Второй триумвират. Завершение гражданских войн.
Убийство Цезаря дало толчок к началу очередной гражданской войны. Сенаторы не стали наказывать заговорщиков, которые фактически подарили Сенату возможность ещё немного поуправлять. Д. Брут был назначен наместником в Цизальпийской Галли, М. Брут — в Македонии, Лонгин — в Сирии. Вся троица планировала собраться с силами и отстоять республиканский строй от нападок Марка Антония и других цезарианцев. Между тем, в среде цезарианцев появился новый лидер — 18-летний внучатый племянник убитого диктатора Гай Октавий. Он был продолжателем идей дяди и, чтобы обозначить это, взял новое имя — Гай Юлий Цезарь Октавиан. Однако Марк Антоний явно не приветствовал появление столь сильного конкурента, за которого, фактически, могло воевать одно только имя. Октавиан был вынужден заключить союз с Децимом Брутом и при поддержке ветеранов из легионов дяди ушёл на север.
В декабре 44 г. началась Мутинская война, которая получила имя от города Мутины (современная Модена). Война свелась к тому, что Марк Антоний осаждал Мутину, в которой укрылся Децим Брут, а консулы Авл Гирций и Гай Вибий Панса, сторонники республики, пытались его прогнать. В этом противостоянии Марк Антоний действовал не очень успешно, и ему пришлось снять осаду с города, но оба консула погибли в сражениях, а Брут потом был убит разбойниками. Война закончилась сама собой в апреле 43 г.
В августе Октавиан вернулся в Рим. Он доказал Сенату, что был усыновлён Юлием Цезарем в 44 г. и по завещанию является наследником всего его имущества. Сенаторы были вынуждены признать правоту Октавиана и назначили его консулом, а убийц его дяди объявили вне закона. В ноябре в городе Бононии (современной Болоньи) был создан Второй Триумвират между Октавианом, Марком Антонием и Марком Эмилием Лепидом — другим цезарианцем. Официально союз назывался «коллегия трёх для упорядочения республиканского строя». Триумиры не стали отказываться от названия Республика, поскольку альтернативой могла бы стать только единоличная власть, а никто не хотел отдавать её другому. Однако именно это было конечной целью Марка Антония и Октавиана. Триумвират был создан только для уничтожения республиканцев, не трудно догадаться, что властолюбивые Антоний и Октавиан не смогли бы ужиться, и затем должна была бы последовать война между бывшими союзниками. Надо заметить, что Лепид был сторонником Октавиана и как союзник достался ему «по наследству» от дяди.
Война Триумвирата против Брута и Кассия развернулась в Греции в 43-42 гг до н.э. Обе стороны располагали внушительными силами: республиканцы собрали 80 тысяч пехотинцев и 20 тысяч конников; у Марка Антония и Октавиана было 85 тысяч пеших и 13 тысяч конных воинов. Численное преимущество триумвиров в пехоте было дополнено тем, что это были в основном ветераны цезарианцы, горевшие желанием мести к убийцам «божественного» полководца, немало сделавшего для их личного благополучия и даровавшего им различные привилегии.
Основные события развернулись около города Филиппы в Македонии. Республиканцы расположились двумя лагерями, чем решил воспользоваться опытный Марк Антоний. 3 октября его войска атаковали лагерь Кассия, который был расположен южнее лагеря Брута. Первоначально атакующие имели несомненный успех, но выдвинувшийся из своего лагеря Брут атаковал левый фланг армии триумвиров и смял его. Республиканцам даже удалось временно захватить походный лагерь противника. Но тут произошло необъяснимое: Гай Кассий почему-то решил, что его армия разбита и совершил самоубийство. Можно лишь предполагать о причинах такого ошибочного решения ветерана сражения при Каррах, но почему-то на ум приходит мысль о божественной руке, покаравшей предателя Юлия Цезаря.
Следующее сражение произошло 23 октября. Пока войска Октавиана, отвлекая республиканцев, переправлялись через болото, легионеры Марка Антония обошли болото и атаковали врага с тыла. М.Ю. Брут оказался несостоятельным полководцем и бежал от Филипп, имея всего 4 легиона. Позже он совершил самоубийство и война закончилась, за отсутствием противника.
После войны триумвиры поделили сферы влияния: Октавиан и Лепид правили на Западе, Марк Антоний — на Востоке. Прибыв в Киликию, он встретил египетскую царицу Клеопатру и, очарованный ей, уехал с ней на берега Нила.
У Марка Антония и Октавиана было множество причин не любить друг другу, но до поры до времени их столкновение не было открытым в силу того, что Октавиан жил в Риме, а Антоний — в Александрии. Долгое время у них не было действительно серьёзных поводов начать войну. Правда, таким могла стать Перусийская война, в которой брат Марка Луций Антоноий пытался захватить власть в Риме, но старший брат не поддержал планов Луция и не вмешивался. Антоний был побеждён, но Октавиан даровал ему жизнь, видимо, не желая обострять отношений с Марком Антонием.
