Ii. государство как основной субъект международного права 5 страница
155. Союзом государств является объединение государств, базирующееся на международно-правовом договоре. Его члены сохраняют свою международную правосубъектность; их отношения регламентируются международным правом <251>. В союзе государств, в отличие от федеративного государства, центрального правительства не существует, тем не менее союз государств, который является субъектом международного права, имеет собственные органы для исполнения совместных, указанных в федеральном договоре задач. Примером союза государств выступает Германский союз (1815 - 1866 гг.). Союзом государств не является Содружество Наций <252>.
--------------------------------
<251> О союзе государств см.: Hobe/Kimminich. in das , 8. Aufl 2004, 121.
<252> См.: Green. British Commonwealth, EPILII (1992) 495 (498).
156. Межгосударственной международной организации <253> присущи следующие признаки: она основана на соглашении двух или более государств и создана на основании международного учредительного договора. Этим договором международная организация уполномочена на самостоятельное выполнение определенных задач. Кроме непосредственно указанных задач, организации передаются полномочия, необходимые для выполнения установленных договором задач (impliedpowers). Международная организация должна иметь по меньшей мере один уполномоченный орган.
--------------------------------
<253> См.: Раздел 4. Кляйн, абз. 12 и след.
157. Международная правосубъектность государств-членов сохраняется; однако международная дееспособность может быть ограничена, если задачи и функции, которые обычно выполняются государствами-членами, в дальнейшем выполняются международной организацией. Принцип равенства государств в целом означает равенство голосов в пределах международной организации. Особое место среди международных организаций принадлежит ООН в силу ее многозначных задач <254>.
--------------------------------
<254> См.: . Die Vereinten Nationen und ihre Sonderorganisationen, 1986.
158. К международным организациям не относятся многосторонние дипломатические конференции, даже если они институционализированы. Однако постепенно они могут трансформироваться в организацию, как об этом свидетельствует пример ОБСЕ. Создание организации отражено в Будапештском документе от 5 - 6 декабря 1994 года <255>, придавшем СБСЕ новую динамику <256>. Действующая с 1 января 1995 года ОБСЕ <257> является главным инструментом своевременного предупреждения и предотвращения конфликтов и урегулирования кризисов в регионе. Наряду с этим, дополнительно к уже существующим органам, таким как секретариат в Праге <258> и Верховный комиссар по делам меньшинств, был создан третейский суд в Женеве, организационное заседание которого состоялось 29 мая 1995 года <259>.
--------------------------------
<255> Int Pol 1995, 73 ff.
<256> О преобразовании СБСЕ в ОБСЕ см.: Honsowitz. "OSZE Zuers". Die Neugestaltung des zwischen UN und OSZE, VN 1995, 49ff; Schweisfurth. Die juristische Mutation der KSZE - Eine internationale Organisation in statu nascendi, FS Bernhardt, 1995, 213ff; Tretter. Von der KSZE zur OSZE, EuGRZ 1995, 296ff.
<257> Согласно п. 1 гл. 1 Документа все предшествующие ссылки на СБСЕ должны в будущем рассматриваться в качестве ссылок на ОБСЕ.
<258> Кроме того, существующие органы были переименованы: бывший Совет СБСЕ теперь называется "Советом министров"; бывший Комитет высших должностных лиц в Праге - "Верховным Советом", а Постоянный Комитет в Вене - "Постоянным Советом".
<259> EuGRZ 1995, 345ff.
159. Наднациональные организации, такие как ЕС, отличаются более высокой степенью интеграции в сравнении с другими международными организациями. Они обладают широкой компетенцией, например полномочием на принятие решений, обязательных для исполнения государствами-членами, даже вопреки воле отдельных членов. Решения имеют прямое действие в государствах-членах и не требуют принятия внутригосударственных мер по их исполнению; сложилась эффективная система реализации таких решений (например, с помощью внутригосударственных судов или посредством подачи жалобы в суд наднациональной организации). Существуют также независимые (квази)парламентарные органы и судебные органы, обладающие обязательной юрисдикцией.
160. В развитие Единого европейского акта от 1 июля 1987 года <260> 7 февраля 1992 года в Маастрихте был подписан Договор о Европейском союзе, модифицированный Амстердамским договором от 2 октября 1997 года <261> и Ниццким договором от 26 февраля 2001 года, который вступил в силу 1 февраля 2003 года <262>. Относительно правового качества ЕС Федеральный Конституционный суд Германии установил, что в соответствии с союзным договором учрежден союз государств для создания сплоченного союза народов Европы, организованных на государственном уровне (абз. 2 ст. 1 Договора о ЕС); однако это не государство, основу которого составляет европейское население <263>.
