Политические партии и Государственная дума
Манифест 17 октября 1905 года впервые легализовал в России политические партии и создал в ней парламентскую систему (хотя и ограниченную). Основными политическими партиямипериода 1905–1917 гг. были («справа налево»):
Черносотенцы (Союз русского народа и др., лидеры – В. Пуришкевич, Н. Марков 2-й, А. Дубровин) – партия помещиков, вербовавшая в свои ряды также несознательных рабочих и маргинальные слои населения, вплоть до подонков общества и уголовников. Поскольку они к тому же пользовались поддержкой реакционной части правящей бюрократии (сам Николай II был почетным членом Союза русского народа), он представлял собой до революции самую массовую партию численностью около 500 тыс. Черносотенцы выступали за самодержавие, против аграрных и политических реформ, но ради привлечения рабочих обещали им 8-часовой рабочий день. В национальном вопросе они были крайними шовинистами и антисемитами, в своей деятельности широко практиковали еврейские и студенческие погромы, политические убийства (увы, нередко при попустительстве царской полиции). Парадоксально, но одним из членов руководящего органа Союза русского народа был великий русский ученый Д.И. Менделеев.
Октябристы (Союз 17 октября, лидеры – М. Родзянко, А. Гучков) – сравнительно немногочисленная (не превышала 50 тыс.) партия буржуазии, выступавшая за умеренно-либеральные политические и социальные реформы при сохранении сильной царской власти и национальных традиций (что отражалось в самом названии партии, подчеркивавшем ее лояльность и приверженность идеям царского манифеста). Октябристов можно с полным основанием назвать духовными наследниками славянофилов. Именно они составляли главную политическую опору Столыпина.
Кадеты (конституционные демократы, или Партия народной свободы, лидеры – историк профессор П.Н. Милюков, П. Струве, В. Маклаков, А. Шингарев, профессор ТТИ Н. Некрасов) – достаточно массовая (в разное время от 50 до 100 тыс.) партия либеральной интеллигенции, прямые идейные наследники западников XIX в. Выступали за широкие либеральные реформы во всех областях жизни: парламентскую монархию английского образца, при которой монарху отводится лишь роль символа преемственности власти и единства нации; всеобщее и равное избирательное право; ограничение помещичьего землевладения с продажей «излишков» крестьянам; 8-часовой рабочий день; автономию национальных окраин. В отличие от современных западников, кадеты все-таки сохраняли великодержавный патриотизм. Среди кадетов были многие знаменитые ученые: В.И. Вернадский, В.О. Ключевский, сам П.Н. Милюков, А.А. Шахматов, первый директор ТТИ Е. Зубашев.
Трудовики – неоформленная в партию, но многочисленная фракция крестьянских депутатов Думы. При сохранении традиционной веры в царя, выступали за радикальный «черный передел» земли в пользу крестьян с уничтожением помещичьего землевладения.
Эсеры (социалисты-революционеры, лидеры – В. Чернов, провокатор тайной полиции Е. Азеф, Б. Савинков, Н. Авксентьев, Е. Брешко-Брешковская) – партия радикальной интеллигенции, делавшая ставку на крестьянскую революцию, последователи народовольцев, одна из самых массовых партий (в 1917 г. – 500 тыс.). Выступали за демократическую республику, социализм с сохранением мелкой («трудовой») частной собственности и экспроприацию буржуазии и помещиков, право наций на самоопределение (в остальном считали себя патриотами). Подобно народовольцам, широко практиковали индивидуальный террор, среди их жертв – 6 министров, в т. ч. Столыпин.
Социал-демократы – партия радикальной интеллигенции, делавшая ставку на пролетарскую революцию, последователи идей К. Маркса; до революции 1917 года не были массовой партией. Разделялись на 2 крыла, впоследствии ставшие двумя самостоятельными партиями. Умеренная часть – меньшевики (лидеры – Г. Плеханов, Ю. Мартов, П. Аксельрод, И. Церетели, Н. Чхеидзе, Ф. Дан) по целям были близки к эсерам, но делали ставку на рабочих, были интернационалистами и отвергали террористические методы. Радикальное крыло – большевики (лидер – В.И. Ленин) – выступали за полное уничтожение частной собственности, диктатуру пролетариата после победы на «переходный период», также были интернационалистами и признавали любые средства в борьбе. В частности, большевики были единственной в мире партией, в годы Первой мировой войны выступившей за поражение своей страны ради приближения революции и не стеснявшейся брать деньги у немцев на революционную работу.
Парламентская системадореволюционной России была основана на разделении избирателей на 4 курии (помещичья, городская, крестьянская и рабочая) с неравными нормами представительства (особенно усилилось это неравенство по столыпинскому закону 3 июня 1907 г.). Неравные права получили также национальные меньшинства. Не получили избирательного права не имевшие имущественного ценза (кроме крестьянских общин и рабочих), а также духовенство, военные (в соответствии с принципом «армия вне политики») и женщины (последние не имели его во всем мире до Первой мировой войны). Выборы были не прямыми, а 2-степенными, как в США, через выборщиков.
По такой системе избиралась нижняя палата парламента – Государственная дума.
Верхнюю палату представлял реформированный Государственный совет, призванный быть консервативным «амортизатором» Думы. В отличие от нее, он наполовину назначался императором (как и раньше), а наполовину избирался, но только от представителей первых двух курий (т. е. без участия крестьян и рабочих).
По Основным законам император сохранял всю полноту исполнительной власти и – наравне с Думой – право законодательной инициативы. Закон считался принятым после принятия его обеими палатами и утверждения царем.Император имел право досрочного роспуска Думы и назначения новых выборов, а также в перерывах между думскими сессиями издавать самостоятельно указы, имевшие силу закона. (Этой лазейкой в законодательстве широко пользовалось правительство. Именно таким путем, в обход «парламентской канители», Столыпин провел свою аграрную реформу, утвержденную Думой в качестве закона лишь в 1910 г., когда реформа проводилась уже четвертый год и была на полном ходу). В целом политический строй оставался авторитарным.
Историю Думы можно разделить на два периода:
1906–1907 – 1-я и 2-я Думы, в которых преобладали кадеты. Обе стояли в резкой оппозиции к правительству и были распущены досрочно.
1907–1917 (после произвольного изменения Столыпиным избирательного закона) – 3-я и 4-я Думы, в которых лидировали октябристы. Обе эти Думы были относительно лояльны к правительству либо занимали конструктивную оппозицию, вплоть до назревания политического кризиса в ходе Первой мировой войны.