Тема 6. Административное право
1. Понятие административного права. Предмет, метод, система административного права.
2. Источники административного права.
3. Понятие, особенности и виды административной ответственности.
4. Административное правонарушение как основание административ-ной ответственности.
5. Административное наказание. Цели, виды, назначение администра-тивного наказания.
Методические рекомендации
На европейском континенте административное право стало развиваться из-за двух основополагающих правовых нововведений: 1) установление принципа разделения властей; и 2) правовая регламентация государст-венного управления (т.е. установление форм управления, порядка издания правовых актив управления, возможности обжалования действий чиновников).
Административное право представляет собой одну из сложнейших, крупнейших и наиболее развитых отраслей российского права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами. Поскольку исполнительная власть, управленческая деятельность и само управление характерны практически для всех сфер общественной и государственной жизни, то административное право можно с полным основанием охарактеризовать как центральную отрасль в правовой системе.
Административное право – отрасль российского права, система юриди-ческих норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления (МСУ) при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорга-низационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества, составляют предмет административного права.
Предметом административного права является широкий комплекс общественных отношений, складывающихся в связи с реализацией функций государственного управления, с осуществлением исполнительной и распорядительной деятельности органов управления и должностных лиц. Эти общественные отношения имеют сложный и комплексный характер, так как, с одной стороны, управленческие отношения могут образовываться при осуществлении субъектами управления функций управленческой деятельности, а с другой – они возникают и при нарушениях установленных административно-правовыми нормами правил поведения.
Предмет административного права можно определить исходя из следующих положений:
1. Административное право регулирует управленческие отношения в соответствии с интересами государства и общества и направлено на охрану конституционных прав и свобод граждан; оно регла-ментирует отношения, возникающие в связи с выполнением задач и функций государственно-управленческой деятельности и, следова-тельно, представляющие публичный (общественно-значимый) интерес. Поэтому в сферу воздействия административного права входят государственно-управленческие отношения по регулирова-нию хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства в стране. Субъекты административного права, регулирующие управленческие процессы, могут применять специфические для органов исполнительной власти методы, приёмы и правовые средства.
2. Административное право регулирует отношение между обеими сторонами государственно-управленческих отношений – управ-ляющих и управляемых, которые складываются по поводу осуществления органами исполнительной власти возложенных на них управленческих функций.
Административное право устанавливает виды и меры административного принуждения, используемого государством в целях принуждения, предупреждения правонарушений, наказания виновных, пресечения противоправных деяний и возмещения имущественного ущерба, причинённого правонарушением. Административно-правовое регулирование имеет место лишь тогда, когда в правовых отношениях одна сторона выступает в качестве субъекта государственно-управленческой деятельности. Если же орган государственного управления совершает действия, не предусмотренные его компетенцией, и они не установлены нормативно-правовыми актами, то в данном случае орган управления не является субъектом административного права и поэтому не имеет соответствующего административно-правового статуса.
Таким образом, административное право - это совокупность пра-вовых норм, которыми регулируется публичное управление в государстве, муниципальных образованиях и других публичных институтах.
В отдельных случаях государство может передавать свои государственно-властные полномочия общественным организациям или негосударственным организациям (общество защиты прав потребителей, частные нотариусы, аудиторские фирмы). Тогда негосударственные органы замещают органы государственного управления в пределах государственно-властных полномочий.
В предмет административного права также входят внутри-организационные отношения в аппаратах органов представительной власти, суда и прокуратуры.
Суммируя сказанное, представим предмет административного права следующим перечнем:
· управленческие отношения, возникающие в рамках организации публичного управления (организационное, административное право);
· управленческие отношения, в рамках которых регулируются функции и полномочия органов исполнительной власти; отношения, возникающие между звеньями системы исполнительной власти и органов публичного управления;
· управленческие отношения, связанные с деятельностью исполнительных органов местного самоуправления (МСУ) и возникающие при осуществлении управленческого процесса;
· управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе функционирования субъектов представи-тельной, судебной властей и прокуратуры;
· отношения, связанные с рассмотрением дел о защите прав и свобод граждан от действий и решений публичного управления;
· управленческие отношения, возникающие при реализации общественными организациями и иными негосударственными организациями делегированных им государством специальных государственно-властных полномочий по вопросам управленческой деятельности.
