Кулылура и быт во второй половине XV-XVI веке
Основные даты и события:1564 г. - выход в свет первой русской датированной печатной книги; 1508 г. - завершение строительства Архангельского собора Московского Кремля; 1491 г. - завершение строительства Грановитой палаты; 1560 Г. - завершение строительства ПОКРОВСКОГО собора на Красной площади (Храм Василия Блаженного).
Исторические деятели:Иван Федоров; Максим Грек; Иван Пересветов; Андрей Курбский; Аристотель Фиораванти; Антон Фрязин; Алевиз Новый; Федор Конь; Дионисий.
Основные термины и понятия:миниатюра; «Москва - третий Рим»; шатровый стиль в архитектуре; книгопечатание.
План ответа:1) исторические условия развития кулылуры; 2) основные достижения в развитии кулылуры (фольклор, литература, книгопечатание, общественная мысль; архитектура; живопись); 3) быт, обычаи; 4) историческое значение развития кулылуры в XV-XVI веках.
Материал к ответу: На развитие кулылуры этого периода оказывали влияние три взаимосвязанных и тесно переплетаюшихся явления: формирование Русского централизованного государства; освобождение страны от монголо-татарского господства; завершение формирования русской народности. Они определяли содержание и направленность историкокулылурного процесса.
Основной темой устного народного творчества оставалась борьба народа с внешними врагами. Героями эпоса стали теперь богатыри, воевавшие против Крымского и Казанского ханств. Одной из популярных исторических песен того времени была песня о взятии Казани, в которой падение Казанского ханства воспринималось современниками как завершение многовековой борьбы с ордынским господством. Цикл песен о Ермаке был посвящен борьбе с Сибирским ханством.
Создание единого государства и рост аппарата управления в центре и на местах, расширение международных связей России потребовали создания специальных школ для подготовки государственных служащих. Такие училища создавались при монастырях и приходских церквях.
Одним из важнейших событий кулылурной жизни стало начало книгопечатания. В 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили «Апостол» - первую русскую датированную печатную книгу.
В первой четверти XVI в. была сформулирована политическая теория Русского государства. В ее основе лежала концепция «Москва - третий Рим», подчеркивавшая особую роль православной церкви в жизни государства.
Оформилась политическая публицистика. В сочинениях Ивана Пересветова была обоснована особая роль дворянства в политической жизни страны. Идеалы сословно-представительной монархии составили основу «Истории О великом князе Московском» Андрея Курбекого. В публицистических произведениях Ивана Грозноr.о обосновывалась идея неограниченной царской власти.
Москва в эти годы превратилась в общерусский кулылурный центр. Перестроенный Московский Кремль стал не просто крепостью, а резиденцией царя. Были заново отстроены и приняли современный вид Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы. Болылую роль в этом сыграл приглашенный из Италии архитектор Аристотель Фиораванти. Был построен великокнЯжеский дворец, а для приемов иностранных гостей и заседаний Боярской думы - Грановитая палата. Новым словом в архитектуре стал шатровый стиль (пример - церковь Вознесения в селе Коломенском, воздвигнугая в 1532 г.). Важнейшим архиктурным памятником эпохи стал Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади. Большой размах приобрел о крепостное строительство: появились крепости в Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове, был реконструирован новгородский кремль. Самым крупным крепостным сооружением стал смоленский кремль, построенный Федором Конем.
Наиболее значительным художником-иконописцем эпохи был Дионисий. Помимо икон он создал часть фресок Успенского собора, собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Его живописная манера отличалась изящностью, изысканностью колорита, пышностью декоративного орнамента. Изменилась и цветовая гамма иконописи - освободившаяся от монголов Русь предстала не в традиционных черно-коричневых тонах, а в лазорево-голубых и ярко-красных. В это время появились и первые исторические портреты (их галерея украсила Благовещенский собор в Кремле).
Таким образом, русская кулылура XV-XVI вв. отразила основные события российской истории этого времени - становление единого государства и освобождение от ордынского господства. Основой духовного и кулылурного развития стало возрождение традиций Древней Руси, угверждение православной веры. Впервые русская кулылура оказалась открыта влиянию обычаев и достижений других стран и народов, главным образом европейских. Все это создавало предпосылки для ее последующего расцвета.