Формы уголовно-процессуального сотрудничества государств по борьбе с коррупцией

Международные организации как институциональный механизм международного сотрудничества государств вносят существенный вклад в развитие и укрепление взаимодействия государств по самому широкому кругу вопросов. Такие организации действуют на универсальном и региональном уровнях. Одним из направлений их деятельности является повышение эффективности борьбы с коррупцией.

В первую очередь, необходимо отметить вклад в борьбу с коррупцией такой универсальной международной организации, как Организация

Объединенных Наций. Проблема борьбы с коррупцией является предметом ее внимания не одно десятилетие. ООН и ее структуры ведут активную деятельность по разработке и принятию документов, регулирующих борьбу с коррупцией. Такими документами являются Конвенция ООН против транснациональной преступности как важнейший документ в сфере борьбы с рядом транснациональных преступлений и как первый документ универсального характера, регламентирующий борьбу с коррупцией, и Конвенция ООН против коррупции как специальная конвенция, детально регламентирующая борьбу с этим преступлением международного характера.

Однако роль ООН в правотворческой антикоррупционной деятельности этим не ограничивается. Так, одними из первых документов, в которых не только дано понятие коррупции, но и закладываются основные критерии поведения должностных лиц, являются такие документы ООН, как Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г., и Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, утвержденные Резолюцией Экономического и Социального Совета ООН от 24 мая 1989 г.70 В данных документах содержится указание, что понятие коррупции определяется в соответствии с национальным правом, а также рекомендовано отражать основные принципы по поддержанию правопорядка в национальном законодательстве и применять их на практике. Принятие этих документов имеет большое значение, поскольку в них впервые обращено внимание на проблему коррупции на международном уровне.

Особое значение приобретает Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях, утвержденная Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г. (далее -Декларация ООН о борьбе с коррупцией). В положениях Декларации ООН о борьбе с коррупцией обращено внимание на необходимость принимать меры по борьбе со всеми формами коррупции, взяточничества и связанными с ними противоправными действиями в международных коммерческих операциях, установить уголовную ответственность за дачу взяток иностранным государственным должностным лицам, а также принять ряд иных мер, в том числе по вопросам сотрудничества и оказания друг другу максимально возможной помощи в отношении уголовных расследований и других процессуальных действий в связи с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях. Декларация ООН о борьбе с коррупцией является одним из первых документов, раскрывающих понятие взяточничества, которое впоследствии будет использовано в ряде конвенций по борьбе с коррупцией. Так, структура понятия охватывает активное и пассивное взяточничество, что впоследствии нашло отражение в Конвенции СЕ об уголовной ответственности и в иных документах. Указанное определение лишь закладывает рамки для определения понятия «взятка», в Декларации ООН о борьбе с коррупцией прямо указывается на возможность, но не обязательность его применения.

Итак, согласно Декларации ООН о борьбе с коррупцией под взяточничеством понимается «предложение, обещание или передача любой частной или государственной корпорацией, в том числе транснациональной корпорацией, или отдельным лицом какого-либо государства лично или через посредников любых денежных сумм, подарков или других выгод любому государственному должностному лицу или избранному представителю другой страны в качестве неправомерного вознаграждения за выполнение или невыполнение этим должностным лицом или представителем своих служебных обязанностей в связи с той или иной международной коммерческой операцией». Также к понятию взяточничества относится «вымогательство, требование, согласие на получение или фактическое получение любым государственным должностным лицом или избранным представителем какого-либо государства лично или через посредников денежных сумм, подарков или других выгод от любой частной или государственной корпорации, в том числе транснациональной корпорации, или отдельного лица из другой страны в качестве неправомерного вознаграждения за выполнение или невыполнение этим должностным лицом или представителем своих служебных обязанностей в связи с той или иной международной коммерческой операцией».71 Таким образом, подход, используемый в Декларации ООН о борьбе с коррупцией, предполагающий разделение коррупции на «активную» и «пассивную», впоследствии был положен в основу целого ряда антикоррупционных конвенций.

Здесь следует обратить внимание на то, что определенная закономерность, связанная с принятием сначала декларации, а впоследствии на ее основе соответствующей конвенции, уже отмечалась исследователями. Так, СВ. Бахин указывает, что разработка декларации - это «предварительное согласование позиций, своеобразный пробный шар, который должен показать необходимость разработки того или иного договора».72 Автор исследует данную последовательность в разработке документов на примере деятельности ООН в области прав человека, однако такая тенденция представляется вполне закономерной и в иных областях, в том числе в сфере борьбы с коррупцией.

13. Понятие и правовое регулирование предупреждения коррупции.

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

3. Какие государственные органы наделены полномочиями по борьбе с коррупцией?

Ответ: "Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.

При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:

- проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

- создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

- совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

- введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

- обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- обеспечение независимости средств массовой информации;

- неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

- совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

- устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

- повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

- укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

- усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

- передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

- сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

- повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции".

14. Профилактика коррупции.

Наши рекомендации