Общим признаком, объединяющим названные группы отношений в единое целое, является то, что в совокупности они составляют общественные отношения в сфере управления (исполнительной власти). Эти отношения регулируются не только правовыми нормами, которые содержаться в федеральных законах, но и в законодательных актах субъектов РФ и многочисленных подзаконных актах (положениях, инструкциях и т.п.).
Предмет правового регулирования, будучи главнейшим критерием разграничения отраслей права, вместе с тем не позволяет провести окончательного разделения системы права на отдельные отрасли. Поэтому механизм правового регулирования включает в себя и методы правового регулирования.
Метод позволяет охарактеризовать соответствующие общественные отношения с юридической точки зрения, т.е. с позиций используемых правовых средств, приёмов, способов и механизмов правового воздействия. Иногда под методом правового регулирования понимают совокупность приёмов и способов регулирования человеческой деятельности.
В литературе существует несколько подходов к вопросу о классификации методов правового регулирования. В зависимости от сочетания различных признаков в теории права можно обнаружить три метода правового регулирования: дозволение – представляющий участникам управленческих отношений возможности самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права; предписание – возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определённых действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой; запрет – предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержатся от определённого варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.
Однако все три метода можно обнаружить в различных отраслях, с преобладанием какого-либо.
Согласно другой классификации, в теории права выделяются два основных метода правового регулирования – императивный и диспозитивный.
Императивный метод правового регулирования – это метод властных предписаний, характерный, прежде всего, для административного права. Этот метод отличается властно-императивными началами регламентации отношений и характеризуется отношениями субординации (подчинённости), установлением соответствующего правового статуса субъектов права. Например, государственно-властное регулирование организации и деятельности государственных (муниципальных) служащих обусловлено спецификой деятельности государства в сфере кадровой политики и государственной (муниципальной) службы, которые реализуют методы властных предписаний при осуществлении своих полномочий.
Диспозитивный метод в отличие от императивного предполагает юридическое равенство участников правоотношений, применяется в гражданском праве, а также для установления правового статуса государственных (муниципальных) служащих и осуществления ими своих должностных полномочий в сфере государственного (муниципального) управления.
В заключение, говоря о методах правового регулирования, необходимо отметить, что одной из современных тенденций в развитии российского законодательства вообще, а административного в частности является некоторое усиление роли диспозитивного метода правового регулирования, т.е. переход от императивности в управлении к таким формам регламентации, которые позволяют широко использовать и в управленческой практике договорные начала, максимально обеспечивать права и свободы граждан, гарантировать условия для проявления инициативы, творчества, предприимчивости.
Административное право, являясь частью правовой системы России, имеет собственную внутреннюю структуру, собственную систему, характеризующуюся непосредственной связью входящих в неё административно-правовых норм, институтов, подотраслей права.
В основу разделения Общей и Особенной частей административного права следует положить предмет регулирования. В общем административном праве целесообразно сгруппировать правовые нормы, которые одинаково действуют во всех сферах организации и функционирования управления.
Таким образом, общее административное право включает в себя:
1) понятие и сущность публичного управления; правовые источники административного права; основные понятия административного права; особенности административно-правовых отношений;
2) субъекты управленческих действий;
3) структура и содержание государственного управления;
4) управленческий процесс; правовой акт управления и адми-нистративный договор;
5) административное принуждение;
6) административный процесс или административно-правовая судебная защита прав и свобод граждан от незаконных действий и решений органов государственного управления и должностных лиц;
7) возмещение вреда и ущерба, причинённых физическим и юридическим лицом в административном порядке;
8) контроль и надзор в сфере государственного управления.
