Внутриполитическая борьба в Риме в 60-е годы I в. до н.э. Заговор Катилины.
В 60—50-е годы 1 в. до н. э. заметно активизировалась общественная жизнь в Риме. Народные трибуны снова сделались важными государственными деятелями. Народные собрания, как и во II в. до н. э., стали многолюдными, на них ставились и решались крупные вопросы внешней и внутренней политики, часто вопреки воле сената. Одной из важнейших функций народного собрания был выбор магистратов — высших должностных лиц Римской республики. Выборы магистратов, особенно консулов и преторов, были очень бурными. На одну должность выдвигалось несколько кандидатов, сами кандидаты и их сторонники вели агитацию среди политических деятелей, финансистов, в погоне за голосами шли на уговоры простых граждан. Существовали специальные инструкции для кандидатов, как привлекать внимание народа. Кандидат должен быть приветливым, при встречах на улице называть даже бедных граждан по имени (для этого при нем находился специально обученный рабноменклатор, который подсказывал своему господину имена встречных). Поскольку подкуп избирателей был официально запрещен и преследовался законом, кандидаты прибегали к косвенному подкупу. За свой счет они устраивали угощения для многих тысяч граждан, давали гладиаторские игры, строили какое-нибудь общественное здание, раздавали подарки. Многие не только растрачивали свои состояния, но и прибегали к займам у ростовщиков. В момент выборов ссудный процент обычно поднимался, так как наличных денег не хватало. Политическая жизнь бурлила, но в этой напряженной борьбе дело часто решалось в пользу того, кто обещал новые земли и раздачи, гладиаторские бои, а не того, кто отражал интересы римского гражданства или Римского государства. Подобная активность скрывала в себе вырождение демократических начал.
Большое влияние на деятельность народных собраний оказывали военные успехи полководцев, которые пригоняли в Италию рабов, привозили богатую добычу; воины играли большую роль в народных собраниях, в агитации за своих командиров или их ставленников.
В 60-х годах I в. до н. э. важную роль в политической жизни Рима стал играть Гней Помпей. Он хорошо ориентировался в политической обстановке того времени и добивался своих целей, используя поддержку популяров и механизм народных собраний. После отправления консульства в 70 г. до н. э. Помпей отошел от общественной жизни. Но скоро ему пришлось вновь принять на себя военное командование в связи с осложнением внешнеполитической обстановки.
Первая половина I в. до н. э. была временем особой активности пиратства на Средиземном море. Пираты пользовались продолжительной борьбой внутри Рима и ослаблением внимания к внешним делам. На своих легких судах они бороздили Средиземное море, грабили корабли, прибрежные поселения и города. Пираты имели свои верфи и гавани, собственные крепости и своего рода княжества в труднодоступных горах юго-восточной части Малой Азии (Киликия), на острове Крите. Они нарушали судоходство, прерывали подвоз зерна в Рим из провинций, и это вызвало недовольство не только римских коммерсантов, но и многих граждан, зависевших от провинциального хлеба. После смерти Суллы сенат направлял несколько экспедиций против пиратов, но они не имели особого успеха. Однако Рим, разгромивший сильнейшие государства Средиземноморья, не мог больше терпеть пиратов. В 67 г. до н. э. народный трибун Габиний предложил наделить особыми полномочиями Помпея, дав ему сильный флот и необходимые войска для уничтожения пиратов. Несмотря на сопротивление сената, который боялся усиления авторитета Помпея, народное собрание утвердило предложение Габиния. Помпей получил необходимые средства, флот и армию. Он принял верховное командование над всем Средиземным морем и над прибрежной полосой шириной в 75 км. Ему должны были подчиняться все наместники провинций и римские должностные лица в этих пределах. В отличие от прошлых лет, когда чрезвычайные полномочия должностного лица ограничивались каким-то сроком, Помпей получил власть на неопределенное время, до тех пор, пока не выполнит поручение.
Помпей разбил все Средиземное море на 30 округов, выделив на каждый округ нужное число кораблей и войск. В течение 60 дней Помпею и его помощникам удалось выловить все пиратские корабли, разрушить пиратские крепости, уничтожить их объединения. В результате наладилось нормальное судоходство, оживилась морская торговля, улучшилось снабжение хлебом города Рима. Популярность Помпея резко возросла. Сам Помпей, используя эту популярность, добивался назначения главнокомандующим для ведения войны с понтийским царем Митридатом, вновь начавшейся в 74 г. до н. э.
