Культура россии в xix веке
1. Идейное противоборство славянофилов и западников как попытка
выявления сущностного ядра русской культуры.
2. «Золотой век» русской культуры (первая половина XIX в.).
Основные направления в литературе: сентиментализм, романтизм,
реализм. Академизм, сентиментализм, романтизм и реализм в
живописи. Развитие архитектуры: ампир и русско-византийский
стиль. Музыкальное искусство, творчество М.И. Глинки,
А.С. Даргомыжского.
3. Либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в. и их влияние на развитие
российской культуры.
4. Развитие промышленности. Трансформация городской среды во
второй половине XIX в.
5. Основные достижения художественной культуры второй половины
XIX века.
Библиографический список
1. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в ХVIII – первой половине
ХIХ в. – М., 1994.
2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVII–XIX веков.
– Л., 1977.
3. Волобуева Т.О. Эволюция городского костюма как отражение
модернизационных процессов в российском обществе второй
половины XIX века // Отечественная история. 2008. №1.
4. Добровольский В.Ю. П.Я. Чаадаев: феномен общественного
интереса // Отечественная история. 2007. №5.
5. Захарова О.Ю. Власть церемониалов и церемониалы власти в
Российской империи XVIII–XX вв.: Коронации, дипломатические
приемы, высочайшие выходы, военные парады, рыцарские
карусели, церемониальные застолья, балы. – М., 2003.
6. История русского искусства. В 3 т. Т. 1. Искусство X – первой
половины XIX века / Отв. ред. М.М. Ракова, И.В. Рязанцев. – М.,
1991.
7. Кошман Л.В. Мещанство в России XIX в. // Вопросы истории.
2008. №2.
8. Очерки истории русской культуры второй половины XIX в. / Под
ред. Н.М. Волынкина. – М., 1976.
9. Рябцев Ю.С. История русской культуры: художественная жизнь и
быт XVIII – XIX вв.: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001.
10. Хренов Н.А., Соколов К.Б. Художественная жизнь императорской
России: (субкультуры, картины мира, ментальность). – СПб.:
Алетейя, 2001.
Методические указания
XIX век – это время интенсивного развития российской
культуры и период значительных трансформаций в ней. На смену
аграрной России в это время приходит Россия аграрно-
индустриальная, а в конце века по отдельным показателям
промышленного роста страна выходит на первые позиции в мире. В
этот период трансформируется социальная структура российского
общества, изменяется жизненный уклад широких слоев населения.
Объясните, почему именно в XIX в. остро поднимается вопрос о
специфике российской цивилизации и русском национальном
характере. Раскройте содержание «Философических писем»
П.Я. Чаадаева. Как он характеризует русскую культуру?
Охарактеризуйте западничество и славянофильство. Поясните, что
объединяет представителей этих, казалось бы, диаметрально
противоположных теченийв общественной мысли.
Культуру первой половины XIX в. называют «золотым веком»,
так как своими достижениями российская культура этого периода
обогатила мировую. В этот период происходили, с одной стороны,
дифференциация (или специализация) различных сфер культурной
деятельности (особенно в науке), а с другой – усложнение самого
культурного процесса, то есть большее «соприкосновение» и
взаимовлияние различных областей культуры. Ведущей областью
культуры в XIX в. становится литература. Для русской литературы
первой половины XIX в. характерна быстрая смена различных
идейно-эстетических направлений: классицизм XVIII в. на короткое
время сменяется сентиментализмом, который затем уступает место
романтизму, а потом реализму. Раскройте сущность данных
направлений и назовите их наиболее ярких представителей. В первой
половине XIX в. в русской живописи происходил отход от
академизма (так назывался классицизм в живописи), оплотом
которого была императорская Академия художеств. Познакомьтесь с
творчеством К.П. Брюллова, А.А. Иванова, А.Г. Венецианова,
О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, П.А. Федотова. В архитектуре
прочные позиции занимал ампир – разновидность классицизма,
господство которого продолжалось до 40-х гг. XIX в. В 30–50-е гг. в
моду входят псевдорусский стиль и псевдоготика, проявляется
интерес к византийскому стилю и барокко. Выделите основные
особенности данных стилей и познакомьтесь с наиболее яркими
архитектурными памятниками эпохи. Характеризуя музыку первой
половины XIX в., особое внимание уделите творчеству М.И. Глинки,
с именем которого связано возникновение русской национальной
музыки.
60–70 гг. XIX в. – время широкомасштабных преобразований в
России, которые затронули все важнейшие стороны жизни как
общества, так и государства. Были проведены экономические
(ликвидация крепостного права и др.), политические реформы
(изменения в системе управления – судебная, земская, городская,
военная реформы), реформы в области образования и культуры
(школьная, университетская, цензурная). Расскажите о проведенных в
стране преобразованиях и покажите, к каким результатам они
привели.
Отмена крепостного права (1861) и серия либеральных реформ
уничтожили основные препятствия для развития в стране
капитализма. Промышленный подъем вызвал развитие городов и
возникновение новых крупных заводов и фабрик. В стране
складываются новые промышленные районы, расширяется сеть
железных дорог, формируются буржуазия и пролетариат, изменяется
образ жизни широких слоев населения. Все эти процессы необходимо
детально проанализировать при подготовке ответа на четвертый
вопрос семинара.
Основным художественным направлением русской литературы
второй половины XIX в. стал критический реализм. Познакомьтесь с
творчеством таких выдающихся мастеров слова, как И.С. Тургенев,
И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин,
Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Изучая изобразительное искусство второй
половины XIX в., рассмотрите деятельность Товарищества
передвижных выставок, творчество И.Н. Крамского, И.Е. Репина,
В.И. Сурикова, И.И. Шишкина, В.А. Серова, И.И. Левитана,
А.И. Куинджи. Для архитектуры данного периода характерны
эклектика (А.И. Резанов, В.А. Шредер). В 60–70-е гг. шли поиски
русского национального стиля, основанные на изучении подлинных
памятников деревянного зодчества, деревянной архитектуры Севера.
Наиболее крупным архитектором этого направления был И.П. Ропет.
Во второй половине XIX в. продолжает развиваться русская
национальная музыкальная школа. Рассмотрите творчество
композиторов «могучей кучки»: М.А. Балакирева, Ц.А. Кюи,
М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова. К
общеевропейским музыкальным формам тяготел П.И. Чайковский,
произведения которого получили мировую известность. Заканчивая
работу над темой, покажите, что вторая половина XIX в. – время
окончательного утверждения и закрепления национальных форм и
традиций в русском искусстве.
Контрольные вопросы
1. Выделите особенности развития русской культуры в XIX веке
(письменно).
2. Что представляют собой западничество и славянофильство?
3. Вспомните значение терминов «романтизм», «реализм»,
«сентиментализм».
4. Что представляли собой академизм и русско-византийский стиль?
5. Почему М.И. Глинка считается основателем русской национальной
музыки?
6. В чем суть земской, городской, судебной и военной реформ 60 –
70-х гг. XIX ? Каково их значение?
7. Какие меры были предприняты правительством в 60-70 гг. XIX в. с
целью повышения уровня образованности в стране? К каким
результатам они привели?
8. Какими принципами руководствовались в своем творчестве члены
Товарищества передвижных выставок?
9. Что объединяло композиторов «могучей кучки»?
10. Почему вторая половина XIX в. считается временем
окончательного утверждения и закрепления национальных форм и
традиций в русском искусстве?