Кризис римского полисного строя и республиканизма.

Кузищин.

Италики добились прав римского, гражданства после кровопролитной Союзнической войны. Если раньше правами римских граждан обладали около 400 тыс. способных носить оружие мужчин, то теперь правами гражданства было наделено около 2 млн. взрослых жителей. Рим как город-государство до 80 г. I в. до н. э. возглавлял федерацию италийских городов и был связан с ними договорными отношениями. Теперь же произошло политическое объединение Италии, а Рим как город-государство растворился и исчез в более крупном государственном образовании. Прежний полис — гегемон италийских общин и городов, превратился в столицу, а прежние неполноправные общины — в равноправные части государства.

Крушение полисных порядков и образование огромного государства было вызвано в первую очередь созданием товарной экономики, широким проникновением рабства во все сферы производства в Риме. Рост числа рабов, превращение рабов в основного труженика в сельском хозяйстве и ремесле подрывали мелкое производство, составлявшее наиболее глубокую основу полисных порядков, подрывали единство гражданского коллектива, приводили к социальному расслоению и появлению острых социальных противоречий. После аграрных реформ и выделения земельных наделов Гракхами, Сатурнином и Суллой большая часть государственной земли Италии была роздана отдельным лицам и превратилась в их частную собственность. Широкое развитие частной собственности на землю, ликвидация всех ограничений по купле-продаже земли послужили основой крушения полисных порядков, способствовали внедрению товарно-денежных отношений в производство, интенсификации римской экономики.

26. Август и формирование нового политического строя.

С 30-х годов до н. э. начинается новая историческая эпоха в истории Римского государстаа и древнего мира вообще-эпоха Римской империи, пришедшей на смену Римской республике.
Полисно-общинная форма организации общества и всего образа жизни обеспечила создание эффективной экономики , динамического общественного устройства , республиканского строя с его политической свободой, высокий уровень культуры, но к I в. до н.э. в Риме она исчерпала свои потенциальные возможности, стала тормозом дальнейшего развития общества и культуры.
Октавиану был присвоен народом титул императора в честь его многочисленных побед. Теперь официально правитель назывался император Гай Юлий Цезарь Октавиан.
Располагая послушным ему большинством реформированного сената, расположением римского гражданства, поддержкой армии, Октавиан посчитал момент благоприятным для сложения с себя черезвычайных полномочий и правового оформления своей верховной власти в государстве.
Для укрепления своей власти Октавиан широко использовал морально-религиозный фактор и поддержку общественного мнения. Уже как наследник Юлия Цезаря, объявленного сенатом богом, Октавиан имел официальное имя «сын божественного». Так же, дарование Октавиану пожизненной должности народного трибуна, придавало ему святости в глазах народа. Октавиан позаботился о том, чтобы получить особое священное имя Августа (от augeo, «возвеличиваю», «возвышаю»)
Август постепенно усиливал свой моральный авторитет . Так, он получил от сената полномочия по охране нравов и авторитета законов, был избран во многие религиозные коллегии Рима, в 13 г. до н. э. он был избран верховным понтификом-главой самой авторитетной религиозной корпорации Рима. Вследствии этого Августу был присвоен титул «отец отечества».
При Октавиане народное собрание по-прежнему собиралось, принимало законы, но однако утратило какую-либо самостоятельную роль и превратилось в послушное орудие Октавиана. Прежде всего август, получивший пожизненный трибунат, как бы получал полномочия полноправного представителя народного суверенитета, представляемого народным собранием.
Более сложными были правовые отношения между Октавианом и римским сенатом. Сенат являлся олицетворением республиканского строя как такового, и Октавиан проводил по отношению к нему очень осторожную политику постепенного сокращения его компетенций, внешне оставляя за ним большие права. Во времена правления Октавиана сенат получил дополнительные права, в частности судебную власть. Однако, сенат оказался под полным конторлем всемогущего правителя. Октавиан имел право проводить ревизию сенатских списков, мог удалить из сената всех своих противников или просто несогласных, что означало более высокий авторитет Октавиана.
Во времена августа, так же как при республиканском строе, ежегодно избирались консулы(их количество возросло с 2 до 6-8). Однако теперь они становились ответственными не только перед народным собранием или перед авторитетом сената, сколько перед принцепсом и императором, а выборы превращались фактически в назначение.
Помимо изменивших свое содержание традиционных выборных магистратур Октавиан начал формирование органов управления , не выборных, а им лично назначаемых.
Таким образом, к концу многолетнего правления Августу удалось создать основы будущего монархического строя, вошедшего в мировую историю под названием Римской империи.





