Современное представление о гражданском обществе
Переход к информационному обществу, развитие различных форм социальной активности и демократии, процессы глобализации возродили интерес к необходимости широкого осмысления происходящих явлений в контексте гражданского общества. Безусловно, первоначальное представление гражданского общества, как «борьбы всех против всех», кануло в прошлое. Гражданское общество — продукт естественного развития человечества, выражающийся в особом характере экономических, духовных, нравственных условий жизни, способствующий свободной реализации не только частных, но и публичных интересов, достижение которых возможно только в процессе действенных социальных коммуникаций, которые строятся на основе равенства, свободы и справедливости.
Гражданское общество, представляет собой самоорганизующуюся систему поведения и взаимодействия людей друг с другом, связанных общностью интересов, активностью, национальными и культурными традициями, особенностями экономики, моральными, религиозными, правовыми ценностями
|
Тоталитарный режим– это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом. Термин "тоталитаризм" происходит от латинского слова "totalis" (весь, целый, полный).
Он был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фа шизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.). Государство поглощает все общество и конкретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты.
Признаки тоталитарного режима:
• государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
• общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого; в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; моно- польный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
• абсолютная "правовая", а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом";
• государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;
• доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор;
• господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;
• права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации;
• экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая, общинная;
• наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен;
• централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;
• невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных органов;
• государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.
[1] Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. –1994. № 5. С.147.
[2] Вышеизложенные трактовки власти обстоятельно анализируются в монографиях «Власть: очерки современной политической философии Запада» (М., 1989), «Технология власти (Философско-политологический анализ)» (М., 1996), Философия власти / Под ред. В.В. Ильина. – М., 1993.
[3] Агрессия (по Ф.Н Ильясову) - конкурентное поведение в условиях дефицита ресурсов, реализуется в форме нападения (или демонстрации его угрозы), сопровождающееся переживанием определенных эмоций (неприязнь, раздражение, злость, ненависть, гнев, ярость, страх) и направленно на перераспределение неких ресурсов в свою пользу.
[4] См.: Политология: Хрестоматия / Под ред. М. А. Василика. - М., 2001. – С. 563-576.
[5] См.: Политология / Под ред. Комаровского. - М., 2002. - С. 124-147.
[6] См.: Алмонд Г. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций // Политология: Хрестоматия / Под ред. М. А. Василика. - М., 1999. - С. 559-576.