Правовая помощь по уголовным делам. Раздел о правовой помощи по уголовным делам, имеющийся в большинстве договоров, включает следующие виды действий: 1) выдача лиц другому государству для
Раздел о правовой помощи по уголовным делам, имеющийся в большинстве договоров, включает следующие виды действий: 1) выдача лиц другому государству для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение; 2) осуществление уголовного преследования против собственных граждан по поручению другого государства; 3) передача предметов, которые были использованы при совершении преступления и (или) которые могут иметь значение доказательств в уголовном деле; 4) взаимное уведомление об обвинительных приговорах в отношении граждан договаривающихся государств, предоставление сведений о судимости либо иной информации.
В Конвенции СНГ 2002 г. вводится специальная регламентация признания и исполнения приговоров: каждая из Договаривающихся Сторон в установленных ст. 109 случаях признает и исполняет приговоры, постановленные судами других Договаривающихся Сторон.
Следует обратить внимание на терминологию. В учебной литературе получило распространение словосочетание «выдача преступников», что не согласуется ни с текстами нормативных правовых актов, ни с ситуациями выдачи в большинстве случаев, когда виновность лица в совершении преступления еще не установлена. В УК РФ употребляется выражение «лицо, совершившее преступление». Соответственно ст. 13 УК РФ имеет наименование «Выдача лиц, совершивших преступление». Юридически более точной является формулировка Конститу-
§ 4. Правовая помощь по уголовным делам
ции РФ: «выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления» (ч. 2 ст. 63).
В международных актах, осуждающих преступления против мира и безопасности человечества, в конвенциях о борьбе с преступлениями международного характера, как правило, применяется лаконичный термин «выдача» («выдача лиц»), в определенных случаях сопровождаемый неизвестным национальному уголовному законодательству выражением «предполагаемый преступник». При этом указываются цели выдачи.
В учебных и научных изданиях на русском языке можно встретить слово «экстрадиция», т. е. транскрипцию английского (равно французского) слова «extradition». В отечественных официальных документах такое слово не применяется.
Терминологическая путаница возникает с терминами «выдача» (прежде всего в ситуациях для приведения приговора в исполнение) и «передача» (передача осужденного для отбывания наказания в государстве его гражданства), которые в литературе нередко рассматриваются как синонимы. На самом деле — это самостоятельные и различные по юридическому содержанию понятия, самостоятельные правовые институты, что подтверждается характером нормативной регламентации как на международном уровне, так и в ч. 2 ст. 63 Конституции РФ. В документах на английском языке передача обозначается словом «transfer» (на французском — «transferement»).
Выдача квалифицируется как обязанность договаривающихся сторон при наличии требования о выдаче и в соответствии с согласованными условиями.
Иная регламентация дана в конвенциях о преступлениях международного характера, где предусмотрена альтернативная процедура, обусловленная усмотрением государства, осуществляющего юрисдикцию, либо выдача заинтересованному государству, либо осуществление собственного уголовного преследования.
В договорах применяется термин «преступления, влекущие выдачу». К ним отнесены такие деяния, которые по законам обеих сторон — запрашивающего государства и запрашиваемого государства — являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое (более строгое) наказание. Такое условие характеризует выдачу для привлечения к уголовной ответственности. Выдача для приведения пригово-
430 Глава 16. Правовая помощь и иные формы правового сотрудничества
ра в исполнение производится, если лицо было приговорено на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию. Выдача не производится, если:
1) лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемого государства;
2) на момент получения требования, согласно законодательству запрашиваемого государства, преследование не допускается вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию;
3) в отношении лица уже вынесен за то же преступление приговор на территории запрашиваемого государства или дело прекращено;
4) преступление по законодательству одного или обоих государств преследуется в порядке частного обвинения.
В Конвенции СНГ 2002 г. предусмотрен более широкий перечень оснований отказа в выдаче (ст. 89). Наряду с названными установлены следующие:
выдача может нанести ущерб суверенитету, безопасности запрашиваемого государства;
имеются веские основания полагать, что запрос о выдаче связан с преследованием лица по признакам расы, пола, вероисповедания, этнической принадлежности или политических убеждений;
деяние по законодательству запрашиваемого государства относится к воинским преступлениям;
лицо было ранее выдано запрашиваемому государству третьим государством;
лицу предоставлено убежище на территории запрашиваемого государства;
имеются иные основания в договоре с участием запрашивающего и запрашиваемого государств.
Получила распространение норма о возможности отказа в выдаче, если деяние совершено на территории запрашиваемого государства.
Представляет интерес норма Конвенции СНГ 2002 г., воплощенная в ст. 81 «Неприменение смертной казни», согласно которой без ущерба для законодательства запрашиваемого и запрашивающего государств смертная казнь не применяется запрашивающей Стороной в отношении лица, выданного в соответствии с Конвенцией, если такое наказание не применяется запрашиваемой Стороной.
