Приобщение детей к символам России
Символ – то, что служит условным знаком какого-либо понятия, явления, идеи.
К государственной символике Российской Федерации относится: государственный флаг, государственный герб, государственный гимн.
В связи с введением в действие Федеральных конституционных законов «О Государственном флаге Российской Федерации» (от 25.12.2000 № 1-ФКЗ), «О Государственном гербе Российской Федерации» (от 25.12.2000 № 2-ФКЗ), «О Государственном гимне Российской Федерации» (от 25.12.2000 № 3-ФКЗ) и приказом Минобразования России «Об объявлении федеральных конституционных законов Российской Федерации об официальных государственных символах России» от 01.02.02 № 271 Министерство образования Российской Федерации рекомендует образовательным учреждениям всех типов организовывать воспитательную деятельность с обучающимися по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации.
Государственные символы России — это сокровища национальной культуры, утверждающие преемственность прошлого, настоящего и будущего в исторической жизни народа. Это неотъемлемые атрибуты государственности и суверенитета, отражающие социальное лицо своей эпохи, культурное и духовное состояние общества, его традиции, миропонимание, отношение к власти и т.д.
Воспитание уважения к государственным символам Российской Федерации, разъяснение их сущности и значения, повышение их роли в патриотическом и гражданском воспитании детей – неотъемлемая часть воспитательной деятельности образовательных учреждений.
Приобщение подрастающего поколения к государственной символике является одним из направлений деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию, которое основывается на принципе единства гражданско-патриотического сознания и гражданско-патриотической деятельности.
Формирование гражданско-патриотического сознания включает в себя различные компоненты (патриотические знания, чувства, взгляды, убеждения, ценности, мотивацию, ориентации, идеалы и т.д.).
Организация гражданско-патриотической деятельности выражается главным образом в непосредственном проявлении активности, важнейших качеств, свойств поведения, конкретных действий личности, группы, категории граждан, характеризующих патриотическую направленность и представляющих реальный вклад в выполнение долга перед Отечеством, достойное служение ему в той или иной сфере социально значимой деятельности, выражающееся в зримых конечных результатах.
Методы и формы по приобщению к государственной символике:
1. Наглядный материал на стендах отрядного уголка:
· «Государственный флаг РФ»;
· «Государственный герб РФ»;
· «Государственный гимн РФ»;
· «Народы РФ, их обычаи и традиции»;
· «Субъекты РФ».
2. Отрядные дела: «Моя малая Родина», «Символы РФ: овеянные славой флаг и герб», «Главная песня нашей страны», «Почести Государственному флагу и Государственному гимну» и др.
3. Дружинные дела: тематический вечер «Символы России», линейка «России посвящаю!», Урок Мужества, тематический вечер «Как хочется оставить всех в живых!», Конкурс-смотр строя и песни.
4. Занятие «Изучаем гимн Российской Федерации», посвященное анализу текста гимна Российской Федерации.
5. Цикл бесед, посвященных истории возникновения флага, герба, гимна Российской Федерации, флагов и гербов республик в составе Российской Федерации.
Педагогам следует раскрывать идейно-нравственное содержание символов государства, воспитывать у детей уважительное отношение к символам и ритуалам, приучать к четкому соблюдению законов и правил поведения.
6. Беседы: «Основной закон нашей жизни», «Святая обязанность гражданина – чтить и беречь символы нашего государства», «Правила отношения к символам государства» и т.п.
Это особенно актуально при работе с детьми старшего школьного возраста для углубления политических смыслов, заложенных в государственных символах России, подчеркивания их исторической преемственности. Дальнейшее осмысление политической и нравственной сути символов Российского государства требует расширения и углубления представлений старших школьников о гражданских обязанностях. Целесообразно включать в содержание бесед, классных часов, отрядных и дружинных мероприятий факты и эпизоды, которые характеризуют отношение наших граждан, воинов, спортсменов к флагу, гербу и гимну нашей страны, формируя тем самым и укрепляя чувство гордости и уважения к символам России. Определенную роль в этой работе могут играть органы самоуправления, представители детских общественных объединений.
7. Показ мест размещения символов России во время экскурсионной, туристской и музейной работы, встреч и бесед с местными жителями, старожилами, людьми, пользующимися уважением окружающих, участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими, известными спортсменами. Все это дает возможность наполнить конкретным содержанием понятия о символах государства, их роли и значении в жизни каждого человека.
8. Учебно-исследовательская деятельность по изучению исторических, политических, художественных и других аспектов государственных символов России в процессе деятельности на занятиях или отрядных мероприятиях по нумизматике и бонистике (изучение и собирание монет и денежных знаков разных стран и эпох), филателии (изучение и собирание почтовых марок), фалеристике (изучение орденов, медалей, нагрудных знаков), эмблематике (изучение государственных эмблем, знаков отличия) и др.
9. Просмотр цикла документальных фильмов, посвященных государственным символам РФ.
10. Выставка политической и художественной литературы о символах государства.
На ней же необходимо размещать списки рекомендуемой литературы, тематику бесед для всех возрастных групп школьников, педагогов, а также плакаты, иллюстрации и другие вспомогательные материалы.