Билет №32 Причины поражений Красной Армии в 1941-1942 гг.
в 1941 г. СССР к полномасштабной войне готов не был. И.В.Сталин чрезвычайно опасался спровоцировать возможное нападение со стороны Германии, поэтому в ответ на поступавшие сведения о готовящемся немецком вторжении всеобщая мобилизация не объявлялась. Некоторые меры по приведению войск в боевую готовность начали проводить лишь 19 июня 1941 г. Красная Армия явно запоздала с сосредоточением и оперативным развертыванием войск у границы. Это значительно осложнило положение государства в первые месяцы войны. Группировка советских войск на Западном театре военных действий насчитывала 170,5 расчетных дивизий численностью 2,9 млн. человек, около 32,9 тыс. орудий и минометов, 14,2 тыс. танков, более 9,2 тыс. боевых самолетов (не считая самолетов Военно-морского флота), 182 боевых корабля. Войска Германии и ее союзников составляли 190 расчетных дивизии численностью 5,5 млн. человек, 4,3 тыс. танков и штурмовых орудий, 47,2 тыс. орудий и минометов, 5 тыс. боевых самолетов, около 200 кораблей
билет № 33 Битва за Ленинград и ее значение в Великой Отечественной войне.Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года
Битва за Ленинград была самой длительной в ходе Великой Отечественной войны. Военно-политическое руководство фашистской Германии наметило Ленинград одним из первоначальных объектов своей агрессии. Но советские войска в ходе 900-дневной обороны Ленинграда не сдали город врагу, сковали крупные силы противника и всю финскую армию, способствуя победам Красной армии на других участках фронта. И оборона Ленинграда стала символом мужества и героизма советского народа и его Вооруженных сил.
Первые бои за Ленинград развернулись в июле 1941 г. на Лужском оборонительном рубеже. В помощь Красной Армии в Ленинграде начали создавать дивизии народного ополчения, которые помогли задержать врага на дальних подступах к городу. Но 25 августа немецкие части прорвали оборону советских войск, перерезали Октябрьскую железную дорогу и 8 сентября овладели Петрокрепостью. Город оказался в кольце блокады. Защитники и оставшееся население Ленинграда в условиях непрерывных бомбежек, голода, холода, болезней героически отражали натиск врага. 9 сентября от бомбардировок немецкой авиации сгорели Бадаевские склады, на которых были сосредоточены почти все запасы продовольствия Ленинграда.
Но захватить город с ходу врагу не удалось – советские войска во взаимодействии с флотом оказали упорное сопротивление. Вскоре наступление немецко-фашистских войск было приостановлено. Положение под Ленинградом постепенно стабилизировалось. 6 октября в связи с осложнением положения под Москвой Г.К. Жуков по вызову Сталина вернулся в столицу.
Не сумев захватить Ленинград сходу, гитлеровцы подвергли город жестоким бомбардировкам и артобстрелам, пытались покончить с населением и защитниками голодом и холодом. Попытки советских войск деблокировать Ленинград в декабре 1941 г. и летом 1942 г. не увенчались успехом. Когда наступила зима, прекратилась навигация по Ладожскому озеру и резко сократился подвоз продовольствия. Паёк, выдаваемый по карточкам в блокадном Ленинграде, уменьшился до 125 граммов хлеба в день. Были дни, когда люди вообще не получали хлеба. Замерз водопровод, воду приходилось набирать из Невы. Топлива и электроэнергии не было. Пекарни почти прекратили выпечку хлеба. Ленинградцы голодали, очень многие умирали от истощения, от холода и болезней.
Но голод и холод не сломили ленинградцев. В городе работали многие предприятия. Они изготавливали и ремонтировали боевую технику и оружие, давали фронту боеприпасы. За время блокады в Ленинграде было отремонтировано и изготовлено 2 000 танков, 1 500 тысячи самолетов, более 7 000 полевых и морских орудий, 12 000 минометов, 225 000 автоматов и винтовок, около 10 миллионов снарядов и мин.
В конце 1941 г. по льду Ладожского озера была проложена знаменитая "Дорога жизни", связавшая Ленинград с Большой землей. Когда лед окреп, по ледяной дороге потянулись длинные колонны грузовых машин с продовольствием, горючим, оружием и снаряжением.
12 января 1943 г., накопив резервы, начали встречное наступление войска Ленинградского фронта под командованием генерал-лейтенанта Л.А. Говорова и части Волховского фронта под командованием генерала армии К.А. Мерецкова. Их поддерживала авиация дальнего действия и части сил Балтийского флота. 18 января передовые части Ленинградского и Волховского фронтов встретились в районе Синявина. Блокада Ленинграда была прорвана. Все южное побережье Ладожского озера очищено от противника. Образовался коридор шириной 8–11 км, в котором была построена временная железная дорога. Под обстрелом противника по этой дороге пошли в Ленинград эшелоны с продовольствием голодающему городу и подкреплениями для фронта. Несмотря на то, что дальнейшее наступление Красной Армии развития не получило, операция по прорыву блокады явилась переломным моментом в битве за Ленинград, Замысел врага задушить голодом защитников и жителей города был сорван.