Заговор Катилины. В то время как Помпей воевал на Востоке, в Риме и Италии развернулась острая внутриполитическая борьба. Вновь обострился аграрный вопрос. Мелкие землевладельцы в условиях развивающихся товарно-денежных отношений теряли свои участки. Увеличившиеся в числе безземельные опять стали требовать земельных наделов. Опираясь на недовольство сельского плебса, народный трибун 63 г. до н. э. Сервилий Рулл разработал радикальный законопроект, предусматривавший наделение землей малоземельных граждан. Сервилий Рулл предлагал основать несколько колоний только в Италии. Под эти колонии отводились оставшиеся государственные земли в Кампании. Предполагалось также купить за счет государственной казны землю у частных владельцев по ее рыночной стоимости, причем на покупку истратить военную добычу, захваченную на Востоке Помпеем. Кроме того, предполагалось продать государственные земли в провинциях, с тем чтобы на вырученные деньги скупить земли в Италии. Для проведения всех этих мероприятий нужно было избрать комиссию из 10 лиц (децемвиров), наделенную широкими финансовыми, судебными и административными полномочиями. Законопроект Сервилия Рулла отвечал чаяниям сельского плебса.
Но против законопроекта Сервилия Рулла выступил сенат. Консул 63 г. до н. э. Цицерон в трех речах красноречиво доказывал его неправомочность. Цицерона поддержали всадники, которым было невыгодно терять контроль над провинциальными доходами, а также горожане. Римский городской плебс уже порвал связи с сельской жизнью, привык к даровым хлебным раздачам, столичным зрелищам, к праздной жизни и не хотел возвращаться к тяжелому труду земледельцев. Используя эти настроения, Цицерону удалось создать сильное противодействие Сервилию Руллу в народном собрании. Понимая, как мало шансов на успех, Сервилий Рулл даже не поставил свой законопроект на голосование.
Не успели отшуметь страсти по поводу законопроекта Сервилия Рулла, как в Риме произошли еще более бурные события, получившие название заговора Каталины. В течение 63 и 62 гг. до н. э. политическая деятельность Катилины лихорадила римско-италийское общество. Луций Сергий Катилина, один из соратников Суллы, смелый, умный, но жестокий человек и авантюрист, растратив награбленные при проскрипциях Суллы богатства, намеревался пройти в консулы и затем поправить свое состояние, получив назначение в провинцию. Однако ему не удалось легальным путем пройти в консулы, и он решил завладеть консульством силой. С этой целью им был составлен заговор.
Для привлечения к себе большего числа сторонников Катилина заявлял, что, став консулом, он проведет отмену долгов. Лозунг отмены долгов нашел в то время широкий отклик. В 60-х годах I в. до н. э. в Риме и Италии большое число мелких землевладельцев, в том числе и ветеранов, в свое время поселенных на земле Суллой, оказались в числе должников. В условиях товарного производства разорение мелких хозяйств и их задолженность— обычное явление. Много должников было среди жителей Рима, особенно по квартирной плате. Были должники и среди крупных землевладельцев. В заговоре Катилины переплетались широкое недовольство разных слоев населения и авантюристические личные планы Катилины и небольшой группы знатных заговорщиков. Однако поддержка Катилины со стороны разношерстной массы должников была непрочной. Катилине не доверяли городские жители и сельские должники, которые видели в нем не защитника своих интересов, а человека, преследующего личные цели.
Кузищин ИДР (учебник)
22. Первый триумвират. Цезарь и Помпей.
Под первым римским триумвиратомпонимается союз трех влиятельнейших политиков конца республиканской эпохи: Юлия Цезаря, Марка Красса и Гнея Помпея. Три очень разных по характеру, жизненным интересам и целям человека, каждый из которых мог претендовать на единоличное первенство в государстве, в определенный момент поняли, что добиться этого первенства можно только при взаимной поддержке. Значение сената и других институтов власти неуклонно подтачивалось объединенными действиями всемогущих триумвиров.
Считается, что первый триумвират сложился в 60г. до н. э., во время выборов консулов на следующий (59-й) год. В консулы выдвигался один из молодых лидеров демократической партииЮлий Цезарь. Родственник Мария успел пройти все необходимые должностные ступени, побывал и жрецом Юпитера, и военным трибуном, и квестором. Непосредственно перед выборами он вернулся из Испании, где, будучи наместником, успел завоевать авторитет у солдат, отточил свое мастерство администратора и дипломата и разбогател. Когда Цезарь только отправлялся на Пиренейский полуостров, он был в долгах, как в шелках. Помог ему влиятельнейший политик Марк Лициний Красс.
