Нарастание политического кризиса
Причинами Первой мировой войны, начавшейся в июле (по новому календарю – в августе) 1914 года, были экономическое и военно-политическое соперничество между двумя группами государств – блоком центральных держав во главе с Германией и Австро-Венгрией и Антантой во главе с Англией, Францией и Россией (окончательно сложилась к 1907 году). Основное значение имели стремление Германии к переделу уже поделенных другими державами колоний в Азии и Африке, господству на морях и на Европейском континенте и борьба Австро-Венгрии за господство на Балканском полуострове.
Германия и ее союзники выступали в роли агрессоров и развязали войну. Цели России в этой войне были в основном оборонительными: положить предел немецкой экспансии в Европе и австрийской – на Балканах, народам которых она традиционно покровительствовала. Но попутно Россия преследовала и захватнические цели – овладеть проливами из Черного моря в Средиземное (Босфором и Дарданеллами) и Константинополем, находившимися под властью Турции (это была давнишняя мечта русских императоров).
Особенностями Первой мировой войны, в корне отличавшими ее от войн прошлого (в том числе и общеевропейских), были:
1. Это была первая в истории тотальная война, вызвавшая всеобщую мобилизацию мужского населения и многомиллионные жертвы (всего 10 млн убитых, в т. ч. русских – 2 млн).
2. Впервые в истории война вызвала полное подчинение интересов тыла фронту и поставила ему на службу всю экономику воюющих стран.
3. Специфически военной особенностью был позиционный характер окопной войны с растянувшейся на тысячи километров линией фронта (на русском фронте – от Балтийского до Черного моря). Это явилось следствием огромной плотности сплошных фронтов многомиллионных армий при отсутствии технических средств прорыва (во Второй мировой войне таким средством стали танки). В результате кровопролитные бои велись годами почти на одних и тех же приграничных позициях без особых побед и поражений, что угнетающе действовало на моральное состояние войск и имело далекоидущие последствия, о чем скажем ниже.
В свете последующих событий, когда война привела к революции в России, распространено мнение, что ее можно было избежать. Однако представляется верным, что она была неизбежной для России, и для такого утверждения есть два веских основания.Во-первых, непредвиденный характер этой войны и порожденного ею напряжения, не говоря уже о последствиях. Такой характер война приобрела впервые в мировой истории; что же касается военных авторитетов с обеих сторон, то почти все рассчитывали на скорую победу. Рассуждать о тех событиях с высоты сегодняшнего дня и знания всех последствий по меньшей мере неумно. Во-вторых, в случае уклонения от войны при создавшихся обстоятельствах (агрессия Германии плюс союзнические обязательства) Россия однозначно потеряла бы лицо в глазах мирового сообщества. Кстати сказать, правительство Николая II, понимавшее, что Россия еще недостаточно готова к войне, и без того приложило все возможные усилия к мирному разрешению конфликта.
В отношении вооруженных сил России горькие уроки русско-японской войны были учтены: проведены коренные реформы по технической модернизации армии и особенно флота (в частности, появились подводные лодки, самолеты, пулеметы), их реорганизации, улучшению боевой подготовки и командного состава.Однакозавершить подготовку к войне за недолгие 8 лет реформ не успели. В ходе войны вскоре стало не хватать оружия и боеприпасов. Лишь с помощью мобилизации промышленности на нужды фронта уже в процессе войны, в которой активную роль сыграла русская буржуазия и созданные ею организации (военно-промышленные комитеты, Земско-городской союз), и военных поставок от союзников к 1916 г. армия была вооружена «до зубов» (о чем предпочитала помалкивать советская историография).
Военные действия, небывалые по масштабам человеческих жертв, шли с переменным успехом – наиболее удачно против австрийцев и турок, менее успешно – против немцев (наиболее крупная победа – Брусиловский прорыв 1916 г.; лучшие военачальники армии – генералы М.В. Алексеев и А.А. Брусилов, флота – адмирал А.В. Колчак). Россия сорвала немецкий план «молниеносной войны», заставила Германию воевать на два фронта – на западе Европы и против себя, оттягивая на себя 1/3 немецких и 2/3 австро-венгерских армий, и тем самым спасла Париж и всю Францию в 1914 г. и Италию – в 1916 г.
Роковым обстоятельством для России стало назревание политического кризиса в ходе войны, причинами и одновременно симптомами которогостали:
1. Ухудшение жизни в тылу под влиянием небывалых тягот войны, с осени 1916 г. – инфляция рубля, продовольственный кризис и карточки.
