Римское общество по законам XII Таблиц
Законы Двенадцати таблиц, один из древнейших сводов римского обычного права (5 в. до н. э.) на 12 досках-таблицах. Текст Законов двенадцати таблиц не сохранился и реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в сочинениях римских писателей и юристов (Цицерона, Гая и др.). Законы двенадцати таблиц содержали постановления, относившиеся к судопроизводствуву, уголовному и гражданскому праву, некоторым полицейским правилам.
В середине V в. до н. э. под давлением плебеев патриции были вынуждены создать комиссию из 10 человек для записи судебных постановлений. Комиссия децемвиров приступила к выработке письменных законов. Однако в процессе работы ее члены стали злоупотреблять полученной ими неограниченной властью, что вызвало возмущение плебеев и повторное удаление их на Священную гору. Патриции снова пошли на уступки: был установлен закон, по которому каждый осужденный на смерть римский гражданин мог обращаться за защитой к народному собранию. Одновременно были опубликованы письменные законы. Они были записаны на XII медных досках и выставлены для обозрения на центральной площади Рима - форуме. "Законы XII таблиц" оказали огромное влияние на последующее развитие римского общества и права. Старый, связанный с родовым устройством обычай был заменен писаным правом, закрепляющим и освящающим частную собственность, рабство и неравноправие.
В "Законах XII таблиц" было зафиксировано правовое различие патрициев и плебеев, патронов и клиентов, свободных и рабов. "Законы XII таблиц" определили дальнейшее развитие римского права и способствоали консолидации римского общества, его экономическому и военному укреплению. Все последующие законы являлись отражением борьбы патрициев и плебеев и результатом компромисса между интересами тех и других.
В 449 году до н. э. консулы Валерий и Гораций провели в интересах плебеев еще три закона: подтверждались неприкосновенность личности народных трибунов, - право апелляции к народному собранию осужденного патрицианским магистратом на смерть или телесное наказание гражданина, и самое важное - решения плебейских собраний получали силу закона, обязательного и для патрициев. Через пять лет закон Канулея признал законность браков плебеев с патрициями и тем самым заложил основы для слияния богатой плебейской верхушки с патрициями в одно сословие.
Было удовлетворено важное требование плебеев занимать высшую должность, однако патриции добились того, что представители плебеев получили право выбираться не на должность консулов, а на должность военных трибунов с консульской властью. В течение ряда последующих лет консулы не выбирались, а во главе управления стояли военные трибуны, выбиравшиеся не только из патрициев, но и из богатых плебеев.
Рим 80-60-х годов IV в. до н. э. становится ареной острых столкновений и опасных для патрициев, волнений закабаляемых должников. Первая попытка добиться смягчения долгового права была предпринята Марком Манлием в 80-х годах IV в. до н.э.; она окончилась неудачей. Марк Манлий погиб, но волнения не прекратились10 лет плебеи во главе с народными трибунами Секстием и Лицинием продолжали борьбу, и в 367 г. до н.э. патриции были вынуждены уступить. По предложению Лициния и Секстия были приняты очень важные законы, которые удовлетворяли главные требования плебеев: если раньше патриции могли занимать (оккупировать) любое количество государственной земли и тем самым сокращали земельный фонд для наделения плебеев, то по закону Лициния - Секстия было запрещено оккупировать более 500 юг. (125 га) земли. Частично был решен и долговой вопрос. Законодатели значительно уменьшили задолженность путем перерасчета: уплаченные проценты высчитывались из основной суммы долга, а оставшаяся часть выплачивалась на льготных условиях в течение трех лет. Третий закон упразднил должность военных трибунов с консульской властью, а вместо них стали избирать двух консулов, один из которых должен был быть обязательно плебеем.
Законодательство 367 г. до н.э. нанесло удар по привилегиям патрициев и в последующее время плебеи быстро добились новых успехов. Для удовлетворения земельного голода, малоземельные римские граждане стали выводиться в колонии, основанные в разных частях Италии. За время с 334 до 287 г. до н. э. римляне основали 18 колоний, и аграрная проблема была частично решена.