27. Возникновение и становление христианства в I-II вв. н.э .Христианство - мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. I—II столетия Римской империи были временем активных религиозных исканий и интенсивного религиозного творчества, в процессе которых произошли существенные трансформации традиционных культов, формирование новых религиозных систем. Одним из важных факторов религиозной жизни I —II вв. стало реформирование традиционной римской религии и создание официальной религиозной идеологии и государственного имперского культа для наиболее глубокого и массового обоснования огромной власти римского императора и стоящих за ним господствующих классов. К разработке концепции императорского культа приступил уже Август, но ее формирование закончилось лишь к концу I в. Суть этой доктрины состояла в том, что римский император рассматривался как представитель божественных сил. Несмотря на крепость традиционных верований и их внутреннюю эволюцию, важным фактором религиозной ситуации I— II вв. является взаимовлияние различных религиозных идей и концепций, распространение тех или иных национальных систем из мест своего исконного обитания в другие области и провинции. Однако ни одна из религиозных систем, существующих у многочисленных народов Римской империи, будь это сложная и таинственная египетская древняя или эллинистическая религия, иудейский монотеизм, солярный культ иранского, при всей ее популярности и относительно широком распространении не могла стать имперской религиозной системой, захватить чувства и отразить умонастроения большинства населения. Однако рождение такой религиозной системы в общественной и религиозной обстановке Империи I—II вв., так сказать, носилось в воздухе.
Такой религиозной системой стало рождающееся и формирующееся христианство. По истории раннего христианства сохранилось большое количество самых разнообразных источников. Они могут быть разделены на разные категории; канонические книги Нового Завета, рассматриваемые клерикальной наукой в качестве священных, т. е. богодухновенных, текстов; апокрифические (неканонические) произведения, повествующие о жизни и проповеди Иисуса Христа, его апостолов, но не признаваемые церковью в качестве священных текстов; сюда же можно отнести произведения так называемых отцов церкви, т. е. выдающихся деятелей христианской церкви II—III вв. Особую категорию источников составляют произведения иудейской традиции (Талмуд), к которым можно причислить богатейшее собрание кумранских документов, а также труды выдающегося иудейского историка Иосифа Флавия. Ценнейшие сведения о древнейшем христианстве содержатся в различных произведениях собственно античной литературы, а также многих античных писателей, в которых нет прямых упоминаний о христианах, но содержится много сведений об общей культурной обстановке и общественных настроениях в Империи, на фоне которых формировалось христианство.
Наконец, особую и довольно информативную группу источников по истории раннего христианства представляют собой памятники христианской археологии, подземные христианские кладбища-катакомбы, остатки древнейших христианских базилик, отдельные предметы христианского культа, древнейшие христианские надписи. Основой основ всех наших знаний о раннем христианстве являются канонические книги Нового Завета. В состав Новозаветного канона вошли 27 произведений различного характера, которые были утверждены как канонические, священные. Несмотря на острые дискуссии по многим проблемам источниковедения канонических книг Нового Завета (авторство, датировка и последовательность отдельных произведений, проблемы вероучения и организации жизни первохристианских общин), в целом канонические книги содержат огромный информативный материал, являются ценнейшим источником по истории первоначального христианства I в. н. э. К концу I в. христианство уже окончательно выделилось из круга религиозных представлений иудейства, к началу II в. сложилась в основных чертах евангельская традиция происхождения новой религии, были составлены главные книги будущего Новозаветного канона, Евангелия, Деяния апостолов, Послания и Апокалипсис.

История Древнего Рима: Учеб. для вузов по спец. «История»/ В.И. Кузищин, И.Л. Маяк, И.А. Гвоздева и др.; Под ред. В.И. Кузищина.— 4-е изд., перераб. и доп.— М.: Высш. шк., 2000.— 383 с: ил.

Наши рекомендации