2. Непонимание массами малограмотного народа целей неслыханно кровавой и затяжной войны вдоль границ, как следствие отсутствия эффективной пропаганды со стороны власти, и в этом проявилась ее косность (в странах Запада война сопровождалась умелой патриотической обработкой населения). Цели войны оставались доступны пониманию лишь образованных классов русского общества. Произошел даже раскол революционных партий на 3 группы по отношению к войне: «оборонцев» – патриотов, готовых отложить счеты с властью до победы (в основном это были эсеры), пацифистов (в основном меньшевики) и «пораженцев» (большевики во главе с Лениным – единственная партия, выступавшая за поражение России в войне ради ускорения революции и цинично использовавшая для этого финансовую поддержку Германии, которой такая пропаганда была выгодна).
3. Как результат первого и второго обстоятельств – постепенный переход от первоначального патриотического подъема к глухому недовольству.
4. Рост экономической мощи буржуазии в ходе войны, и как следствие – ее амбиций и притязаний на долю власти, поскольку именно она внесла основной вклад в организацию оборонной промышленности, тогда как власть проявила себя в этом деле достаточно бездарно.
5. Политическая деградация царского режима после гибели Столыпина, главными признаками которой стали: а) фактический приход к власти накануне войны реакционной и мракобесной придворной камарильи во главе с женой Николая II императрицей Александрой Федоровной; б) «распутинщина» – огромное влияние, приобретенное на царскую семью лечившим больного наследника экстрасенсом, полуграмотным проходимцем из сибирских крестьян Г. Распутиным, позорившим царя на всю Россию пьяными кутежами, развратом и взятками, за которые он влиял через императрицу на назначение министров; в) коррупционные скандалы (в частности, дело военного министра Сухомлинова); г) правительственная чехарда.
6. Роль СМИ в демистификации и разоблачении недостатков власти, как следствие свободы печати.
Итогами стали моральная дискредитация и полная изоляция власти (от великих князей и Пуришкевича до народа), утрата ею остатков авторитета и формирование общенациональной оппозиции. Главным ее выразителем стал сложившийся к 1916 г. и получивший большинство в Думе т. н. Прогрессивный блок из всех умеренно-монархических и либеральных партий. Основное требование блока к власти состояло в формировании «правительства доверия», ответственного перед Думой (а не только перед царем). Но власть не шла на уступки. Особенно негативный общественный резонанс вызывала распутинская вакханалия. В декабре 1916 г. группа монархистов во главе с князем Ф. Юсуповым и лидером черносотенцев В. Пуришкевичем, стремясь спасти Николая II и династию от пропасти, убила Распутина (в убийстве принимал участие один из великих князей, двоюродный брат царя). Но хотя это вызвало общее ликование, было уже поздно.
7.5. «Серебряный век» русской культуры
Начало ХХ века вошло в историю русской культуры под именем «серебряного века». Расцвет культуры и науки продолжался. Особое значение в науке имели работы И.П. Павлова в физиологии, изобретение радио А.С. Поповым. В философии выступила целая плеяда мыслителей религиозно-идеалистического направления, основанного в конце XIX в. В. Соловьевым и К. Леонтьевым; теперь его представили Н. Бердяев, П. Флоренский, В. Розанов, И. Ильин и др. В литературе особого расцвета достигла поэзия, в которой появилось целое созвездие имен: А. Блок, А. Ахматова, Н. Гумилев, И. Северянин, позднее С. Есенин, В. Маяковский, О. Мандельштам, Б. Пастернак, М. Цветаева и др. В прозе новые высоты связаны с творчеством блестящего мастера стиля, первого среди русских Нобелевского лауреата И. Бунина, А. Куприна, М. Горького. Вершиной реалистического искусства в драматическом театре стала получившая мировое признание режиссерская система К. Станиславского, основавшего Художественный театр в Москве (впоследствии МХАТ). Огромный всемирный успех имело также вокальное артистическое искусство Ф. Шаляпина в опере. Продолжал греметь на весь мир русский балет, новые достижения которого связаны с именем хореографа С. Дягилева. В музыке блистали С. Рахманинов, завоевавший мировую славу как пианист, А. Скрябин.
Особенностью этого периода в культуре стало то, что отмеченный выше кризис традиционной морали (следствие технического прогресса, социальных изменений и урбанизации) определил новые веяния в ней. Наряду с продолжавшими развиваться традициями реализма (Бунин, Куприн, в театре – Станиславский) и возродившегося неоромантизма (Ахматова, Гумилев, Мандельштам, Цветаева, отчасти Горький, в музыке – Скрябин), массовое развитие получили поиски новых форм в искусстве, связанные с явлениями авангардизмаидекаданса. В литературе среди них выделялись символизм (главный представитель – Блок) и футуризм (во главе с Маяковским), в живописи – абстракционизм (М. Шагал, А. Малевич, П. Кандинский, близок к этому направлению романтик М. Врубель). При всем своем художественном своеобразии, они несомненно отражали духовный кризис общества, метания интеллигенции в преддверии революции.
ТЕМА 8