Происходя из знатного рода, Марк Красс начал свою карьеру в качестве преданного соратника Суллы. Он нажил колоссальное состояние на скупке имущества проскрипированных, затем занялся римской недвижимостью (ему принадлежали едва ли не все многоквартирные дома в столице), торговлей, промышленностью (Красе владел, например, богатейшими серебряными рудниками), ростовщичеством. При этом он активно участвовал в политической жизни страны, искусно лавируя между различными силами, брался и за военные экспедиции. Именно Крассу принадлежит слава победителя Спартака. Сразу после этого он вместе с Помпеем был избран консулом.
Постоянным конкурентом Красса за место на политическом олимпе был Гней Помпей. Он также выдвинулся во времена Суллы, в первую очередь - как военачальник. В 60-х годах до н. э. он уже был одним из наиболее уважаемых, если не самым уважаемым в Риме человеком. В то же время политические игры давались ему, как правило, с большим трудом. Он часто поражал современников нерешительностью, медлительностью в действиях, при этом достаточно откровенно демонстрируя желание возвыситься. Значительную часть времени полководец провел в отдаленных провинциях, где успешно действовал против царьков и князей. Он значительно расширил границы Римского государства, за что удостаивался триумфов. Не разГней Помпей получал чрезвычайные полномочия - для "зачистки" моря от пиратов (с чем, надо сказать, он справился блестяще), для снабжения Рима продовольствием. Несколько раз он находился в шаге от получения диктатуры. Цезарь, который, наоборот, чувствовал себя в закулисной борьбе как рыба в воде, решил двигаться в фарватере политики этого человека.
В 60 г. до н, э. для получения поддержки на выборах Юлий Цезарьсумел примирить Красса и Помпея, стать посредником между ними. Образовался первый триумвират. Всех членовтриумвирата объединяло негативное отношение к сенату. Красе выражал интересы сословия всадников (традиционно ненавидевших закрытый для них правительственный орган и требовавших предоставления различных полномочий и прав состоятельным людям), Помпей был обижен на сенат за то, что тот отказался принять его новый проект аграрной реформы (направленной на удовлетворение его ветеранов) и не утвердил его распоряжения, изданные во время похода на восток. А Цезарьуже давно вел борьбу против аристократического сенатского большинства с позиций популяра. Для пущего укреплениятриумвирата и своего в нем положения Цезарь, уже будучи консулом, отдал замуж за Помпея свою дочь Юлию.
Несмотря на сопротивление партии сената, Цезарь был избран консулом. Союз трех - триумвират - вначале был тайным. Но когда сенат продолжил противодействовать всем предложениям Цезаря - раздачам хлеба, основанию колоний и т. д., он вместе с Крассом и Помпеем вышел на Форум и попросил друзей помочь расправиться с теми, кто с оружием в руках мешает провести законы, нужные народу. Вскоре после этого Помпей с вооруженными людьми занял Форум и таким образом добился утверждения угодных ему и Цезарю законов. Распоряжения, которые он сделал во время восточного похода, были утверждены, ветераны получили обещанную землю. Цезарю же, во изменение первоначального решения, отводилась после консульства провинция Галлия и командование стоящими там 4 легионами. На 58 г. до н. э. консулами были назначены два верных триумвирам человека, и в то же время лидеры аристократической оппозиции Катон и Цицерон были удалены из Италии.
Наместничество Юлия Цезаря в Галлии для этой территории можно назвать, наверное, эпохальным. Будущему римскому диктатору удалось привести к покорности практически всю эту огромную страну, приобщив галлов к общеримской политике. Слава Цезаря-полководца уже не уступала славе полководца Помпея, его состояние увеличилось в несколько раз, как и авторитет в государстве. Но он не отказывался от поддержки соратников и, можно полагать, не собирался этого делать и в дальнейшем. По его просьбе в 56 г. до н. э. на границу Галлии в город Луку прибыли Помпей и Красс. С триумвирами приехали их сторонники. Всего "на съезд демократической партии" в Луке собралось более 200 сенаторов. На совещании решили добиваться, чтобы консулами на следующий год были избраныПомпей и Красс. После консульства Помпей должен был получить в управление Испанию, а Красе - Сирию. Цезарю будущие консулы должны были продлить еще на 5 лет истекавшее через год (в 54 г. до н. э.) проконсульство в Галлии и отпустить средства на увеличение его армии еще на два легиона. Договорившись с Цезарем, Красс и Помпей вернулись в Рим. Совещание произвело на противников триумвиров, которые отчетливо видели до этого падение авторитета демократической партии и надеялись на разрыв Помпея с Цезарем, ошеломляющее впечатление. Теперь оппозиционеры один за другим спешили изъявить свою лояльность "трехголовому чудовищу". Но ситуация в триумвирате уже изменилась. Теперь уже Красса можно было считать "амортизатором" между Помпеем и Цезарем. Триумвиры продолжали влиять на решения чуть ли не всех магистратов Рима, вмешивались в судебные процессы, руководили выборами.