Особенная часть современного российского административного права претерпевает значительные изменения; она наполняется новым правовым содержанием в результате развития административного законодательства.
В особенную часть административного права целесообразно объединить правовые нормы, регламентирующие конкретные сферы управленческой деятельности. Такому критерию соответствуют, например, строительное, дорожное, предпринимательское (его административно-правовая часть) право, социальное, школьное (образовательное), полицейское, служебное право и т.д. Окончательному формированию нового Особенного административного права, т.е. выделению практически самостоятельных правовых отраслей, должна предшествовать интенсивная и тщательная практическая деятельность, как законодателей, так и учёных.
Источники (формы) административного права – это внешнее выраже-ние и закрепление содержания норм административного права.
Виды юридических источников административного права:
· нормативный правовой акт – вид юридического акта, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы административного права;
· административно-правовой договор нормативного содержания – это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы административного права;
· административный прецедент – решение по конкретному управ-ленческому делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел, возникающих в будущем;
· правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения в сфере управления;
· административно-правовая наука (доктрина) – научные труды (монографии, статьи, положения и т.д.) по вопросам административного права, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам;
· правосознание – совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, переживаний, на основании которых вырабаты-ваются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам (выступало источником права в первые годы советской власти).
Основополагающими источниками административного права является нормативный правовой акт, что обусловлено принадлежностью российской правовой системы к романо-германской правовой системе.
Виды нормативных правовых актов – источников административного права:
· Конституция РФ;
· Федеральные конституционные законы;
· Федеральные законы;
· законы СССР, не противоречащие российскому законодательству;
· законы РСФСР, не противоречащие российскому законодательству;
· указы Президента РФ;
· постановления Правительства РФ;
· Постановления Государственной думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
· Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
· Конституции и Уставы субъектов РФ;
· законы и другие нормативные правовые акты представительных (законодательных) органов субъектов РФ;
· нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
· локальные нормативные правовые акты (отдельных предприятий, учреждений, организаций).
Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определённой форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Под правовой нормой понимается общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Как уже отмечалось выше, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде:
· постановлений;
· приказов;
· распоряжений;
· правил;
· инструкций;
· положений.
Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускаются.
Постановление – документ, содержащий решение по важнейшему вопросу, принятое в рамках установленной процедуры и компетенции. Оно является, как правило, нормативным по своему содержанию.
Приказ – распорядительный документ федерального органа исполнительной власти. Проекты приказов разрабатываются структурными подразделениями ведомств по поручению руководства или по собственной инициативе.
Распоряжение – распорядительный документ, принимаемый руководителем органа исполнительной власти, по несложным (обычным) текущим вопросам практической управленческой деятельности. Распоряжения подписывает руководитель органа исполнительной власти, или по его указанию (поручению) его заместитель.
Правила – документ, в котором определяется порядок (процедура) осуществления специального вида управленческой деятельности, в частности контрольной деятельности.
Инструкция – документ, в котором излагаются правила, регули-рующие специальные стороны деятельности федерального органа исполнительной власти. Инструкция принимается руководителем органа исполнительной власти и устанавливает порядок исполнения законодательных актов, указов Президента, постановлений Правительства РФ. Таким образом, инструкция является нормативным актом, который детализирует положения законов, определяет процедуру исполнения тех или иных дел, порядок совершения действий и принятия решений.
Положение – документ, в котором органами федеральной исполни-тельной власти устанавливаются статус органа исполнительной власти, его полномочия, компетенция, функции, задачи, права, обязанности, ответственность, взаимоотношения с другими органами, а также порядок осуществления как позитивной управленческой деятельности, так и юрисдикционного принуждения.
Основные подходы к пониманию административной ответст-венности:
· Позитивная административная ответственность – это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов администра-тивного права.
· Традиционная (ретроспективная) административная ответствен-ность – это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.
