Средства политического влияния
Государственная власть — это только власть государства, а политическая власть — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.
Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную политическую культуру. Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.
Функции системы органов политической власти представляют собой реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.
Требования, с которыми чаше всего сталкиваются представители органов нласти, связаны:
§ с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);
§ обеспечением общественной безопасности;
§ улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;
§ процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).
Поддержка сообщества усиливает позиции должностных лиц и самой системы правления. Она группируется по следующим направлениям:
§ материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);
§ соблюдение законов и директив;
§ участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);
§ внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.
Реакцию системы правления на воздействие различных субъектов группируют в три основные функции:
§ нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);
§ приведение законов в действие;
§ контроль над соблюдением законов.
Более подробный перечень функций системы правления может выглядеть следующим образом. Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.
Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения обеспечивают эффективность системы правления.
ГОСУДАРСТВО - ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
Государство является стержневым элементом и главным управляющим центром политической системы. Именно вокруг государства объединяются другие политические институты, разнообразные политические силы, что обусловлено его отличительными признаками.
Во-первых, государство выступает в качестве официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства. Напомним, что государственно-организованное сообщество, согражданство людей, проживающих на данной территории, — это государство в широком смысле. В этом понимании говорят о российском, испанском, бельгийском и прочих государствах как официальных представителях общества.
Во-вторых, государство является особой организацией публичной политической власти, характеризующейся ее наивысшей концентрацией. Государственная власть воплощается в деятельности государственного аппарата, представляющего собой разветвленную систему государственных органов, учреждений, должностных лиц, посредством которых осуществляется политическая власть и управление обществом. Государственные органы (законодательные, исполнительные, судебные) наделены властными полномочиями, т. е. правом принимать решения от имени государства. Каждый орган имеет вспомогательный аппарат, в котором работает многочисленный слой чиновников-профессионалов (чин — служебное звание в государственном аппарате). Они оказывают содействие в осуществлении властных полномочий, а также услуги населению. Таким образом, деятель-
ность чиновников имеет сервисный (от англ. service — обслуживание) характер, о чем подробнее будет сказано ниже, а сейчас подчеркнем, что негосударственные организации не располагают таким широким кругом специалистов.
Кроме того, государственная власть обладает монопольными правами: на издание законов и других нормативно-правовых актов, имеющих общеобязательный характер; на применение в необходимых случаях принуждения, вплоть до силы; на взимание налогов с населения.
В-третьих, государство обладает суверенитетом, т. е. верховенством внутри страны (внутренний суверенитет) и независимостью в отношении с другими странами (внешний суверенитет). Внутренний суверенитет означает, что государственная власть является высшей властью. Ее решения обязательны для всех, и она может отменить любые другие проявления политической власти (например, партийной), если будет нарушен закон. Внешний суверенитет включает такие принципы, как неприкосновенность территориальных границ, недопущение вмешательства во внутренние дела своей страны других государств.
В-четвертых, государство выполняет интегрирующую роль в обществе, являясь главным управляющим центром политической системы. Напомним, что политическая система через процесс разработки, принятия и реализации политических решений осуществляет воздействие на те или иные стороны общественной жизни, т. е. политическое управление. Центром этого управления выступает государство, что находит отражение в его функциях (перечислите их) и воплощается в политике. Процесс формирования и реализации политики сопровождается согласованием разнообразных социальных интересов, которые выражают политические партии, общественно-политические движения, другие политические и общественные силы. Тем самым государство посредством государственной политики играет интегрирующую роль в достижении гражданского согласия, обеспечении стабильности и развития общества. Что же представляет собой политика как государственное управление?
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СУЩНОСИ ГОСУДАРСТВА
Сложность проблемы изучения государства предопределяет и многообразие подходов, теорий, концепций. Даже проблема происхождения государства в истории социально-политической мысли не решается однозначно. Общепризнанным является лишь тот факт, что государство возникло как результат процессов, происходящих в структуре общества. К основным, наиболее распространенным теориям происхождения государства следует отнести следующие:
Теория божественного происхождения государства. Свои истоки она берет в древней мифологии, наивысшего расцвета достигает в средние в. в работах Фомы Аквинского и его последователей, Государство рассматривается как раз и навсегда данный институт государственной власти, ниспосланный Богом. Божественная сущность государства предопределяет его вечность и неизменность. Верховный правитель по своей природе является наместником Бога на земле и проводником его воли в отношении всех своих поданных, что закрепляло незыблемость отношений «господства-подчинения». А любые попытки изменить что-то в государственном устройстве неизбежно рассматривались как греховные и влекли за собой Божественное наказание. Данная теория, укрепляя основы государства, способствовала упрочению позиций церкви в обществе. Церковная власть считалась выше и важнее светской.
