Задачи мчс россии по ликвидации

Последствий чрезвычайных ситуаций

Террористического характера

МЧС России является уникальной государственной структурой, не имеющей аналогов в мире. Его подразделения, институты и организации выполняют весьма широкий спектр работ: от опера­тивных, связанных с аварийно-спасательными мероприятиями, до научно-технических, обеспечивающих развитие науки о рис­ках и безопасности и опытные конструкторские разработки, со­здание современной специализированной техники.

В общей государственной системе противодействия терроризму МЧС занимает достойное место, являясь, в частности, как глав­ным организатором (совместно с ФСБ, МВД и МО России), так и основным исполнителем мероприятий, работ по минимизации и полной ликвидации последствий ЧС разного происхождения, в том числе и за счет террористических воздействий.

Ниже рассмотрены основные задачи МЧС по ликвидации по­следствий чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористиче­скими и любыми несанкционированными воздействиями.

Совершенствование и повышение эффективности аварийно-спа­сательных работ.Оно предусматривает:

• развитие и совершенствование нормативной правовой и ме­тодической базы;

• совершенствование технологий ведения аварийно-спасатель­ных работ, в том числе двойного назначения, при контртеррори­стических операциях, повышение эффективности спасательных операций в целом;

• повышение уровня социальной защищенности специалистов аварийно-спасательных формирований, участвующих в ликвида­ции последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих в ходе проведения контртеррористических операций;

• совершенствование технологии и технических средств прове­дения эвакуационных мероприятий из зоны чрезвычайных ситуа­ций, возникающих в результате террористических воздействий и при проведении контртеррористических операций;

• совершенствование финансового, материально-технического и специального обеспечения аварийно-спасательных формирова­ний, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных си­туаций, возникающих в результате террористических воздействий и при проведении контртеррористических операций;

• организацию научно-исследовательских и опытно-конструк­торских работ в соответствии с перечнем критически важных для национальной безопасности технологий в части, касающейся проб­лем повышения оперативности реагирования и эффективности проведения аварийно-спасательных работ;




• развитие международного сотрудничества в области подго­
товки и проведения совместных учений, тренировок и междуна­
родных спасательных операций при проведении совместных контр­
террористических операций.

Пути снижения последствий ЧС.Снижение тяжести последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате террористи­ческих воздействий и при проведении контртеррористических операций. Оно достигается:

• разработкой и осуществлением мер по повышению устойчи­вости, уменьшению уязвимости и, в конечном счете, сохране­нию объектов, существенно необходимых для сбалансированного функционирования экономики и выживания населения в чрезвы­чайных ситуациях с учетом возможностей террористических воз­действий;

• подготовкой населения, территорий и потенциально опас­ных объектов в ходе реализации комплекса мероприятий по пред­упреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенно­го характера с учетом возможностей террористических воздей­ствий;

• организацией научно-исследовательских и опытно-конструк­торских работ в интересах смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате террористических воздей­ствий и при проведениях контртеррористических операций;

• развитием международного сотрудничества в области сниже­ния смягчения чрезвычайных ситуаций, возникающих при прове­дении совместных контртеррористических операций.

Проектные материалы, содержащие обоснование безопасно­сти функционирования опасных объектов, должны предусматри­вать меры по управлению проектными авариями и меры по сни­жению последствий запроектных аварий, вызванных потенциаль­но возможными террористическими актами.

Решение практических задач по ликвидации медико-социальных последствий террористических актов возлагается на Всероссий­скую службу медицины катастроф.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций — проводимые в чрезвы­чайных ситуациях аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба и материальных потерь, лока­лизацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия ха­рактерных для них опасных факторов, восстановление нормаль­ной деятельности объекта посягательства.

Подготовка исходных данных для планирования мероприятий по предупреждению террористических акций и снижению тяже­сти их последствий осуществляется на основании Паспорта безо­пасности административно-территориальных единиц, разрабаты­ваемого соответствующим органом исполнительной власти.

В ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий организуется взаимодействие с федеральными органами государ­ственной власти и их территориальными подразделениями, орга­нами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (по вопросам охраны важных объектов, выделения транспортных средств для перевозки лично­го состава к местам выполнения задач, размещения, питания, бытового обеспечения личного состава и др.), начальниками ор­ганов внутренних дел, командующими войсками объединений, командирами соединений, частей внутренних войск, Миноборо­ны России, других войск, воинских формирований и органов (по определению задач, количества сил и средств, привлекаемых к их выполнению, срокам готовности и времени прибытия в районы сосредоточения, порядку включения сил и средств в группы опе­ративного построения).

Для снижения тяжести последствий возможных террористиче­ских акций необходимо заблаговременно выполнить ряд меро­приятий:

• определить объекты науки, промышленности, энергетики и жизнеобеспечения по степени их потенциальной опасности и ди-версионно-террористической уязвимости;

• провести комиссионное обследование состояния объектов повышенной опасности, особой важности на предмет их готовно­сти реагировать на возможные террористические акции;

• совместно с заинтересованными службами разработать необ­ходимые организационные документы по противодействию тер­роризму на объектах повышенной опасности;

• обеспечить высокую готовность органов государственного са­нитарно-эпидемиологического надзора, учреждений сети наблю­дения и лабораторного контроля к оперативному и точному ана­лизу данных контроля окружающей среды в целях своевременно­го определения видов средств массового поражения, использо­ванных в качестве средства теракта;

• иметь необходимые ресурсы для оперативного реагирования на разные варианты террористических действий;

• разработать и реализовать дополнительные меры по усиле­нию пропускного режима и охраны радиационно, химически, биологически опасных объектов и складов готовой продукции;

• осуществить физическую защиту критически важных элемен­тов потенциально опасных объектов.

В перечень мероприятий по обеспечению безопасности входят неотложные меры по спасению, эвакуации людей и оказание им неотложной помощи, охрана общественного порядка и обеспече­ние общественной безопасности в районе возникновения ЧС, охрана важных объектов, объектов транспорта и жизнеобеспече­ния, обеспечение сохранности имущества, оставленного без при-80

смотра, предупреждение и пресечение фактов хищения собствен­ности, временное ограничение движения транспорта и пешехо­дов в районе возникновения ЧС и прилегающей территории, раз­блокирование транспортных магистралей, объектов жизнеобеспе­чения.

Личный состав органов внутренних дел и спасателей МЧС Рос­сии в этих условиях оказывает в пределах своей компетенции по­мощь гражданам, должностным лицам, образовательным учреж­дениям, учреждениям и организациям, независимо от их органи­зационно-правовых форм и форм собственности, в осуществле­нии их законных прав и интересов.

Федеральные органы исполнительной власти, в ведении кото­рых находятся опасные объекты, органы регулирования безопас­ности, МВД России, ФСБ, другие организации, функции кото­рых связаны с вопросами безопасности, должны иметь в качестве приоритета обеспечение условий, исключающих несанкциониро­ванные и неконтролируемые действия в отношении указанных объектов, опасных материалов и технологий, неконтролируемые передачи опасных материалов и технологий.

Органы регулирования безопасности при осуществлении раз­решительных и контрольно-надзорных функций должны рассмат­ривать обоснования безопасного функционирования опасных объектов и соответствующих видов деятельности с учетом их при­влекательности, как потенциальных целей террористических уст­ремлений.

Таким образом, все службы и подразделения МЧС выполняют не только свои специфические задачи, но также в плане противо­действия терроризму еще одну из основных функций любого ве­домства, задействованного в государственной системе противо­действия терроризму, непрерывно находятся в режиме действий, скоординированных с действиями других ведомств.

Наши рекомендации