В 326 г. до н.э. по закону трибуна Петелия долговая кабала для римских граждан и членов их семей была отменена. С этого времени римский гражданин отвечал за задолженность только своим имуществом. В рабов теперь можно было обращать преимущественно военнопленных.
Большую роль в борьбе патрициев и плебеев сыграли реформы Аппия Клавдия - цензора 312 г. до н. э. Он построил первую, мощеную Дорогу, водопровод, которые положили начало римским дорогам и акведукам. Верховный орган управления Рима пополнился новыми людьми, деды которых были рабами. Аппий Клавдий покровительствовал плебеям, которые занимались ремеслом и торговлей и не имели земельной собственности, и не особенно нуждались в ней: по его предложению римские граждане, не имеющие земельной собственности, могли голосовать не только в городских территориальных округах, но и в сельских, т. е. их политическое влияние возросло.
В 300 г. до н.э. были приняты законы, допускавшие выбор плебеев в состав жреческих коллегий. Наконец, в 287 г. до н.э. вновь было подтверждено, что плебисциты (т.е. решения плебейских собраний) суть законы, обязательные для всех граждан, в том числе и для патрициев. 287 год до н. э. считается последним годом долголетней борьбы плебеев с патрициямн за свое политическое равноправие.
В процессе борьбы плебеев с патрициями были ликвидированы остатки родового строя и новые общественные отношения получили благоприятные условия для своего развития. С конца V в. до н. э. начинают формироваться элементы частной земельной собственности как на землях плебеев, так и патрициев и складываются условия для ее концентрации. Отмена долговой кабалы способствовала возрастанию роли рабов-иноплеменников и усилила агрессивность римского общества, все более нуждающегося в дополнительной рабочей силе.
С другой стороны, удовлетворение основных требований плебеев вело к консолидации римского общества; сословная борьба, раздиравшая и ослаблявшая изнутри Римское государство, затухает; перед лицом внешнего врага в начале III в. до н. э. Рим предстает сильным и монолитным. Уравнение в правах плебеев с патрициями изменило социальную структуру римского общества. Патриции и плебеи перестали быть разными классами-сословиями. Верхушка плебса объединилась теперь с патрициями н образовала новое сословие - нобилитет (от nobilis - лучший, знатный), состоявший из крупных рабо- и землевладельцев, из среды которых пополнялся сенат и избирались на государственные должности магистраты.
7. Римские системы магистратур в 5-3в.
В Риме не было постоянного чиновнического аппарата, вся исполнительная власть принадлежала выборным должностным лицам – магистратам. Такими магистратами были консулы, преторы, эдилы, квесторы, избравшиеся на один гол. Выборы проходили за 3-4 месяца до вступления новых магистратов в свои должности. Системы римских республиканских магистратур сложилась не сразу после изгнания последнего царя, а создавалась постепенно. Предполагают, что в первые годы Республики во главе исполнительной власти стоял один высший магистрат (должностное лицо) – претор ( с греч – идущий впереди), которому помогал заместитель – квестор. После первого ухода плебеев на Священную гору были созданы должности народных трибунов т плебейских эдилов, их помощников. Однако существование единоличного главы исполнительной власти в лице претора казалось опасным, так как создавало возможность захвата власти с его стороны и возвращения ненавистной монархии. Поэтому в середине 5ого века вместо одного высшего магистра стали выбирать двух, которые пользовались одинаковой властью и управляли совместно. Они должны были советоваться друг с другом и были названы консулами. Позже были созданы новые должности цензоров, выбиравшихся по 2 человека один раз в пять лет на 18 месяцев. Цензоров выбирали из бывших консулов. Они должны были распределить римских граждан по имущественным классам и, проверив, составить новый список сенаторов. Преторам же была передана судебная власть. В законченном виде система римских магистратур сложилась лишь ко второй половине 4ого в до н.э.
По римской конституции все магистратуры были коллегиальными (2 консула, 2 претора, 4 эдила, 10 народных трибунов, 4 квестора), ежегодно переизбираемых и неоплачиваемых. Выполнение обязательностей магистра читалось почетом, и поэтому не оплачивалось. Отсутствие вознаграждения делало невозможным для рядовых римских граждан занимать магистр. должности. Магистром мог быть только богатый человек (нужно было тратить много денег на содержание при себе глашатаев, писцов, охраны и т.д). Во время отправления должности магистрат не мог быть привлечен к судебной ответственности или смещен.
