Правовая помощь по уголовным делам. Раздел о правовой помощи по уголовным делам, имеющий­ся в большинстве договоров, включает следующие виды дейст­вий: 1) выдача лиц другому государству для

Раздел о правовой помощи по уголовным делам, имеющий­ся в большинстве договоров, включает следующие виды дейст­вий: 1) выдача лиц другому государству для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение; 2) осуществление уголовного преследования про­тив собственных граждан по поручению другого государства; 3) передача предметов, которые были использованы при со­вершении преступления и (или) которые могут иметь значение доказательств в уголовном деле; 4) взаимное уведомление об обвинительных приговорах в отношении граждан договари­вающихся государств, предоставление сведений о судимости либо иной информации.

В Конвенции СНГ 2002 г. вводится специальная регламен­тация признания и исполнения приговоров: каждая из Догова­ривающихся Сторон в установленных ст. 109 случаях признает и исполняет приговоры, постановленные судами других Дого­варивающихся Сторон.

Следует обратить внимание на терминологию. В учебной литературе получило распространение словосочетание «выдача преступников», что не согласуется ни с текстами нормативных правовых актов, ни с ситуациями выдачи в большинстве случа­ев, когда виновность лица в совершении преступления еще не установлена. В УК РФ употребляется выражение «лицо, совер­шившее преступление». Соответственно ст. 13 УК РФ имеет наименование «Выдача лиц, совершивших преступление». Юридически более точной является формулировка Конститу-

§ 4. Правовая помощь по уголовным делам

ции РФ: «выдача лиц, обвиняемых в совершении преступле­ния» (ч. 2 ст. 63).

В международных актах, осуждающих преступления против мира и безопасности человечества, в конвенциях о борьбе с преступлениями международного характера, как правило, при­меняется лаконичный термин «выдача» («выдача лиц»), в опре­деленных случаях сопровождаемый неизвестным национально­му уголовному законодательству выражением «предполагаемый преступник». При этом указываются цели выдачи.

В учебных и научных изданиях на русском языке можно встретить слово «экстрадиция», т. е. транскрипцию английско­го (равно французского) слова «extradition». В отечественных официальных документах такое слово не применяется.

Терминологическая путаница возникает с терминами «выда­ча» (прежде всего в ситуациях для приведения приговора в ис­полнение) и «передача» (передача осужденного для отбывания наказания в государстве его гражданства), которые в литературе нередко рассматриваются как синонимы. На самом деле — это самостоятельные и различные по юридическому содержанию понятия, самостоятельные правовые институты, что подтвер­ждается характером нормативной регламентации как на между­народном уровне, так и в ч. 2 ст. 63 Конституции РФ. В доку­ментах на английском языке передача обозначается словом «transfer» (на французском — «transferement»).

Выдача квалифицируется как обязанность договаривающих­ся сторон при наличии требования о выдаче и в соответствии с согласованными условиями.

Иная регламентация дана в конвенциях о преступлениях ме­ждународного характера, где предусмотрена альтернативная процедура, обусловленная усмотрением государства, осуществ­ляющего юрисдикцию, либо выдача заинтересованному госу­дарству, либо осуществление собственного уголовного пресле­дования.

В договорах применяется термин «преступления, влекущие выдачу». К ним отнесены такие деяния, которые по законам обеих сторон — запрашивающего государства и запрашиваемо­го государства — являются наказуемыми и за совершение кото­рых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое (более строгое) на­казание. Такое условие характеризует выдачу для привлечения к уголовной ответственности. Выдача для приведения пригово-

430 Глава 16. Правовая помощь и иные формы правового сотрудничества

ра в исполнение производится, если лицо было приговорено на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию. Выдача не производится, если:

1) лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемого государства;

2) на момент получения требования, согласно законодатель­ству запрашиваемого государства, преследование не допускает­ся вследствие истечения срока давности либо по иному закон­ному основанию;

3) в отношении лица уже вынесен за то же преступление приговор на территории запрашиваемого государства или дело прекращено;

4) преступление по законодательству одного или обоих госу­дарств преследуется в порядке частного обвинения.