§ 4. Правовая помощь по уголовным делам
Европейская конвенция о выдаче совмещает в себе ряд традиционных положений и немало специфических норм. Обязательство выдачи касается всех лиц, в отношении которых компетентные органы запрашивающей стороны ведут уголовное преследование в связи с каким-либо преступлением или которые разыскиваются для приведения в исполнение приговора или постановления о задержании. Выдача осуществляется в отношении преступлений, наказуемых законодательством обеих сторон — запрашивающей и запрашиваемой — лишением свободы на срок в один год или более строго.
Российская Федерация при подписании и ратификации Конвенции оговорила право отказать в выдаче, если имеется в виду привлечение лица к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства, не обеспечивающего минимальные гарантии. В выдаче может быть отказано исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья.
При подписании и ратификации Европейской конвенции о выдаче и Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от имени Российской Федерации были сделаны заявления, относящиеся к конвенционным формулировкам относительно так называемых «политических преступлений», в частности к предписанию, что «выдача не осуществляется, если преступление, в отношении которого она запрашивается, рассматривается запрашиваемой Стороной в качестве политического преступления...». Российская Федерация, сказано в Федеральном законе о ратификации, исходит из того понимания, что законодательство РФ не содержит понятия «политические преступления». Знаменательно, что в рамках самого Совета Европы определенные правонарушения (убийство или попытка убийства главы государства, преступления геноцида, правонарушения по Женевским конвенциям 1949 г. и подобные им деяния) не считаются политическими преступлениями. Применительно к такого рода ситуациям Российская Федерация предусматривает значительно более широкий перечень деяний, являющихся международными преступлениями и преступлениями международного характера (см. § 3 гл. 17 настоящего учебника).
432 Глава 16. Правовая помощь и иные формы правового сотрудничества
Формулировка Европейской конвенции: «Договаривающаяся Сторона имеет право отказать в выдаче своих граждан» не является столь категоричной по сравнению с Конвенцией СНГ, большинством других подобных договоров, которые безоговорочно отвергают выдачу граждан запрашиваемого государства.
Ныне действующая Конституция РФ содержит несколько положений относительно выдачи. Согласно ч. 2 ст. 63 в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.
В указанной статье сказано также: «Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации». В УПК РФ этим вопросам посвящена часть пятая «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства».
Ссылка на международные договоры имеет здесь важное значение прежде всего в связи с общепризнанным правилом невыдачи собственных граждан (граждан запрашиваемого государства). Сама Конституция исходит из этого же правила: гражданин РФ не может быть выдан другому государству (ч. 1 ст. 61).
В договорах детально регламентируются вопросы процедуры выдачи, юридические действия, связанные с предъявлением запрашивающим государством требования о выдаче и его выполнением запрашиваемым государством.
В связи с установлением правила невыдачи граждан запрашиваемого государства в договоры включены нормы относительно обязанности осуществления уголовного преследования запрашиваемым государством против собственных граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства, если последнее обращается с таким поручением. В таком случае запрашиваемое государство производит необходимые действия в соответствии со своим законодательством и информирует запрашивающее государство о результатах уголовного преследования.
Договор с Финляндией не содержит норм о выдаче, предусмотрено лишь выполнение просьбы о возбуждении уголовного преследования. Подобный пробел присущ и Договору о
§ 4. Правовая помощь по уголовным делам
правовой помощи с КНР, однако заключенный в дополнение к нему Договор о выдаче подробно регламентирует эту форму правового сотрудничества, оговаривая, вместе с тем, последствия невыдачи собственных граждан — возбуждение на основании просьбы уголовного преследования в соответствии со своим законодательством. Договоры о взаимной правовой помощи по уголовным делам, заключенные с Канадой (1997 г.) и США (1999 г.), охватывают преимущественно такие вопросы процессуального характера, как исполнение запросов, передача документов и предметов, обеспечение явки лиц для дачи показаний и т. д.
Особой формой правового сотрудничества, также связанной с решением вопросов правового положения личности в процессе межгосударственных отношений, является передача осужденных лиц в государство их гражданства для отбывания наказания. В чем отличие такой передачи от выдачи для приведения приговора в исполнение? В обоих случаях межгосударственной процедуре выдачи либо передачи предшествуют завершение судебного разбирательства и вынесение обвинительного приговора. Однако при выдаче имеется в виду приговор, вынесенный судом запрашивающего (требующего выдачи) государства в отношении лица, оказавшегося на территории запрашиваемого государства, но не имеющего его гражданства, а являющегося либо гражданином запрашивающего государства, либо гражданином третьего государства, либо лицом без гражданства. При передаче предполагается приговор, вынесенный судом государства в отношении лица, совершившего преступление, подпадающее под юрисдикцию этого государства, но являющегося гражданином другого государства, которое выражает согласие или намерение принять осужденного гражданина в целях отбывания им наказания в виде лишения свободы (государство вынесения приговора и государство исполнения приговора).
Как отмечено выше, известны три многосторонние конвенции. 19 мая 1978 г. была подписана и 26 августа 1979 г. вступила в силу Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Участниками этой Конвенции стали государства, входившие в то время в СЭВ, в том числе СССР (в порядке правопреемства Российская Федерация). 6 марта 1998 г. подписана Конвенция о передаче осужденных к лише-
434 Глава 16. Правовая помощь и иные формы правового сотрудничества
нию свободы для дальнейшего отбывания наказания. Ее положения признали почти все страны СНГ. Рассматривается вопрос о присоединении Российской Федерации к Европейской конвенции о передаче осужденных лиц.