Высшими магистратами считались цензоры, консулы, преторы.
Консулы командовали армией, осуществляли высшую гражданскую влать, в то время как преторы осуществляли судебную власть.
Народные трибуны обладали правом «вето» в отношении решений магистратов, могли вносить законопроект, созывать трибутные комиции, имели право даже арестовывать магистра и опротестовать решение сената. Личность народного трибуна признавалась священной и неприкосновенной. Всякий, кто оскорблял трибуна – хотя бы словами, - подлежал смерти. Власть народного трибуна была очень велика, но их было 10, и они могли обратить свою власть друг против друга, например используя право «вето», и тем самым нейтрализовать действия коллег. К тому же власть трибуна ограничивалась только чертой города Рим
Обязанностями эдилов были наблюдение за порядком в городе, городское благоустройство, забота о продовольствии, устройство общественных игр.
Квесторы заведовали казной, вели финансовые книги, они сопровождали консулов в военных походах, распоряжались продажей пленных и военной добычи.
В случае чрезвычайных обстоятельств(война, опасные восстания или уход плебеев из Рима) назначался единоличный диктатор и его заместитель, так называемый начальник конницы, которому подчинялись все должностные лица, но диктатор не мог оставаться у власти больше 6 месяцев.
Магистры и сента пользовались всей полнотой государственной власти Римской республике, которая получила ярко выраженный аристократический характер.
Все римские должностные лица делились на несколько категорий.
1. Экстраординарные (избираются в слчае ЧП) и ординарные (избираются постоянно, из года в год). К первым принадлежали:
интеррексы, диктаторы, их начальники конницы, децемвиры, военные трибуны с консулярной властью, триумвиры для устройства государства и члены различных чрезвычайных комиссий;ко вторым: консулы, преторы, цензоры, народные трибуны, квесторы, плебейские и курульные эдилы и члены постоянных комиссий.
2. Курульные (имеют судебную власть) и некурульные. К числу первых относились: консулы, диктаторы, децемвиры, военные трибуны с консулярной властью, триумвиры, преторы, цензоры, курульные эдилы. Все остальные были не курульные.
3. С империем (высшая военная власть)и без империя. С империем: консулы, преторы, диктаторы, децемвиры, военные трибуны с консулярной властью и триумвиры, без империя все остальные.
(Империй - высшая власть - принадлежал сначала царям, а после их изгнания римскому народу, который лишь на время передовал его высшим лицам государства.
В республиканский период существовало три вида империя - полный, большой и малый. Полным располагали диктаторы, большим консулы, а малым преторы. Остальные магистраты имели potestas - гражданская власть (без военной)).
4. Высшие и низшие.
К первым принадлежали: все магистраты с империем, цензоры и народные трибуны; ко вторым - все остальные.
(помимо прочего как бы выделяют существование своего рода двувластия. С одной стороны - консулы, преторы, курульные эдилы; с другой - народные трибуны и плебейские эдилы. Но это конечно только в рамках potestas.)
Все магистратуры имели некоторые общие черты.
1. выборность - все республиканские должностные лица, кроме интеррекса, диктатора и начальника конницы (правда во время 2 пунической войны отступили от этого правила), выбирались народом;
2. безвозмездность - занятие государственных должностей считалось почетным и было несовместимо с получением жалования;
3. временность - все республиканские ординарные должности занимались на определенный срок, как правило они были годичными, за исключением цензуры, срок которой определялся в 18 месяцев;
4. коллегиальность - большинство магистратур имело строго коллегиальный характер; решения в них должны были приниматься единогласно, и протест хотя бы одного члена коллегии останавливал дело;
5. ответственность - все должностные лица, за исключением диктаторов, цензоров и народных трибунов, подлежали ответственности за свои должностные поступки: высшие магистраты - после отправления магистратуры, низшие - даже во время ее;
6. наконец, магистраты в сфере их непосредственных полномочий имели некоторые общие права: право издавать обязательные постановления - эдикты, созывать собрания, налагать штрафы, подвергать аресту, вопрошать волю богов посредством гаданий и некоторые другие.