Система противодействия терроризму за рубежом
Система противодействия терроризму в США.Американская «Стратегия борьбы с терроризмом» призвана обеспечить две ключевые задачи: защитить Соединенные Штаты, их граждан, их интересы, друзей и союзников по всему миру от террористических атак и, одновременно, создать максимально неблагоприятную для функционирования терроризма международную среду. Для выполнения этих задач администрация США представила так называемую стратегию «четырех D»: 1. Defend — защитить; 2. Defeat — уничтожить; 3. Deny — отказать; 4. Diminish — уменьшить.
1. Самым важным направлением по приложению усилий является защита жителей и интересов США, как на американской
территории, так и за рубежом, путем укрепления обороноспособности страны, а также распознания и нейтрализации террористической угрозы на максимально ранних стадиях.
2. США будут уничтожать террористические организации, действующие в общемировом масштабе, атакуя убежища их лидеров, командные пункты, перекрывая источники материальной поддержки. Ожидается, что это приведет к разобщению некогда взаимосвязанных сетей. Следующим шагом будет активизация сотрудничества с партнерами на региональном уровне, чтобы с помощью национальных инструментов изолировать, а затем и уничтожить террористов.
3. США предпримут многоплановые усилия по пресечению дальнейшего пособничества и поддержки террористов, стремясь добиться от всех государств выполнения обязательств в соответствии с резолюцией ООН 1373 и документами ООН, по противодействию терроризму. В отношении тех стран, которые не захотят прилагать необходимые усилия, США готовы пойти на принудительные меры.
4. США будут стремиться минимизировать благоприятные для терроризма условия.
Инструментами обеспечения указанной стратегии станет весь спектр американской мощи: экономическая, дипломатическая, информационная, военная и т.д. Однако особый акцент сделан на трех основных направлениях, призванных обеспечить успех стратегии «четырех D»: постоянно действующие правовые инструменты, бдительно следящие за соблюдением закона; эффективная деятельность разведывательных служб; военный компонент — последнее средство отвести нависшую угрозу. Наиболее высока вероятность использования военной силы в случаях, касающихся возможного приобретения террористами оружия массового уничтожения (ОМУ). Предотвращение попадания технологий, связанных с ОМУ, в руки террористических групп определяется как один из главных приоритетов американских антитеррористических усилий.
Добиться успеха в обнародованной стратегии предполагается в несколько этапов.
На первом этапе, опираясь на международную кооперацию и правовые механизмы, ставится задача локализовать и изолировать террористические ячейки, а затем и уничтожить их. Для этого необходимо изучить врага изнутри силами разведывательных служб.
Размах терроризма заставил США признать, что у терроризма есть питательная среда: несправедливость сегодняшнего мира, нищета, поразившая миллионы людей, религиозные и этнические конфликты и др. Исходя из этого, Вашингтон поставил сверхамбициозную цель: выбить почву из-под ног террористов. А это значит, что у США появился интерес не только к форсированию
ближневосточного урегулирования, но и к проблеме Юга с более чем миллиардным населением.
Руководство США признает, что они не могут контролировать весь мир, так как «не имеют ни необходимых ресурсов, ни опыта пребывания в каждом уголке мира». Вместо этого США полны решимости проводить мониторинг выполнения обязательств всеми субъектами международных отношений. Акцент сделан именно на том, чтобы каждое государство исполнило свой суверенный долг, обеспечив контроль над своей территорией и своими гражданами. Антитеррористическая консолидация на глобальном уровне, считают в Вашингтоне, должна проходить в рамках существующих и будущих международных конвенций. Сами США присоединились к двум антитеррористическим конвенциям ООН — Конвенции по борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г. и Конвенции по борьбе с финансированием терроризма 1999 г. США заявили об участии в выработке новых международных правовых актов, касающихся вопросов терроризма.
Одновременно США наращивают усилия по уменьшению уязвимости собственной территории. Еще одним шагом на этом пути стало создание Объединенного центра по предотвращению террористической угрозы (Terrorist Threat Integration Center). Этот институт, как объявил президент США, нужен для более целенаправленной, постоянной и эффективной антитеррористической деятельности и, что особенно важно, для выработки общего плана действий на основе собранной информации. При этом заявлено о значительном повышении роли партнеров и союзников США в борьбе с международным терроризмом. Вопрос стоит о координации, а также определении приоритетов антитеррористических усилий США, их партнеров и союзников.