В Конвенции СНГ 2002 г. предусмотрен более широкий пе­речень оснований отказа в выдаче (ст. 89). Наряду с названны­ми установлены следующие:

выдача может нанести ущерб суверенитету, безопасности за­прашиваемого государства;

имеются веские основания полагать, что запрос о выдаче связан с преследованием лица по признакам расы, пола, веро­исповедания, этнической принадлежности или политических убеждений;

деяние по законодательству запрашиваемого государства от­носится к воинским преступлениям;

лицо было ранее выдано запрашиваемому государству треть­им государством;

лицу предоставлено убежище на территории запрашиваемо­го государства;

имеются иные основания в договоре с участием запраши­вающего и запрашиваемого государств.

Получила распространение норма о возможности отказа в выдаче, если деяние совершено на территории запрашиваемого государства.

Представляет интерес норма Конвенции СНГ 2002 г., во­площенная в ст. 81 «Неприменение смертной казни», согласно которой без ущерба для законодательства запрашиваемого и за­прашивающего государств смертная казнь не применяется за­прашивающей Стороной в отношении лица, выданного в соот­ветствии с Конвенцией, если такое наказание не применяется запрашиваемой Стороной.

§ 4. Правовая помощь по уголовным делам

Европейская конвенция о выдаче совмещает в себе ряд тра­диционных положений и немало специфических норм. Обяза­тельство выдачи касается всех лиц, в отношении которых ком­петентные органы запрашивающей стороны ведут уголовное преследование в связи с каким-либо преступлением или кото­рые разыскиваются для приведения в исполнение приговора или постановления о задержании. Выдача осуществляется в от­ношении преступлений, наказуемых законодательством обеих сторон — запрашивающей и запрашиваемой — лишением сво­боды на срок в один год или более строго.

Российская Федерация при подписании и ратификации Конвенции оговорила право отказать в выдаче, если имеется в виду привлечение лица к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства, не обеспечи­вающего минимальные гарантии. В выдаче может быть отказа­но исходя из соображений гуманности, когда имеются основа­ния полагать, что выдача лица может повлечь для него серьез­ные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья.

При подписании и ратификации Европейской конвенции о выдаче и Европейской конвенции о взаимной правовой по­мощи по уголовным делам от имени Российской Федерации были сделаны заявления, относящиеся к конвенционным формулировкам относительно так называемых «политических преступлений», в частности к предписанию, что «выдача не осуществляется, если преступление, в отношении которого она запрашивается, рассматривается запрашиваемой Стороной в качестве политического преступления...». Российская Феде­рация, сказано в Федеральном законе о ратификации, исхо­дит из того понимания, что законодательство РФ не содержит понятия «политические преступления». Знаменательно, что в рамках самого Совета Европы определенные правонарушения (убийство или попытка убийства главы государства, преступ­ления геноцида, правонарушения по Женевским конвенциям 1949 г. и подобные им деяния) не считаются политическими преступлениями. Применительно к такого рода ситуациям Российская Федерация предусматривает значительно более широкий перечень деяний, являющихся международными преступлениями и преступлениями международного характера (см. § 3 гл. 17 настоящего учебника).

432 Глава 16. Правовая помощь и иные формы правового сотрудничества

Формулировка Европейской конвенции: «Договаривающая­ся Сторона имеет право отказать в выдаче своих граждан» не является столь категоричной по сравнению с Конвенцией СНГ, большинством других подобных договоров, которые безогово­рочно отвергают выдачу граждан запрашиваемого государства.

Ныне действующая Конституция РФ содержит несколько положений относительно выдачи. Согласно ч. 2 ст. 63 в Рос­сийской Федерации не допускается выдача другим государст­вам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

В указанной статье сказано также: «Выдача лиц, обвиняе­мых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляют­ся на основе федерального закона или международного догово­ра Российской Федерации». В УПК РФ этим вопросам посвя­щена часть пятая «Международное сотрудничество в сфере уго­ловного судопроизводства».

Ссылка на международные договоры имеет здесь важное значение прежде всего в связи с общепризнанным правилом невыдачи собственных граждан (граждан запрашиваемого госу­дарства). Сама Конституция исходит из этого же правила: граж­данин РФ не может быть выдан другому государству (ч. 1 ст. 61).