Сирийское наместничество для Марка Красса оказалось роковым. Победитель Спартака проявлял не свойственную ему горячность, он рассчитывал стяжать на Востоке славу Александра Великого, вступив здесь в войну с парфянами, и отвоевать у них богатейшее Междуречье. Красе отбыл в свою провинцию раньше окончания полномочий консула. К сожалению, его кампания против парфян была проведена бездарно, и в 53 г. до н. э. триумвир был разбит и погиб. Помпей, наоборот, не спешил покидать Италию и своей провинцией управлял из Рима. Он откровенно сближался с сенатским большинством и отходил от демократов. Всем было ясно, что открытый конфликт Помпея и Цезаря - вопрос времени.
Диктатура Цезаря.
Гай Ю́лий Це́зарь( 12 или 13 июля 100 года до н. э. — 15 марта 44 года до н. э.), древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель. Консул 59, 48, 46, 45 и 44 годов до н. э., диктатор 49, 48—47 и 46—44 годов до н. э., великий понтифик с 63 года до н. э.
После битвы при Тапсе Цезарь стал диктатором в третий раз. Новое назначение имело ряд необычных особенностей: во-первых, не было никакого формального обоснования для занятия должности, а во-вторых, должность предоставлялась на десять лет, хотя, по-видимому, она должна была продлеваться ежегодно. Помимо неограниченной власти сторонники Гая организовали его избрание на специальную должность «префекта нравов» (praefectus morum или praefectus moribus) на три года, что фактически дало ему полномочия цензора. Поскольку Цезарю на момент назначения было уже 54 года, десятилетняя магистратура диктатора фактически рассматривалась как пожизненная с учётом невысокой средней продолжительности жизни в античную эпоху. От предложенного после битвы при Мунде десятилетнего консульства Гай, впрочем, отказался. В 45 году до н. э. Гай в дополнение к полномочиям диктатора стал консулом без коллеги, что не позволяло реализовать присущую этой магистратуре коллегиальность, и лишь в октябре он отказался от консулата, назначив на своё место двух преемников — консулов-суффектов. Впрочем, на выборах консулов на 44 год до н. э. победили Цезарь и Марк Антоний. В том же году Гай дополнил своё имя, включив в него титул «император», использовавшийся для обозначения победоносного полководца (отныне его полным именем стало Imperator Gaius Iulius Caesar). Наконец, в начале 44 года до н. э. (не позднее 15 февраля) Цезарь получил ещё одно назначение на должность диктатора. На этот раз он получил чрезвычайную магистратуру пожизненно (лат. dictator perpetuus). Цезарь начал по-новому использовать магистратуру диктатора, которая раньше применялась в исключительных случаях. Традиционно диктатор назначался на шесть месяцев, а в случае более оперативного разрешения кризисной ситуации от него ожидали досрочного сложения полномочий. Менее сорока лет назад Сулла впервые присвоил магистратуру на неопределённый срок, однако после проведения реформ он отказался от должности и умер частным человеком. Цезарь же стал первым, кто прямо заявил о намерении править бессрочно. Впрочем, на деле Цезарь руководил республикой по праву сильного, опираясь на войска и многочисленных сторонников, а его должности лишь придавали видимость легитимности.
Моммзен в свое время совершенно недвусмысленно утверждал, что если положение Цезаря как главы государства формально определялось в первую очередь диктаторскими полномочиями (dictator perpetuus)4, то для обозначения монархической сущности его власти гораздо «пригоднее» был титул императора, который впервые у Цезаря приобрел характер постоянного наименования (praenomen) и в отношении которого была оговорена возможность передачи его по наследству. В дальнейшем Моммзен выражался еще категоричнее; он считал, что новая власть императора была не чем иным, как восстановленной древнейшей царской властью, и что Цезарь решился присвоить себе именно эту царскую власть, избегая слова «царь» (rex) и потому используя титул императора.