Патриархальная теория. Основоположник этой теории английский мыслитель XVIII в. Роберт Филмер считал, что государство представляет собой форму патриархальной власти, осуществляемой в интересах всего народа. Формирование государства начинается в рамках первобытнообщинного строя с принципа патриархальной власти, который автоматически переносится на функционирование новых общественных объединений. Само государство представляет собой результат механического объединения родов в племена, племен в объединения племен и так до государства. Верховный правитель осуществляет управление государством, как отец (pater) руководит большой семьей. А государство — это прообраз большой семьи, где правитель — это отец, а подданные государства — его дети, которые должны его уважать, любить и ему подчиняться в соответствии с предписанием моральных норм.
Теория «общественного договора» объясняет возникновение государственной власти соглашением между людьми. Наиболее распространена в западной философии. Эта теория берет свое начало в раннем буддизме (Мо-цзы). Некоторые ее идеи были высказаны Эпикуром, Лукрецием. Завершенную форму она принимает в Западной Европе в период развития буржуазных отношений в XYII в. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Дж. Мильтон, Б. Спиноза, И. Кант, И. Г. Фихте, А. Н. Радищев). Государство — это результат договора, заключенного между властелином и его подданными. В понимании сути государства эта теория у различных мыслителей почти неизменна. Основные различия у них сосредоточены во взглядах на причины заключения договора.
Т. Гоббс считал естественным состоянием человеческого общества войну всех против всех. Постоянные конфликты в обществе вызывают необходимость установления определенного порядка, новых взаимоотношений. Для этого необходимо наделить кого-то властью, чтобы регулировать все общественные отношения. Таким образом, был заключен «общественный договор», передающий атрибуты власти определенному лицу и регламентирующий поведение и деятельность всех остальных. Власть (по Т. Гоббсу) должна быть абсолютной и неизменной.
Дж. Локк считал, что естественное состояние в силу неупорядоченности общественных отношений привело к необходимости заключения общественного договора. Но государство предполагает форму конституционного правления и правового регулирования отношений. Оно выполняет роль «ночного сторожа» по охране прав и свобод граждан.
Несколько иначе трактовал этот процесс Ж. Ж. Руссо. Он считал, что человек, находясь в гармоничных отношениях с природой, тем не менее, постоянно сталкивался с определенными трудностями. Кроме того, появление частной собственности привело к тому, что организация совместных форм жизни стала насущной потребностью. И люди были вынуждены заключить «договор всех со всеми», который принимает у него форму «народного суверенитета». Руссо идет дальше своих предшественников и считает, что этот договор может быть рас - тор гнут по воле народа, если его не удовлетворяет власть, или будут сильные злоупотребления ею.
Теория насилия, получившая особое распространение в XIX в., исходит из того, что зарождение государственной власти начинается с деления общества на сильных и слабых. А само государство возникает в результате одноразового акта захвата государственной власти. Однако на практике подобные одноразовые акты установления государственной власти, как правило, создают новое государство на руинах уже ранее существовавшей государственной власти.
Марксистская теория происхождения государства основана на классовом подходе. Эволюция государства состояла в постепенном обособлении осуществляющих власть институтов в определенные организации и учреждения, стоящие над обществом. Управленческие функции, которые ранее осуществлялись всем родом или племенем, передавались специализированным институтам, которые и становились по мере своего развития государством.
Классической работой, рассматривающей генезис возникновения государства в рамках данного подхода, является работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.). Процесс становления и развития государства берет начало в классовых изменениях, происходивших в поздний период общинноплеменного строя. До тех пор пока это общество было в принципе экономически недифференцированным, а только разделено социально (скорее всего, с точки зрения престижа, а не различий в обладании имуществом и властью), основные его политические функции (оборона и поддержание внутреннего порядка) могли осуществляться коллективными усилиями, без создания для этих целей специализированных институтов. Так происходило потому, что не существовало антагонистических внутренних конфликтов, вынужденных навязывать волю одной группы другой. Племя выступало как единое целое и могло осуществлять эти интересы путем коллективных действий всех своих членов. Власть опиралась на авторитет старейшин, поддерживаемых в случае необходимости силой всех членов общества, и не требовала специального аппарата насилия.