В договорах детально регламентируются вопросы процедуры выдачи, юридические действия, связанные с предъявлением за­прашивающим государством требования о выдаче и его выпол­нением запрашиваемым государством.

В связи с установлением правила невыдачи граждан запра­шиваемого государства в договоры включены нормы относи­тельно обязанности осуществления уголовного преследования за­прашиваемым государством против собственных граждан, по­дозреваемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства, если последнее обращается с та­ким поручением. В таком случае запрашиваемое государство производит необходимые действия в соответствии со своим за­конодательством и информирует запрашивающее государство о результатах уголовного преследования.

Договор с Финляндией не содержит норм о выдаче, преду­смотрено лишь выполнение просьбы о возбуждении уголовно­го преследования. Подобный пробел присущ и Договору о

§ 4. Правовая помощь по уголовным делам

правовой помощи с КНР, однако заключенный в дополнение к нему Договор о выдаче подробно регламентирует эту форму правового сотрудничества, оговаривая, вместе с тем, последст­вия невыдачи собственных граждан — возбуждение на основа­нии просьбы уголовного преследования в соответствии со сво­им законодательством. Договоры о взаимной правовой помо­щи по уголовным делам, заключенные с Канадой (1997 г.) и США (1999 г.), охватывают преимущественно такие вопросы процессуального характера, как исполнение запросов, передача документов и предметов, обеспечение явки лиц для дачи пока­заний и т. д.

Особой формой правового сотрудничества, также связан­ной с решением вопросов правового положения личности в процессе межгосударственных отношений, является передача осужденных лиц в государство их гражданства для отбывания наказания. В чем отличие такой передачи от выдачи для при­ведения приговора в исполнение? В обоих случаях межгосу­дарственной процедуре выдачи либо передачи предшествуют завершение судебного разбирательства и вынесение обвини­тельного приговора. Однако при выдаче имеется в виду приго­вор, вынесенный судом запрашивающего (требующего выдачи) государства в отношении лица, оказавшегося на территории запрашиваемого государства, но не имеющего его гражданст­ва, а являющегося либо гражданином запрашивающего госу­дарства, либо гражданином третьего государства, либо лицом без гражданства. При передаче предполагается приговор, вы­несенный судом государства в отношении лица, совершившего преступление, подпадающее под юрисдикцию этого государст­ва, но являющегося гражданином другого государства, которое выражает согласие или намерение принять осужденного граж­данина в целях отбывания им наказания в виде лишения сво­боды (государство вынесения приговора и государство испол­нения приговора).

Как отмечено выше, известны три многосторонние конвен­ции. 19 мая 1978 г. была подписана и 26 августа 1979 г. вступи­ла в силу Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Участниками этой Конвенции стали государства, входившие в то время в СЭВ, в том числе СССР (в порядке правопреемства Российская Федерация). 6 марта 1998 г. подписана Конвенция о передаче осужденных к лише-

434 Глава 16. Правовая помощь и иные формы правового сотрудничества

нию свободы для дальнейшего отбывания наказания. Ее поло­жения признали почти все страны СНГ. Рассматривается во­прос о присоединении Российской Федерации к Европейской конвенции о передаче осужденных лиц.

Первая из названных конвенций содержит следующие наи­более существенные положения.

Согласно ст. 1 граждане каждого из государств-участников, осужденные к лишению свободы в другом государстве, будут по взаимному согласию этих государств передаваться для отбыва­ния наказания в то государство, гражданами которого они яв­ляются. Передача осужденного возможна после вступления приговора в законную силу.

В соответствии со ст. 4 передача осужденного в порядке, предусмотренном Конвенцией, не производится, если:

а) по законодательству государства, гражданином которого является осужденный, деяние, за которое он осужден, не явля­ется преступлением;

б) в государстве, гражданином которого является осужден­ный, за совершенное деяние он понес наказание или был оп­равдан либо дело было прекращено, а равно если лицо осво­бождено от наказания компетентным органом этого государ­ства;

в) наказание не может быть исполнено в государстве, граж­данином которого является осужденный, вследствие истечения сроков давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства;

г) осужденный имеет постоянное место жительства на тер­ритории государства, судом которого вынесен приговор;

д) не достигнуто согласия о передаче осужденного на усло­виях, предусмотренных настоящей Конвенцией.

