зоне биологического заражения, при обеззараживании источника заражения и при эвакуации лю­дей использует средства индивидуальной защиты. Кроме того, средства индивидуальной защиты используют личный состав ор­ганов охраны правопорядка и обслуживающий персонал, обеспе­чивающие эвакуацию людей, порядок и охрану в зоне проведе­ния контртеррористической операции.

Тип примененного БПА устанавливается лабораторными ме­тодами экспресс-анализа в специализированных медицинских учреждениях, предназначенных для решения подобных задач. Про­бы доставляются личным составом подвижных комплексов радиа­ционной, химической и биологической разведки при исключе­нии возможности рассеивания отобранных материалов. После дос­тавки транспорт обеззараживается на специальной площадке, а лич­ный состав проходит полную санитарную обработку.

Ликвидация последствий применения террористами биологи­ческих поражающих агентов представляет комплекс оперативных специальных мероприятий, осуществляемых с целью максималь­ного ослабления поражения людей, снижения размеров мате­риальных потерь и прекращения действия источника биологиче­ских поражающих агентов.

Перечень этих мероприятий в принципе аналогичен выполняе­мым при аварии на биологически опасном объекте.

Необходимо иметь в виду, что применение террористами био­логических поражающих агентов возможно в местах массового скопления людей, на предприятиях пищевой и мясомолочной промышленности. Поэтому целесообразно обратить внимание на выполнение следующих мероприятий.

1. В режиме повышенной готовности (когда есть информация о возможной террористической акции с применением биологиче­ских поражающих агентов) необходимы:

• формирование оперативных групп территориального подчи­
нения для выявления биологической обстановки на месте вероят-
121

ного совершения террористической акции с применением биоло­гических поражающих агентов, специализированных формирова­ний госсанэпидслужбы для участия в организации и проведении противоэпидемических мероприятий и оказания помощи обслу­живающему персоналу и органам охраны правопорядка в ликви­дации последствий террористической акции;

• уточнение планов взаимодействия с территориальными ан­титеррористическими комиссиями;

• оповещение обслуживающего персонала и личного состава органов охраны правопорядка объекта о возможной террористи­ческой акции с применением биологических поражающих агентов;

• усиление наблюдения и контроля за обстановкой в закрытом помещении, а также прилегающих к ним территориях;

• перевод обслуживающим персоналом объекта средств инди­видуальной защиты органов дыхания в «походное» положение;

• подготовка к работе носимых и передвижных приборов био­логической разведки и контроля;

• приведение в соответствующую степень готовности сил граж­данской обороны и РСЧС, уточнение планов их действий и вы­движение в предполагаемый район возможной террористической акции с применением биологических поражающих агентов.

2. В режиме чрезвычайной ситуации (когда совершена террори­стическая акция с применением биологических поражающих аген­тов) необходимы:

• уточнение обстановки в зоне террористической акции и при­
нятие решения о привлекаемых силах;

• организация взаимодействия с оперативным штабом по
управлению контртеррористической операцией;

• оповещение населения, обслуживающего персонала и лично­го состава органов охраны правопорядка о биологическом зара­жении;

• проведение неспецифической биологической разведки и конт­роля с целью установления факта применения БПА, установле­ние таксономической группы БПА, прогнозирование зоны био­логического заражения;

• обеспечение населения в зоне террористической акции сред­ствами индивидуальной защиты органов дыхания;

• эвакуация населения на незараженные территории (при от­сутствии необходимости введения карантина или обсервации);

• оказание первой медицинской и доврачебной помощи пора­женным в результате террористической акции;

• локализация места вылива (выброса) биологических цоража-ющих агентов;

• контроль состояния воздуха и поверхностей, подвергшихся заражению биологическими поражающими агентами, после уда­ления продуктов обеззараживания;

• специальная обработка средств индивидуальной защиты, об­мундирования и техники, а также санитарная обработка спасате­лей, участвовавших в локализации и ликвидации последствий тер­рористических акций;

• дезинфекция участков местности, внутренних и наружных поверхностей зданий, сооружений и техники;

• контроль полноты дезинфекции, санитарно-гигиенических мероприятий;

• санитарная обработка населения, выведенного из зоны био­логического заражения, обслуживающего персонала и личного состава сил гражданской обороны, участвовавших в проведении работ в зоне биологического заражения.

Состав и расход рецептур при обеззараживании стойких и не­устойчивых возбудителей определяются в соответствии с норма­тивными требованиями.

Порядок и технология проведения обеззараживания подробно изложены, а применяемые при этом рецептуры и комплекты де­зинфекции указаны в методических рекомендациях Минздрава Рос­сии «Организация и проведение противоэпидемических меро­приятий при террористических актах с применением биологиче­ских агентов» и методическом пособии МЧС России «Защита от биологических поражающих агентов, используемых при террори­стических актах».

В общей системе защитных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий террористической акции с применени­ем биологических агентов, важное место занимают режимно-огра-ничительные мероприятия в зонах поражения. Они организуются и проводятся в целях предупреждения выноса и последующего распространения инфекций за пределы зон биологического пора­жения и представляют комплекс режимных, ограничительных и медицинских мероприятий, которые в зависимости от эпидемио­логических особенностей инфекции и сложившейся эпидемиче­ской и биологической обстановки подразделяются на обсервацию и карантин.

Карантин накладывается решением Санитарно-противоэпиде-мической комиссии и вводится при подозрении на непосредствен­ное применение при террористической акции в качестве биоло­гического агента возбудителей особо опасных инфекций или при взрыве в результате террористической акции на биологически опасном объекте, в результате которого возможен выброс во внеш­нюю среду возбудителей особо опасных инфекций или же появ­ление в очаге биологического заражения среди населения, сотруд­ников биологически опасного объекта больных или подозритель­ных на заболевание особо опасными инфекциями, групповых за­болеваний контагиозными инфекциями с их нарастанием в ко­роткий срок.

Обсервация в зоне поражения при террористической акции вводится решением Санитарно-противоэпидемической комиссии при установлении факта применения в качестве биологического агента возбудителей неконтагиозных инфекций, а также на тер­риториях с неблагополучным или чрезвычайным санитарно-эпи-демическим состоянием и появлением единичных случаев конта­гиозных инфекций.

Медицинская служба сил гражданской обороны, участвующих в ликвидации последствий террористических акций, должна быть ориентирована на санитарно-эпидемиологические, санитарно-гигиенические и лечебно-эвакуационные мероприятия в услови­ях обсервации (карантина).

С этой целью медицинской службой для наблюдения за спаса­телями с повышенной температурой или симптомами инфекцион­ных заболеваний организуются изоляторы, а для соприкасавших­ся с зараженным материалом и использовавших неисправные сред­ства защиты без симптомов инфекционного заболевания — об-серваторы.

Введенное режимное ограничение (обсервация) для спасате­лей отменяется после завершения аварийно-спасательных и дру­гих неотложных работ, полного о<

Наши рекомендации