Положение резко изменяется, когда в результате развития производительных сил происходит разделение общества на классы. Оформившееся классовое деление общества привело к тому, что в силу обладания собственностью одна социальная группа могла навязывать свою волю другой. Тем самым сложились отношения «господства - подчинения», когда управление делами общества (а вернее государства) осуществляется в интересах экономически господствующего класса. По мере развития общественных отношений из среды господствующего класса выделяется отдельный, становящийся над обществом слой, который занимается сугубо управлением, т. е. происходит полное отчуждение власти от народа. Власть, приобретая форму обособленного аппарата управления, принимает политический характер.
Таким образом, формирование государства — это естественноисторический процесс. Возникнув в период образования классов, оно по мерс укрепления социальной однородности общества будет утрачивать свое значение, так как «не представляет собой силы, извне навязанной обществу... Государство есть продукт общества на известной ступени его развития...» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 169). «Оно по своей сути представляет собой машину для поддержания господства одного класса над другим» (Ленин). Социально однородное общество не будет нуждаться в такой машине.
Современная зарубежная политология предлагает и некоторые другие концепции происхождения государства. В целом они связывают возникновение государства с формированием социального неравенства в обществе. Но конкретные причины становления государственности выдвигаются самые разнообразные.
Так, М. Дюверже считает, что государственные структуры в своем генезисе обусловлены социально-экономическими условиями. Но основополагающим признаком государства у него является материальная мощь государства, включающая военную силу и судебнорепрессивный аппарат, с помощью чего оно навязывает свои решения гражданам,
Ж. Бюрдо считает, что государство не только продукт осознанной деятельности людей, но и результат комплекса сложившихся материальных и духовных условий. Его деятельность представляет собой стремление к централизации власти и носит институционализированный характер.
М. Вебер определял государство как «легализованное насилие» и связывал его функционирование с осуществлением в обществе принуждения с целью реализации интересов определенной социальной группы (класса). Есть и другие трактовки сущЕюсти государства. Но все они не указывают конкретной причины возникновения государства, хотя так или иначе в качестве таковой рассматривают социально - экономические условия.
Сущность государства и его основные признаки
Функционирование государства в обществе преследует две основные цели:
1)«выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества», т. е. управление делами всего общества;
2)«специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами», т. е. формирует в обществе отношения «господства-подчинения».
При рассмотрении сущности государства, определении его типа и формы используют совокупную социологическую характеристику государства, которая включает следующие критерии:
1) социальное назначение государства, его функции;
2) его организационную структуру;
3) специфические возможности права и полномочия в сравнении с другими общественными институтами;
4) характер отношений с обществом, классами, нацией;
5) состав, структуру и функции государственного аппарата.
Давая развернутую характеристику государства, следует учитывать его классовый характер, который проявляется в следующем; во - первых. государство охраняет интересы господствующих социальных групп (классов), во-вторых, оно координирует реализацию интересов всех социальных групп, классов, слоев в соответствии с коренными интересами господствующей социальной группы (класса).
Государство как основной элемент политической системы общества характеризуют такие специфические признаки или основные сущностные черты:
1. Наличие публичной власти, т. е. особой группы людей, занимающихся исключительно управлением общества и охраной его экономической и социальной структуры. Для управления делами всего общества государство формирует государственный аппарат.
Понятия государство и государственный аппарат нетождественны. Государственный аппарат — это часть государства, хотя и самая важная. Он не исчерпывает сущности государства. Будучи составным элементом государства, государственный аппарат имеет свою внутреннюю структуру:
• органы государственного управления (исполнительные, законодательные, распорядительные; высшие, центральные, местные; органы общей компетенции и специальные (отраслевые));
• правоохранительные органы: правосудие, прокуратура, полиция, МВД, КГБ и т. д. (при диктаторском режиме — органы подавления, боевые отряды и т. п.);
• контрольные органы, осуществляющие конституционный контроль, экономический, финансовый и т. д..
2. Взимание налогов с населения, необходимых для содержания государственного аппарата и формирования общенационального бюджета.
3. Территориальное деление подданных взамен деления по кровнородственному признаку. Г осударство защищает интересы граждан от посягательств других государств и поддерживает интересы господствующей социальной группы в [раницах данной территории.