Бомба взорвалась в 33 г., когда Марк Антоний возвёл, родившую ему трёх детей Клеопатру, в сан «царицы царей» и подарил ей Сирию, Финикию, Киликию и Армению. Цезарион же получил Египет, Африку, Келесирию и Кипр. Подобная щедрость не нашла отклика у сенаторов, чем воспользовался Октавиан, добившийся объявления войны Клеопатре и её возлюбленному Марку Антонию.
Однако римляне оказались несколько не готовы к войне и были вынуждены срочно собирать свои силы, прежде чем смогли приступить к боевым действиям. В 32 г. В Греции высадились войска Антония и Клеопатры численностью 73 тысячи пехотинцев и 12 тысяч конников. Их сопровождал флот примерно в 480 судов. Египтяне разбили лагерь около города Акций и… стали чего-то ждать. Затрудняюсь сказать, почему опытный полководец Марк Антоний не решался вторгнуться в Италию на территорию противника. Возможно, он считал, что его нынешняя позиция очень выгодна, а на Апеннинах местные жители встретят его в штыки, и ему придётся противостоять как регулярным войскам, так и ополченцам. Так или иначе, но Октавиан не стал разбрасываться «подаренным» ему временем и собрал армию в 80 тысяч пехотинцев и 12 тысяч кавалеристов. Численное превосходство было минимально, но легионеры были лучше восточных пехотинцев по всем параметрам. Октавиану оставалось только разумно использовать своё превосходство.
Боевые действия начались в 31 г., когда римский флот под командованием опытного полководца Марка Випсания Агриппы начал прерывать коммуникации армии Атнония с Египтом. Агриппа располагал примерно 400 кораблями и к июню его миссия была выполнена: противник был лишён подвоза продовольствия с берегов Нила.
Тем временем Октавиан с армией переправился через Адриатику, перешёл через Иллирию и Эпир и добрался до Акции. Тут он получил от противника очередной подарок: к нему перебежали многие римляне, служившие ранее Марку Антонию. Нетрудно догадаться, что они просто не хотели воевать против родного народа за интересы какой-то Клеопатры.
Важнейшее сражение этой войны произошло 2 сентября 31 г. у мыса Акций. Оно представляло из себя попытку Антония и Клеопатры вырваться из окружения, созданного римлянами. Марк Антоний так и не решился на сухопутное сражение и все силы приложил к подготовке морской операции. Обе стороны располагали примерно 400 кораблями каждая, но римские суда были снабжены различными приспособления для метания зажигательных снарядов. Однако Антоний отобрал только 170 лучших кораблей, на которых расположились 22 тысячи отборных солдат. Ещё 60 кораблей находились в резерве под командованием Клеопатры. Остальные корабли и транспортные суда он приказал сжечь — по-видимому, победа представлялась Антонию несбыточным результатом, и он хотел просто вырваться из западни.
Сражение началось, когда подул попутный Антонию ветер, и длилось 10 часов. Оно было чрезвычайно упорным и корабли Антония были оттеснены обратно к Акцию. Видя, что его флот не смог сделать брешь в построении противника, Марк Антоний подал специальный знак Клеопатре. Её резервный флот со свежими силами всё же проломился сквозь расстроенные ряды римских кораблей и отплыл к Египту. Этим воспользовался Антоний, который с несколькими кораблями тоже смог бежать и присоединиться к Клеопатре.
Однако итог сражения у Акции был печален для египтян: весь оставшийся в Греции флот был сожжён, оставленная сухопутная армия была вынуждена сложить оружие перед Октавианом. Хотя, надо заметить, и потери победителей были огромны.
Октавиан смог восстановить потери только к следующему лету 30 г. — в июне его войска высадились в Египте. Марк Антоний пытался защищать Александрию, но его легионеры стали массово переходить на сторону Октавиана. В это время Антоний получил ложное сообщение о самоубийстве Клеопатры и не нашёл ничего лучшего, как броситься на собственный меч. Без своего полководца египетская армия не стала противостоять врагу, и завоевание Египта прошло бескровно.
Клеопатра сдалась на милость победителя, но узнав, что будет проведена в цепях по Риму во время триумфа Октавиана, всё же совершила самоубийство, по легенде — дав укусить себя змее. В своём предсмертном письме она просила похоронить её рядом с Марком Антонием. К подобным вещам в те времена относились с уважением, поэтому её просьба была выполнена. В 29 г. Октавиан вернулся в Рим. Поскольку другой триумвир Лепид полностью поддерживал Октавиана, Сенат присвоил Гаю Юлию титул императора. Сам же он предпочитал называться «Цезарем». В 27 г.до н.э. Сенат ввёл для императора титул Август («Священный»). Под этим титулом, ставшим именем он и вошёл в мировую историю, как первый император Рима.