В настоящее время эта «крайняя» точка зрения Моммзена на значение титула imperator разделяется немногими. Пожалуй, ближе всех к ней Грант, который считает, что этот титул превратился при Цезаре в термин, определяющий сферу компетенции. Самая же власть Цезаря зиждилась, по его мнению, на imperium maius, якобы новом типе империя, игравшем теперь первенствующую роль.
Перейдем теперь к обзору внутриполитической и реформаторской деятельности Цезаря после битвы при Тапсе. Прежде всего поражают необычайная интенсивность и размах этой деятельности. После пышных празднеств, наград и угощений в связи с триумфом Цезарь приступил к реализации одной из важнейших задач — к наделению ветеранов землей, причем, когда вставал вопрос о неотчуждаемости участков, руководствовался, видимо, своим же аграрным законом от 59 г. Наделение земельными участками производилось постепенно и осторожно, в соответствии с той программой, которую сам Цезарь изложил еще в предыдущем году бунтующим солдатам. Аппиан приписывает ему следующие обещания: «Я всем дам землю, и не так, как Сулла, отнимая ее у частных владельцев и поселяя ограбленных рядом с ограбившими, чтобы они пребывали в вечной вражде друг с другом, но раздам вам землю общественную и мою собственную, а если будет нужно, то еще и прикуплю»14. В различные области Италии Цезарь направил специальных уполномоченных, и несомненно, что чрезвычайно сложная работа по наделению земельными участками не могла быть выполнена в течение того же, т. е. 46, года. Нам известны в отдельных случаях места дислокации цезаревых ветеранов. Так, например, солдаты 7-го и 8-голегионов были поселены в Кампании, а еще точнее говоря, в городах Казилине и Калатии.
Затем Цезарь организует проведение всеобщего ценза. Однако это мероприятие, видимо, тоже осталось незавершенным. Одним из подготовительных к проведению ценза актов было, по всей вероятности, принятие муниципального закона
Содержание муниципального закона касалось в основном вопросов городского управления и устройства. Указывалось, что должность декуриона является пожизненной, и определялись необходимые требования к кандидатам на эти должности. Кроме того, в законе содержались предписания по городскому благоустройству применительно к самому Риму, в результате чего «столица империи» низводилась, хотя бы в этом смысле, на один уровень с муниципальными городами.
Однако Цезаря в это время волновали, если иметь в виду Рим, далеко не одни только вопросы коммунального хозяйства. Он проводит, причем весьма энергично, ограничение контингента лиц, получающих хлеб, снизив его с 320 тысяч до 150 тысяч человек. Городской претор должен был ежегодно пополнять при помощи жеребьевки освобождающиеся (в результате смерти) вакансии, однако строго в пределах тех же 150 тысяч человек.
В качестве верховного жреца Цезарь издал эдикт о роспуске восстановленных Клодием религиозных коллегий (за исключением древнейших), что имело, однако, не только религиозное, но и большое политическое значение, поскольку эти коллегии издавна были средоточием плебса и очагами демократической агитации, т. е.своеобразными политическими клубами. Кроме того, Цезарь провел знаменитую реформу календаря. Введен был солнечный год, насчитывавший 365 дней; добавочный месяц уничтожался, вместо него каждые четыре года стали добавлять один день.
Цезарю принадлежит попытка упорядочить и убыстрить судопроизводство, а также восстановить твердый порядок в смысле соблюдения сроков при отправлении магистратур.
Следует упомянуть и законы Цезаря против роскоши. Этими законами запрещалось употреблять носилки, пурпуровые одежды, жемчуга. Регулировалась даже продажа гастрономических товаров на рынках. С другой стороны, не допускалась чрезмерная роскошь надгробных памятников, обилие колонн облагалось штрафом.
В качестве носителя цензорских полномочий (praefectus morum) Цезарь произвел, как уже упоминалось, пополнение сената. При этом в состав сената были приняты не только проскрибированные при Сулле, но и те, кто был лишен звания цензорами или осужден в свое время по обвинению в подкупе. По отношению к комициям, о чем тоже говорилось, Цезарь поступал следующим образом: кроме кандидатов на консульство из претендентов на остальные должности половина избиралась народом, а другая половина — самим Цезарем, ибо он рассылал по трибам рекомендательные записки и таким образом проводил своих ставленников.(по Утченко С.Л.)