Назначенное осужденному наказание отбывается на основа­нии приговора суда того государства в котором он был осуж­ден. Исходя из вынесенного приговора суд государства, гражда­нином которого является осужденный, принимает решение о его исполнении, определяя срок лишения свободы в соответст­вии с приговором. Часть наказания, отбытая осужденным в го­сударстве, судом которого вынесен приговор, засчитывается в срок наказания. Исполнение не отбытого до передачи осужден­ного наказания, а также полное или частичное освобождение от наказания после принятия решения об исполнении пригово-

§ 4. Правовая помощь по уголовным делам

ра производятся в соответствии с законодательством государст­ва, которому передан осужденный.

Помилование осужденного осуществляется тем государст­вом, которому он передан для отбывания наказания. Амнистия после передачи осужденного осуществляется в соответствии с актами об амнистии, изданными в государстве, судом которого вынесен приговор, и в государстве, гражданином которого яв­ляется осужденный. Приговор в отношении осужденного, пере­данного государству, гражданином которого он является, может быть пересмотрен только судом государства, в котором вынесен приговор.

Существенное значение имеет норма ст. 11 Конвенции, со­гласно которой в отношении лица, переданного для отбывания наказания государству, гражданином которого оно является, наступают такие же правовые последствия осуждения, как и в отношении лиц, осужденных в этом государстве, за совершение такого деяния.

В связи с вступлением в силу этой Конвенции Президиум Верховного Совета СССР 10 августа 1979 г. принял Указ «О по­рядке выполнения обязательств, вытекающих для СССР из Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются». Указ ориентирован на совместное применение компетентными органами в процессе выполнения предписан­ных Конвенцией действий внутригосударственных и междуна­родно-правовых норм.

Заключенная в рамках СНГ Конвенция о передаче осужден­ных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания содержит как родственные предшествующей Конвенции нор­мы, так и оригинальные формулировки. Передача предусмотре­на не только для граждан государства исполнения приговора, но и для лиц без гражданства, постоянно проживающих на его тер­ритории. С ходатайством о передаче осужденного вправе обра­щаться в компетентный орган любого из указанных государств сам осужденный, его близкие родственники, законный предста­витель и адвокат. Для передачи требуется письменное согласие осужденного. В передаче осужденного может быть отказано, ес­ли им не возмещен ущерб, нанесенный преступлением.

Акты не только амнистии, но и помилования (а также осво­бождения осужденного от дальнейшего отбывания наказания в

436 Глава 16. Правовая помощь и иные формы правового сотрудничества

случае тяжкой неизлечимой болезни) относятся к ведению обо­их государств.

Первым в серии двусторонних актов стал Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания (подписан 4 марта 1993 г., вступил в силу 10 июля 1993 г.). Согласно Договору ус­ловием передачи, как и по Конвенции 1978 г., является взаим­ное согласие обоих государств. Аналогично решены многие во­просы, в том числе вопрос об обстоятельствах, когда передача не производится, исключая ситуацию, когда осужденный имеет постоянное место жительства на территории государства, судом которого вынесен приговор. По Договору не только амнистию, но и помилование вправе осуществлять как государство выне­сения приговора, так и государство исполнения приговора. По­добные договоры заключены с Азербайджаном, Туркмениста­ном, Грузией, Испанией, Кипром и др.

Литература

Бастрыкин А. И. Взаимодействие советского уголовно-про­цессуального и международного права. Л., 1986.

Бирюков П. Н. Особенности расследования преступлений, совершаемых иностранцами: международные договоры и зако­нодательство РФ. Воронеж, 1995.

Валеев Р. М. Выдача преступников в современном междуна­родном праве. Казань, 1976.

Лукашук И. И., Наумов А. В. Выдача обвиняемых и осужден­ных в международном уголовном праве. М., 1998.

Марышева Н. И. Правовая помощь в отношениях между странами СНГ // Московский журнал международного права. 1992. № 4.

Нешатаева Т. Н. Международный гражданский процесс. М., 2001.

Наши рекомендации