Трагедия в Беслане драматическим образом изменила восприятие Россией характера и степени угрозы ее безопасности и территориальной целостности со стороны сил терроризма. США и их европейские союзники также проявили озабоченность фактом реального существования террористической угрозы в отношении России и, возможно, для них самих в связи с событиями в Чечне и в целом на Северном Кавказе. Россия могла бы оказать США помощь в объявленной ими «войне против терроризма», обеспечив собственную безопасность.
США, их союзники и партнеры открыты для взаимодействия и помощи российскому правительству:
• в предоставлении более полной разведывательной информации об известных террористических группах;
• в оказании материальной и технической поддержки в целях обеспечения безопасности российских границ, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры, атомных электростанций, ядерного и химического оружия и материалов;
• в активном перекрытии иностранных источников финансирования террористических групп, действующих на территории России;
• в помощи в подготовке специалистов и, возможно, оказании прямой операционной поддержки при поиске и захвате террористов.
Даже скромные успехи в американо-российском сотрудничестве по предотвращению террористических угроз в отношении России могут содействовать преодолению недоверия между двумя странами.
Недавнее подписание меморандума о сотрудничестве между ФСБ и ФБР стало важным шагом в правильном направлении, однако многое еще предстоит сделать. Не вызывает сомнения, что целый ряд угроз безопасности России небезопасен и для США.
США и Россия, возможно, больше, чем какие-либо другие страны, заинтересованы в том, чтобы оружие массового поражения не попало в руки международных террористов. Эта проблема заняла центральное место в политике безопасности США после трагедии 11 сентября и должна приобрести то же значение в России после Беслана.
Достоверно известно, что в течение многих лет Аль-Каида предпринимает активные попытки завладеть оружием массового поражения для осуществления ядерной террористической атаки с катастрофическими последствиями. В настоящее время двумя наиболее вероятными целями для такого удара являются США и Россия, где находятся самые крупные арсеналы ядерных вооружений. Поэтому Россия и США должны умножить совместные усилия по предотвращению угрозы терроризма и распространения оружия массового уничтожения.
За последние годы Россия и Америка многого добились в сотрудничестве в борьбе с терроризмом, особенно в Афганистане, и в укреплении ядерной безопасности (например, программа «Совместное уменьшение угрозы»). Однако необходимо все более тесно увязывать сотрудничество в области ядерной безопасности и нераспространения оружия массового уничтожения с совместными усилиями по борьбе с терроризмом. Некоторый прогресс в этой сфере был достигнут в рамках Совета Россия— НАТО, где программа совместных ответных действий в чрезвычайных ситуациях имеет контртеррористическую составляющую.
Важным шагом в этом направлении стало также решение России присоединиться к Инициативе по безопасности в области нераспространения, которая призвана ограничить транспортировку средств доставки в страны и из стран — потенциальных распространителей оружия массового поражения и техники.
Антитеррористические службы США. Федеральное бюро расследований (ФБР) имеет секцию по обеспечению внутренней безопасности и борьбы с терроризмом, входящую в Управление уголовных расследований.
В составе секции три группы:
• группа специальных операций и анализа — собирает факты о совершенных терактах. На основе их анализа сотрудники группы готовят документы, где предлагаются выводы о наиболее целесообразных тактических приемах и средствах противодействия терроризму;
• группа исследования терроризма и учета взрывов бомб — изучает организационные структуры террористических групп, их участников, собирает и анализирует все случаи терактов с использованием взрывных устройств. Результаты работы этой группы реализуются в ответах на конкретные запросы и в виде информационных справок, направляемых всем заинтересованным ведомствам;
• группа внутренней безопасности — контролирует организацию охраны иностранных представителей на территории США. В составе ФБР имеется группа опытных психологов, в функции которых входит помощь сотрудникам ФБР, ведущим переговоры с террористами о выдаче заложников. Эта группа участвует также в подготовке специально выделенных сотрудников ФБР на курсах и в Академии ФБР.
Для ведения боевых операций против террористов в каждом из 59 управлений ФБР имеется, по крайней мере, одно специальное боевое подразделение по борьбе с терроризмом.
Для боевых операций по освобождению заложников на борту самолетов в ФБР существует специальное подразделение комман-дос, численностью 50 человек.
В марте 1978 г. по приказу Президента США было сформировано секретное армейское подразделение особого назначения — по борьбе с террористами за пределами страны.
В 2005 г. Нью-Йорк организовал в рамках городского полицейского управления собственные антитеррористические подразделения, включая отделение зарубежной разведки и авиационные подразделения.