Особенности административной ответственности:
· Она урегулирована нормами административного права, содержа-щимися в федеральных законах и законах субъектов РФ;
· Основанием её применения является административное правона-рушение;
· она состоит в применении к виновным административных наказаний;
· к ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и др.), а также юридические лица;
· она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями и др.), а также судьями (судами);
· порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами.
Любая реальная юридическая ответственность имеет три основания: а) нормативное (систему регулирующих её правовых норм); б) фактическое (неправомерные деяния субъектов права); в) процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам).
Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три её основания. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за её неисполнение, затем может возникнуть фактическое основание – правонарушение.
Виды административной ответственности:
· по порядку возложения;
· в судебном порядке;
· в административном (внесудебном) порядке.
По органам, возлагающим ответственность:
· ответственность, возлагаемая судебными органами;
· ответственность, возлагаемая исполнительными органами.
В зависимости от наступивших последствий:
· влекущие материальные лишения;
· влекущие психологические лишения;
· влекущие организационные лишения.
Административная ответственность может наступать, если совер-шено административное правонарушение. Юридически, более точно, следует сказать так: лицо может быть привлечено к административной ответственности, если в его действиях содержатся все признаки конкретного состава правонарушения и отсутствуют основания, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ, исключающие ответственность.
Легальное понятие административного правонарушения закреплено ч.1 ст.2.1 КоАП РФ. Им «признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность».
Это определение является формальным, поскольку содержит только юридические признаки деяния. Статья 14 УК РФ в понятие «преступ-ления» включила и материальный признак: «общественно опасное деяние». Названные в статьях Особенной части КоАП РФ деяния потому и запрещены законом, что они общественно вредны. Об этом косвенно сказано в ст. 2.2 КоАП РФ, которая связывает деяния с вредными последствиями. Противоправность – это юридическое признание антиобщественного, вредного для граждан, общества, государства поведения.
Антиобщественный характер преступлений настолько велик, что они признаются общественно опасными. А степень вредности большинства административных правонарушений невелика, они не являются общественно опасными.
Итак, первый признак административного правонарушения – общественная вредность.
Второй признак – административная противоправность. Такое деяние прямо запрещено статьями Особенной части КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Для борьбы с правонарушениями в РФ используются в основном три вида карательных санкций: уголовные, административные, дисциплинарные.
Третий признак административного правонарушения – это деяние, т.е. сознательное, волевое действие или бездействие одного или нескольких человек.
Четвёртый признак характеризует субъектов правонарушения – это деяние, совершённое физическим или юридическим лицом. Его не может совершить неорганизованная группа граждан, сложная организация, не являющаяся юридическим лицом (партия, финансово-промышленная группа и др.), филиал и иные структурные подразделения юридического лица.
Пятый признак административного правонарушения – виновность, т.е. это деяние сознательное, волевое, совершённое умышленно или неосторожно.
Необходимо различать понятия, «административные нарушения» и «административные правонарушения». Первые отражают только то, что не соблюдена, нарушена норма административного права. Но такое деяние может быть совершено лицом неделиктоспособным, невменяемым, в условиях крайней необходимости, т.е. и не виновно. А правонарушение – это неправомерное, виновное деяние. К тому же административное правонарушение может быть не только административным, но и финансовым, земельным и прочим нарушением.
Шестой признак административного правонарушения – наказуе-мость.
К элементам состава административного правонарушения относится:
· объект;
· объективная сторона;
· субъект;
· субъективная сторона.
Объект административного правонарушения – общественные отно-шения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Например, объектом администра-тивного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 Ко АП РФ), являются права граждан.
К административным правонарушениям относятся также правона-рушения : в области охраны окружающей природной среды и природо-пользования, в области дорожного движения, и другие.
Объективная сторона административного правонарушения – это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения. Объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия. Так, например, нарушение водителями транспортных средств Правил дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ) может выражаться в разных действиях: превышение установленной скорости движения, несоблюдение требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора и др. Последствиями таких действий могут быть: создание опасности в дорожном движении, создание помехи другим участникам движения, создание аварийной ситуации или совершение дорожно-транспортного происшествия.
Составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между этим деянием и наступившими в результате его вредными последствиями.
Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от таких её признаков, как время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность.
Например, в соответствии со ст. 3.1 Закона Кировской области «Об административной ответственности в Кировской области» предусмотрена ответственность за громкую речь, крики, пение и тому подобное в период с 22 до 6 часов утра. Естественно, подобные деяния, совершенные в иное время, не будут содержать состава этого правонарушения.
Повторность предусмотрена многими статьями законодательных актов, устанавливающих административную ответственность, и означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Например, ч. 1 ст. 4 Закона Республики Татарстан «Об административной ответственности за нарушение общественного порядка и порядка управления» установлена ответственность за распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах и в других общественных местах, а ч. 2 этой же статьи – за те же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер административного наказания.
Неоднократностью признаётся совершение более двух однородных правонарушений, а систематическим правонарушением считается такое, которое совершается в течение года несколько раз. В Кодексе Волгоградской области об административной ответственности, например, установлена административная ответственность за систематическую неявку без уважительных причин лиц, больных туберкулёзом, ВИЧ-инфекцией или инфекциями, передающимися преимущественно половым путём, в специализированные медицинские организации по вызову для проведения обязательных медицинских обследований и лечебно-профилактических мероприятий (ст.15 этого Кодекса).
Однако эти признаки состава административного правонарушения (время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность) присуще далеко не всем составам административных правонарушений, в силу чего они называются факультативными признаками состава административного правонару-шения, т.е. необязательными признаками. В отличие от них, противоправное действие или бездействие, наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между деянием и наступившими в результате его вредными последствиями являются обязательными признаками состава административного правонарушения.
Субъектом административного правонарушения являются физические и юридические лица. Физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.
Кроме того, субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежат административной ответственности.
В законодательстве различаются также общие субъекты – любые вменяемые лица, достигшие 16 лет, специальные субъекты – должностные лица, водители, несовершеннолетние и др., а также особые субъекты – военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе.
Субъективная сторона административного правонарушения – это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Обязательный признак субъективной стороны – вина субъекта административного правонару-шения. Вина в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности.
Административное правонарушение признаётся совершённым умыш-ленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. В первом случае умысел является прямым – лицо желало наступления вредных последствий. Во втором и третьем случаях умысел – косвенный, так как лицо прямо не желало наступления вредных последствий, но сознательно допускало их наступление либо относилось к этим последствиям безразлично.
Умышленным правонарушением, совершённым с прямым умыслом, считается, например, проезд водителя на запрещающий сигнал светофора, когда он видел этот сигнал, но очень торопился и не стал останавливать транспортное средство. Примером умышленного правонарушения, совершённого с косвенным умыслом, может служить случай, когда водитель не разобрался, какой сигнал светофора горит (положим, из-за яркого солнца, светившего в глаза), и, сознательно допуская, что едет на запрещающий сигнал светофора, или вообще относясь к этому факту безразлично, проехал на красный свет, хотя прямо наступления подобных вредных последствий не желал.
Административное правонарушение признаётся совершённым по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. В первом случае неосторожность проявляется в форме легкомыслия (самонадеянности), так как лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но самонадеянно рассчитывало их предотвратить; во втором – в форме небрежности.
Административное наказание – это разновидность административного принуждения. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями. Администра-тивными наказаниями признаются только те принудительные меры, которые установлены ст.3.2-3.11 КоАП РФ и порядок назначения которых также определяется соответствующими нормами Кодекса.
Следует отметить, что КоАП РФ – первый нормативный акт, который назвал административно-карательные санкции «наказаниями». До этого они во всех официальных документах, в том числе и в ранее действовавшем КоАП РСФСР, в научной и учебной литературе именовались административными взысканиями.