--------------------------------
<260> BGBl 1986 II, 1102ff.
<261> Об Амстердамском договоре см.: Bergmann. Europarechtliche Neuerungen des Amsterdamer Vertrags, VBlBW 1999, 441 ff; Karpenstein. Der Vertrag von Amsterdam im Lichte der Maastricht-Entscheidung des BVerfG, DVBl 1998, 942ff; Kluth (Hrsg), Die Union nach dem Amsterdamer Vertrag, 2000; Rossi. Entwicklung der Verfassung, DVBl 1999, 529ff.
<262> О Ниццком договоре см.: Borchmann. Der Vertrag von Nizza, EuZW 2001, 170ff; Deipenbrock. Der Vertrag von Nizza - Rechtliche oder (nur) politische conditio sine qua non eine Erweiterung der Union? EWS 2002, 53ff; Epiney/Freiermuth/Mosters. Der Vertrag von Nizza, DVBl 2001, 941ff; Fischer. Der Vertrag von Nizza, 2001; Hatje, Reform der Union - Der Vertrag von Nizza auf dem , EuR 2001, 143ff; Oppermann. Vom Nizza-Vertrag 2001 zum Verfassungskonvent 2002/2003, DVBl 2003, 1ff; Pache/Schorkopf. Der Vertrag von Nizza, NJW 2001, 1377ff; Wiedmann. Der Vertrag von Nizza - Genesis einer Reform, EuR 2001, 185ff.
<263> Союзный договор: BGBl 1992 II, 1251 ff. О Договоре и о решении ФКС Германии относительно Маастрихтского договора см.: Bleckmann. Der Vertrag die Union, DVBl 1992, 335ff; Hrbek (Hrsg), Der Vertrag von Maastricht in der wissenschaftlichen Kontroverse, 1993; Oppermann/Classen. Die EG vor der Union, NJW 1993, 5ff; Ress. Die Union und die neue juristische der Beziehungen zu den Gemeinschaften, JuS 1992, 985ff; Schmuck. Der Maastrichter Vertrag zur Union, EA 47 (1992) 97ff; Steinberger. Die Union im Lichte der Entscheidung des Bundesverfassungsgerichts vom 12. Oktober 1993, FS Bernhardt, 1995, 1313ff.
5. Возникновение и исчезновение государств
а) Возникновение и исчезновение государств
161. В прежние времена государства образовывались на незанятых территориях, которые согласно бытовавшим представлениям населяли нецивилизованные народы <264>. В современную эпоху государства возникают путем изменения прежнего государства. Эти изменения могут следовать либо против воли государства, либо с его согласия, как, например, присоединение бывшей ГДР к Федеративной Республике Германия (см. абз. 204 и след.).
--------------------------------
<264> Например, образование государства буров, государства Конго и Либерии. О возникновении государств см.: Crawford. The Creation of States in International Law, 1979.
162. Возникновение и прекращение существования государств отвечают определенным требованиям, что должно гарантировать максимально возможную стабильность на международно-правовом уровне. Территориальные изменения сами по себе не влияют на функционирование государства, что подтверждается принципом подвижных границ (см. абз. 181 и след.). Конституционные изменения, революции или смена правительства также не влияют на состояние или идентичность государства. К обязательным условиям прекращения государства прежде всего относится полная утрата его государственной территории или населения на длительный период <265>.
--------------------------------
<265> Schiedermair. Der Untergang von Staaten und das Problem der Staatennachfolge, 59 (2004) 135ff.
163. В категорию особых случаев входят государства, насильственно поглощаемые другими государствами в результате аннексии. Если по прошествии нескольких лет такие государства вновь обретут независимость и суверенитет, то эти восстановленные государства <266> рассматриваются с точки зрения юридической фикции как идентичные существовавшим ранее государствам. К восстановленным государствам относятся Австрия и балтийские страны. Предположение, что независимость была достигнута не в результате выхода из бывшего СССР, а в силу восстановления ранее насильственно присоединенных государств, отчетливо прослеживается в законодательстве о гражданстве указанных стран.
--------------------------------
<266> См.: (Fn. 62) 138 und 144 mwN.