Финансирование подразделений обеспечивается из бюджета города.
Организация подобных подразделений была вызвана тем, что по мнению администрации Нью-Йорка деятельность ФБР и других федеральных антитеррористических подразделений не обеспечивает достаточного уровня защиты инфраструктуры и населения мегаполиса от террористических воздействий.
Спецслужбы Великобритании.В Великобритании имеются несколько специализированных подразделений, принимающих уча-* стие в операциях по локализации и пресечению террористических актов:
• группа защиты диппредставительств, охраняющая дипломати
ческие представительства в Лондоне;
• «голубые береты» — группа инструкторов-снайперов, обучающих полицейских меткой стрельбе;
• антитеррористическое подразделение Скотланд-Ярда, состоящее из специально подготовленных детективов. Их задача — проникновение в террористические организации;
• специальная патрульная группа Скотланд-Ярда, созданная для патрулирования частных владений и защиты от преступников;
• отделение технической поддержки, созданное для патрулирования частных владений и защиты от преступников;
• отделение технической поддержки, имеющее электронные приборы слежения;
• армейское саперное подразделение — может устанавливать или демонтировать взрывные устройства; подразделение воздушных десантников. Основной боевой единицей по борьбе с терроризмом является специальное подразделение воздушных десантников, состоящих из наиболее стойких и решительных добровольцев британской армии.
Бригады борьбы с терроризмом, Франция. Вначале 1970-х гг. во Франции были созданы специализированные подразделения по борьбе с терроризмом. Очевидно, это было связано с потерей Францией колоний в арабской части африканского континента и с тем, что выходцы оттуда, живущие в крупных городах Франции, стали представлять серьезную угрозу внутренней безопасности страны, проводя террористические акции.
Состав этих групп был непостоянен, и их члены созывались всякий раз, когда этого требовала необходимость. Одно из подобных подразделений было создано после террористических актов в Мюнхене в 1972 г. Бригада борьбы с терроризмом состоит из 50 человек.
Другое подразделение — Группа вмешательства, созданная в рамках национальной жандармерии в марте 1974 г. для борьбы с распространившимся тогда новым видом преступности — захватом заложников в политических целях и для получения выкупа, непосредственно ориентирована на борьбу с терроризмом.
Еще одна возможная функция этой группы — подавление мятежей в тюрьмах и при захватах самолетов, т.е. в случаях, когда преступники вооружены и рядом с ними находятся их жертвы — заложники, что затрудняет применение оружия.
Секретная служба внешней разведки ИзраилявИстория секретной службы внешней разведки «Моссад» («Институт безопасности и специальных задач») — неотъемлемая и весьма значительная часть становления государства Израиль. Более 50 лет эта страна находится в состоянии войны с Египтом, Сирией, Иорданией, Ливаном, Ираком и другими государствами.
В стране, окруженной кольцом враждебно настроенных арабских государств, сформировался триумвират органов безопасно-87
сти («Аман», «Шин Бет» и «Моссад»). Лидирующее положение в этой тройке занимает именно внешняя разведка.
Принятый однажды принцип «террорист должен быть убит» воплощается этой спецслужбой в каждом случае захвата заложников. Переговоров с террористами «Моссад» не проводит.
Подразделение специального вмешательства Испании. Вначале 1978 г. в Испании произошел резкий скачок эскалации терроризма.
Именно тогда в стране и возникла острая необходимость создания специальных сил, способных противостоять отлично организованным террористическим группировкам. Подразделение специального вмешательства было создано в рамках Гражданской гвардии для проведения операций по локализации и пресечению террористических акций в городских условиях (с основной зоной действия — Мадридом).
Контрольные вопросы и задания
1.В чем заключается стратегическая цель государственной политики противодействия терроризму?
2.Какие мероприятия обеспечивает система противодействия?
3.Каковы задачи органов федеральной власти по противодействию терроризму?
4.Укажите задачи первой группы, решаемые государством по противодействию терроризму.
5.Укажите задачи второй группы, решаемые государством по противодействию терроризму.
6.Укажите задачи третьей группы, решаемые государством по противодействию терроризму.
7.В чем заключаются принципы борьбы с терроризмом?
8.Какова правовая основа антитеррористической деятельности?
9.Назовите пять основных пунктов антитеррористической стратегии ООН.
10.В чем заключается предложение России в области международного сотрудничества по противодействию терроризму?
11.Какие субъекты противодействуют терроризму?
12.Расскажите о мероприятиях, проводимых субъектами противодействия терроризму.
Глава 3