4. Определенная система права, с помощью которой государство охраняет собственность господствующей социальной группы. Государство, обеспечивая политическую организованность классового общества, является основой политической системы, придает ей целостность и устойчивость.
5. Суверенитет государства, который следует рассматривать как внутренний и как внешний. Внутренний суверенитет проявляется в верховенстве и неделимости политической власти. Внешний суверенитет предполагает независимость и территориальную целостность государства на международной арене.
Обладая всей полнотой власти в обществе, государство занимает ведущее место в политической жизни. В этом смысле необходимо обратить внимание на свойства, которые выделяют его среди элементов политической организации как основной институт политической системы общества:
• монополия на принудительную власть в отношении населения;
• универсальность организации, распространяющей свое действие на всю территорию страны и всех ее граждан;
• олицетворение публичной власти и подчинение ссбс всех проявлений иных общественных властей властными методами, вплоть до принуждения;
• правовое регулирование общественных отношений и придание своим велениям общеобязательного смысла;
• наличие специального профессионального аппарата, выполняющего основной объем управления делами общества и распоряжающегося его ресурсами;
• обладание суверенным правом издания законов и правил, обязательных для населения;
• наличие права и возможности осуществлять внешнюю и внутреннюю политику от имени всего общества;
• существование подданства (гражданства) для граждан, необходимость которого приобретает правовой характер. Отсутствие принадлежности к государству (апатритизм) рассматривается Всеобщей декларацией прав человек как ненормальное явление.
становление правового государства в россии проблемы и перспективы
Объективные причины — это наследство исторического пути развития российского государства и населения. Многое досталось нам от образа жизни в социалистическом государстве. Прежде всего, это выражается в устойчивых стереотипах, системе ценностей, сформированных коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части населения вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. Внедрение этих универсальных ценностей в сознание российских граждан осуществляется в условиях постоянного падения уровня жизни большинства населения. Это и определяет его реакцию отторжения важнейших ценностей — конкуренции, демократии, рынка.
Другой причиной является то, что СССР был специфическим типом государства, во многом отличным от классической империи, хотя и сохраняющим имперские традиции и замашки в своей политике, часто движимой мессианской идеологией. Геополитическая специфика страны является фактором, прямо влияющим на государственное и общественное устройство.
Считаю, что наибольшее и непосредственное воздействие на формирование правового государства оказывает политическая культура. Она выступает тем фокусом, в котором воздействие разнообразных природных, социальных, антропологических и других факторов концентрируется и конвертируется в непосредственные детерминанты политического поведения людей. Поэтому на этой причине становлюсь чуть подробнее.
В многочисленной научной, публицистической и художественной литературе отмечаются лежащие в основе отечественной политической культуры черты русского менталитета, национального характера, которые оказывают влияние на характер государственного устройства и политическую жизнь в целом. Прежде всего, к ним относится антирационалистичность, проявляющаяся в нелюбви, пренебрежении к планированию, расчетливости и рациональной организации собственной жизни, в беспечности, нежелании предвидеть события, думать о будущем, в надежде на «авось». Это также низкая самодисциплина, робость и подавленность перед чем-то возвышенным, грандиозным, будь то бескрайние пространства или государственная машина, социальная апатия, неверие в возможность что-либо изменить, недостаток инициативы и т. д.
Ориентация на внутреннюю духовную жизнь, личностные переживания, к которым неприменимы чисто логические критерии, обусловила высокую значимость в российской культуре духовности, понимаемой как стремление к высоким религиозно-нравственным идеалам, жизненной истине, правде.
Формирование русской культуры неразрывно связано с влиянием православия. Однако его восприятие российским сознанием было преимущественно символическим, делающим религию высоким идеалом, смыслоопределяющим мировоззренческим фактором, но не непосредственным ориентиром и мотиватором поведения в повседневной жизни.
Наличие в российской культуре ярко выраженного религиозно-идеологического компонента необходимо учитывать в государственном строительстве. Нашему государству и обществу нужны новые ценности, и даже символы веры, способные оградить личность от нравственного распада и эгоцентризма, интегрировать российский народ, мотивировать поддержку политических реформ, уважение к государству и закону.
Одной из особенностей русского национального характера является невысокий ценностный статус частной собственности и сравнительно благожелательное отношение к собственности общественной. Настороженное отношение граждан к частной собственности, усилившееся вследствие экономически неэффективной, полукриминальной приватизации, требует внимательного учета не только при разработке программ рыночного реформирования экономики, но и в государственном строительстве, в частности, при определении социальной базы государства, его роли как коллективного собственника и регулятора общественных отношений, а также при прогнозировании социально-политических конфликтов.
Реальное сознание русского народа достаточно противоречиво и тяготеет к двум полюсам — к крайней государственности, отдаче гражданами своих сил и энергии, а нередко и жизней огромному централизованному государству — с одной стороны, и к анархизму, отрицанию всякой государственности, стремлению к неограниченной свободе, воле — с другой.
Личностное восприятие властных отношений снижает возможности их рационализации, контроль и требовательность к должностным лицам и их ответственность, благоприятствует развитию протекционизма и круговой поруки, осложняет строительство правовой демократической государственности. Поэтому четкая формализация политико-управленческих отношений должна стать у нас приоритетной задачей государственного строительства. Русские традиционно отличаются от западноевропейцев относительно слабой способностью к самоорганизации.
Отношение россиян к демократии достаточно противоречиво. Несмотря на преобладание авторитаризма, в российской истории и характере народа присутствуют традиции демократизма. Они основывались на существовании в стране таких демократических форм, как общинное самоуправление, народное вече, земской собор, земство, советы, производственная демократия, элементы демократии в коммунистической политической системе и т. д.
Сегодняшние экономические, социальные, политические и культурно-информационные реальности России коренным образом отличаются от предпосылок формирования правовой государственности в странах Запада. Поэтому прямая ориентация процесса политического реформирования России на западные образцы формирования современной правовой государственности научно необоснованна. Успешное строительство у нас правового государства возможно только при нахождении собственных, адекватных реальной ситуации путей формирования необходимых предпосылок и элементов конституционализма и, прежде всего, гражданского общества.
На развитие правового государства в России также оказывают субъективные причины. Таковыми являются политическое безволие руководства страны, коррумпированность чиновников всех уровней, неспособность поставить заслон преступности и другие. Интересно мнение по этому поводу доктора юридических наук А. И. Казанника. По его мнению, в России утвердился авторитарный политический режим, который удачно окрестили номенклатурной демократией. Наиболее характерными чертами этого режима являются:
· Вся полнота власти в стране принадлежит бывшей партийно-хозяйственной номенклатуре.
· Экономической основой режима является номенклатурная собственность, которая возникла в результате приватизации государственного имущества.
· Законодательные органы лишили возможности осуществлять сколь-нибудь эффективный контроль за исполнительной властью.
В стране созданы чисто номенклатурные партии и избирательные блоки, которые объединяют в своем составе руководителей центральных ведомств, лидеров национальных элит, чиновников администраций краев и областей, но никак не простых людей. Все они финансируются из внебюджетных фондов правительства и региональных органов исполнительной власти, средств предприятий и коммерческих банков. Им открыт неограниченный доступ к средствам массовой информации.
В России нарушения Конституции и законов возведены в ранг государственной политики. Примерами может служить разгон конституционных органов власти в октябре 1993 года, приостановление деятельности Конституционного Суда РФ, развертывание кровавой бойни в Чечне.
В нашей стране формирование правового государства идет очень медленно, к тому есть свои объективные и субъективные причины. В такой ситуации важна гражданская позиция каждого человека, необходимо защитить элементы правового государства, поднять на это все созидательные силы — либеральные, демократические, социалистические и, прежде всего, ограничить самодержавие, укрепить парламент. Следующая задача — не допустить коррозии свободы слова. Если действительно СМИ попадут в руки нечистоплотных людей, то можно будет поставить крест на демократии. Важнейшей задачей также является укрепление судебно-правовой системы, развитие института суда присяжных.
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО,ОПРЕДЕЛЕНИЕ ,СУЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
/>
Социальное государство - сравнительно новое качество современной государственности. Понятие и терминологическая формула «социальное государство» впервые получили широкое распространение и закрепление во многих конституциях западных стран после второй мировой войны. Идее «социального государства» предшествовали идея и практика «правового государства». И если зарождение концепции и практики «правового государства» связано с появлением и признанием «первого поколения» прав человека - гражданских и политических прав, то теория и практика «социального государства» непосредственно связаны с появлением и признанием «второго поколения» - социальных и экономических прав. При этом если в основе теории и практики «правовой государственности» лежали идеи верховенства права и закона, демократии, торжества индивидуальной свободы, гражданских и политических прав, то в основу концепции «социальной государственности» ее идеологами и практиками были положены идеи гуманности и социальной справедливости, верховенства общей солидарности всех социальных групп общества, неприятия неравенства и торжества социального равенства, признания и государственно-гарантированной защиты социально-экономических прав1.
Однако неверно было бы считать, что сам феномен социальной государственности - это явление только XX века. История социального государства так же стара, как и история категории прав человека. Уже в Декларации прав Вирджинии 12 июня 1776 года наряду с правом каждого на счастье и безопасность формулируется обязанность правительства содействовать всеобщему благополучию и обеспечивать высшую степень счастья и безопасности. Во время Великой Французской революции в качестве конституционных требований фигурировали право на труд, забота о бедных, право на образование и т.д. В преамбуле имперской Конституции Германии 1871 года роль государства определялась как «забота о благе немецкого народа»1.
В научный оборот понятие «социальное государство» впервые было введено в 1850 году немецким ученым Лоренцом фон Штайном. Идейные предпосылки создания такого государства разрабатывались американским исследователем Гелбрейтом, а также теоретиками современной социал-демократии2. В их концепциях подчеркивалась необходимость перераспределения доходов, ослабления социального неравенства, развития социальной сферы.
Идеи либеральной социальной государственности, исходившие от примата всеобщей свободы, получили законодательное закрепление в Конституции Веймарской республики 1918 года, определившей: «Порядок экономической жизни должен соответствовать принципам справедливости и целям обеспечения для всех достойного человека существования»3. И хотя, как отмечает И.А. Ледях, в данной Конституции еще не употребляется понятие «социальное государство», однако содержатся такие его важные составляющие, как справедливость и обеспечение достойного человека существования.
Идеи марксисткой социальной государственности, исходящие из примата всеобщего равенства, были впервые законодательно закреплены в Конституции РСФСР 1918 года. В первом ее разделе была сформулирована основная социально-политическая задача Советской республики: «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества»1.
После второй мировой войны записи о социальном государстве появились в конституционных документах таких государствах, как ФРГ, Франция, Испания, Турция, в ряде стран Африки и Латинской Америки.
ПАРЛАМЕНТ И ПАРЛАМЕНТАРИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Парламент (англ. parliament, от франц. parlement, от parler – говорить) – высший представительный орган власти. Впервые был образован в Англии в XIII в. как орган сословного представительства; реальное значение приобрел после буржуазных революций XVII-XVIII вв. Парламентаризм, система государственного руководства обществом, характеризующаяся четким распределением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении законодательного органа – парламента по отношению к другим государственным органам.
К сущности парламентаризма можно подходить исторически, прослеживая процесс формирования его функций и системы институтов, и функционально, суммируя его функции в политической системе общества и в соответствии с этим анализируя структуру власти парламентаризма и его правовые нюансы.
Парламентские комитеты делятся на две категории: временные и постоянные. Временные комитеты, созданные для рассмотрения какого-либо дела, могут еще носить название специальных комиссий. Партийный состав комитетов пропорционален партийному составу палат. При этом председатели комитетов работают постоянно, а члены комитетов – на временной основе. Выборы председателя комитета осуществляются: 1) самими членами комитета; 2) назначаются председателем палаты; 3) исходя из правил старшинства. Основная работа комитетов и комиссий связана с законотворческой деятельностью правительства.
Статус парламентариев предусматривает императивный или свободный мандат. В первом случае парламентарий зависит от своих избирателей и даже имеет право перехода из одной партии в другую, сохраняя за собой мандат. В значительной мере на позицию парламентария оказывает влияние лобби. Лоббизм особенно развит в США. Лоббизм – система контор, агентов монополий при законодательных органах, оказывающих давление на законодателей.
Каждый депутат парламента имеет две привилегии. Это привилегия неответственности и неприкосновенности. Он имеет следующие правомочия: право законодательной инициативы, право голоса, право запроса как в устной, так и в письменной форме. Когда делается большой запрос, он носит название “интерпелляция”. Основные различия формирования и деятельности двух палат предусматривают осуществление процесса сдерживания, сохранения равновесия (механическая теория).
Верхняя палата избирается: путем непрямых выборов; имея большие ограничения по возрас