Сталинская модернизация СССР
Сталинская модернизация – комплекс мероприятий, проведенный в СССР в 1930-1940-е гг. с целью преодоления общей отсталости страны от Запада, подготовки к войне и построения социализма. Ее главными мероприятиями стали индустриализация, коллективизация и культурная революция.
Индустриализация
Массовый энтузиазм населения и подневольный труд позволили отчасти компенсировать недостаток современной техники и квалифицированных специалистов.
1926-1928 гг. историки определяют как начальный этап индустриализации. За это время более чем втрое увеличились капиталовложения в промышленность, правда, большинство из них шло на реконструкцию и техническое переоснащение уже имевшихся фабрик и заводов.
1928-1932 гг. – I пятилетка. I пятилетний план был составлен ведущими экономистами СССР (Н. Кондратьев, А. Чаянов) и предполагал увеличение объемов производства почти в 3 раза. Выполнение плана было сорвано из-за штурмовщины и неразберихи, вызванных призывом партии к выполнению плана досрочно и корректировками внесенных в него Сталиным, значительно повысившим плановые показатели. Тем не менее, во время I пятилетки был построен целый ряд предприятий (Днепрогэс, Сталинградский тракторный завод, Россельмаш и т.д. – всего около 1500) и заметно увеличены объемы производства.
В годы первой и второй пятилеток (1933-1937 гг. – единственная пятилетка, полностью выполнившая план) создаются угольно-металлургическая база на востоке (Магнитогорск – Кузнецк), нефтяная база в Башкирии, проводятся новые линии железных дорог (Турксиб, Новосибирск – Ленинск), появляются новые отрасли промышленности, которых не было в дореволюционной России.
Значение индустриализации:
- По объемам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на 2-е место в мире после США. Особенно заметным был рост производства в тяжелой промышленности.
- Значительно возросла численность рабочего класса.
- Из промышленности и торговли полностью вытеснен частный капитал.
- Значительно изменился общий характер экономики – страна из аграрной превратилась в аграрно-индустриальную.
- Были искоренены социальные проблемы, характерные для капитализма, - исчезла безработица (последняя биржа труда закрыта в 1930 г.).
- По ряду направлений было преодолено качественное отставание советской промышленности. СССР стал одной из стран, способных производить любой вид промышленной продукции и обходиться без импорта существенно необходимых товаров.
- Созданный в 30-е гг. экономический потенциал позволил накануне и в годы войны развернуть многоотраслевой ВПК, продукция которого по многим параметрам превосходила лучшие мировые образцы. Именно экономическое превосходство СССР над противником стало одной из причин нашей победы в Великой Отечественной войне.
- Форсированная индустриализация была проведена ценой деградации ряда отраслей экономики, прежде всего легкой промышленности и аграрного сектора.
- В стране утвердилась командно-мобилизационная хозяйственная модель, являющаяся экономической основой тоталитарного режима.
Уже в конце30-х гг. темпы индустриализации замедляются – не хватает материальных ресурсов и профессионально подготовленных кадров.
Культурная революция
Цели культурной революции 1930-х гг.:
- Подготовка специалистов для модернизации советского общества. Особенно остро ощущалась нехватка инженерных кадров. Для реализации этой цели продолжается политика повышения образовательного уровня населения. В 1930 г. в стране было введено всеобщее начальное образование. В 30-е гг. была в основном преодолена неграмотность. В 1937 г. всеобщим стало семилетнее образование. Открываются сотни новых вузов, преимущественно инженерно-технических.
- Установление тотального контроля государства над духовной жизнью общества. Создаются централизованные подконтрольные правительству «творческие союзы» интеллигенции: Союз композиторов (1932 г.), Союз писателей (1934 г.), Союз художников (в 1932 г. – на республиканском уровне, во всесоюзном масштабе оформлен в 1957 г.). Господствующим творческим направлением был провозглашен «социалистический реализм», требовавший от авторов произведений литературы и искусства не просто описания «объективной реальности», но и «изображения в ее революционном развитии». Утверждение жестких канонов художественного творчества углубило внутреннюю противоречивость развития культуры, характерную для всего советского периода.