Первая из названных конвенций содержит следующие наиболее существенные положения.
Согласно ст. 1 граждане каждого из государств-участников, осужденные к лишению свободы в другом государстве, будут по взаимному согласию этих государств передаваться для отбывания наказания в то государство, гражданами которого они являются. Передача осужденного возможна после вступления приговора в законную силу.
В соответствии со ст. 4 передача осужденного в порядке, предусмотренном Конвенцией, не производится, если:
а) по законодательству государства, гражданином которого является осужденный, деяние, за которое он осужден, не является преступлением;
б) в государстве, гражданином которого является осужденный, за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан либо дело было прекращено, а равно если лицо освобождено от наказания компетентным органом этого государства;
в) наказание не может быть исполнено в государстве, гражданином которого является осужденный, вследствие истечения сроков давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства;
г) осужденный имеет постоянное место жительства на территории государства, судом которого вынесен приговор;
д) не достигнуто согласия о передаче осужденного на условиях, предусмотренных настоящей Конвенцией.
Назначенное осужденному наказание отбывается на основании приговора суда того государства в котором он был осужден. Исходя из вынесенного приговора суд государства, гражданином которого является осужденный, принимает решение о его исполнении, определяя срок лишения свободы в соответствии с приговором. Часть наказания, отбытая осужденным в государстве, судом которого вынесен приговор, засчитывается в срок наказания. Исполнение не отбытого до передачи осужденного наказания, а также полное или частичное освобождение от наказания после принятия решения об исполнении пригово-
§ 4. Правовая помощь по уголовным делам
ра производятся в соответствии с законодательством государства, которому передан осужденный.
Помилование осужденного осуществляется тем государством, которому он передан для отбывания наказания. Амнистия после передачи осужденного осуществляется в соответствии с актами об амнистии, изданными в государстве, судом которого вынесен приговор, и в государстве, гражданином которого является осужденный. Приговор в отношении осужденного, переданного государству, гражданином которого он является, может быть пересмотрен только судом государства, в котором вынесен приговор.
Существенное значение имеет норма ст. 11 Конвенции, согласно которой в отношении лица, переданного для отбывания наказания государству, гражданином которого оно является, наступают такие же правовые последствия осуждения, как и в отношении лиц, осужденных в этом государстве, за совершение такого деяния.
В связи с вступлением в силу этой Конвенции Президиум Верховного Совета СССР 10 августа 1979 г. принял Указ «О порядке выполнения обязательств, вытекающих для СССР из Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются». Указ ориентирован на совместное применение компетентными органами в процессе выполнения предписанных Конвенцией действий внутригосударственных и международно-правовых норм.
Заключенная в рамках СНГ Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания содержит как родственные предшествующей Конвенции нормы, так и оригинальные формулировки. Передача предусмотрена не только для граждан государства исполнения приговора, но и для лиц без гражданства, постоянно проживающих на его территории. С ходатайством о передаче осужденного вправе обращаться в компетентный орган любого из указанных государств сам осужденный, его близкие родственники, законный представитель и адвокат. Для передачи требуется письменное согласие осужденного. В передаче осужденного может быть отказано, если им не возмещен ущерб, нанесенный преступлением.
Акты не только амнистии, но и помилования (а также освобождения осужденного от дальнейшего отбывания наказания в
436 Глава 16. Правовая помощь и иные формы правового сотрудничества
случае тяжкой неизлечимой болезни) относятся к ведению обоих государств.
Первым в серии двусторонних актов стал Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания (подписан 4 марта 1993 г., вступил в силу 10 июля 1993 г.). Согласно Договору условием передачи, как и по Конвенции 1978 г., является взаимное согласие обоих государств. Аналогично решены многие вопросы, в том числе вопрос об обстоятельствах, когда передача не производится, исключая ситуацию, когда осужденный имеет постоянное место жительства на территории государства, судом которого вынесен приговор. По Договору не только амнистию, но и помилование вправе осуществлять как государство вынесения приговора, так и государство исполнения приговора. Подобные договоры заключены с Азербайджаном, Туркменистаном, Грузией, Испанией, Кипром и др.
Литература
Бастрыкин А. И. Взаимодействие советского уголовно-процессуального и международного права. Л., 1986.
Бирюков П. Н. Особенности расследования преступлений, совершаемых иностранцами: международные договоры и законодательство РФ. Воронеж, 1995.
Валеев Р. М. Выдача преступников в современном международном праве. Казань, 1976.
Лукашук И. И., Наумов А. В. Выдача обвиняемых и осужденных в международном уголовном праве. М., 1998.
Марышева Н. И. Правовая помощь в отношениях между странами СНГ // Московский журнал международного права. 1992. № 4.
Нешатаева Т. Н. Международный гражданский процесс. М., 2001.