В настоящее время КоАП РФ установлены восемь видов административных наказаний. За совершение административных нарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
· предупреждение;
· административный штраф;
· возмездное изъятие орудия совершения или предмета адми-нистративного правонарушения;
· конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
· лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
· административный арест;
· административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
· дисквалификация;
В отношении физических лиц могут применяться все эти виды административных наказаний; в отношении юридических лиц – только такие административные наказания, как предупреждение, администра-тивный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Административный штраф – это денежный начёт на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Размер административного штрафа не может быть менее 1/10 МРОТ. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц – 50 МРОТ, на юридических лиц – 1000 МРОТ.
В соответствии с Ф3 «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда, из которого рассчитывается величина административного штрафа.
Возмездным изъятием орудия совершения или предмета администра-тивного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Согласно ч.2 ст. 23.1 КоАП РФ, судья рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими частями ст. 20.8 и 20.12 КоАП РФ (влекущих возможность применения возмездного изъятия), если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передаст его на рассмотрение судье. Таким образом, возможность применения возмездного изъятия как дополнительного наказания на практике зависит от усмотрения органа или должностного лица.
Конфискация орудия или предмета административного правонару-шения. Конфискация орудия совершения или предмета правонарушения – принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. В КоАП в качестве наказания применяется конфискация строго определённых вещей – орудия совершения или предметов административного право-нарушения. Однако КоАП РФ значительно расширил применение данного административного наказания по сравнению с ранее действовавшим КоАП РСФСР.
Резко расширился круг конфискуемых предметов. Ими могут быть: денежные средства, валютные ценности, этиловый спирт и алкогольная продукция, оружие, боеприпасы, орудия производства, сырьё, изготов-ленная продукция, несертифицированные средства связи, контрафактная печатная продукция, транспортные средства и др.
С учётом конституционного положения о невозможности лишения имущества иначе как по решению суда конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, как и возмездное изъятие, назначается только судьёй.
Лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Лишение физического лица, совершившего административное право-нарушение, ранее предоставленного ему специального права устанав-ливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП.
В ст. 3.8 КоАП РФ, определяющей лишение специального права как вид административного наказания, в отличие от аналогичной ст. 30 ранее действовавшего КоАП РСФСР, не уточняется содержание специальных прав, которых может быть лишён гражданин. Следует отметить, что в ст. 32.5 и 32.6 КоАП РФ упоминается лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.
Таким образом, сейчас законодательством реально предусмотрены административные наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, только в отношении права охоты и права управления транспортными средствами.
Для управления транспортным средством, равно как и для занятия охотой, необходимо наличие специального права. Так, чтобы приобрести право на управление автотранспортными средствами, необходимо сдать квалификационные экзамены и получить водительское удостоверение. Управление другими транспортными средствами предполагает аналогичную процедуру.
Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет, в соответствии со ст. 8.37 КоАП РФ нарушение правил охоты влечёт в качестве возможного альтернативного наказания лишение права охоты на срок до двух лет. Лишение специального права назначается только судьёй.
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Это один из наиболее строгих видов административных наказаний, который назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. В настоящее время КоАП РФ устанавливает возможность назначения административного ареста за совершение 10 видов административных правонарушений. К таким поступкам относятся грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, на порядок управления и т.д. Административный арест устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушения требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток. Административный арест назначается судьёй.
Административный арест не может применяться к четырём категориям лиц: беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; лицам, не достигшим 18 лет (несовершеннолетним); инвалидам I и II групп.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. Это наказание применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Граждане РФ не могут быть лишены гражданства РФ, выданы другому государству, выдворены за пределы России. Административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается судьёй, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию – компетентными должностными лицами органов исполнительной власти. Такими должност-ными лицами являются наделённые необходимыми полномочиями сотрудники пограничных органов.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом и иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация устанавли-вается на срок от шести месяцев до 3-х лет.
Дисквалификация – новый вид административного наказания, которого не было в ранее действовавшем КоАП РСФСР.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьёй.