Обработка цветных металлов
Продукция ремесленников по обработке цветных металлов в Древней Руси имела широкий спрос. Они изготовляли женские украшения и принадлежности костюма, предметы культа и церковной утвари, декоративную и столовую посуду, конскую сбрую, украшения для оружия и т.д. Основной отраслью цветной металлообрабатывающей промышленности было литейное дело, достигшее в Древней Руси высокого художественного и технологического развития. Также широко применялись многочисленные механические операции — ковка, чеканка, прокатка, гравировка, тиснение, штамповка, волочение, скань, чернение, эмаль, наведение золотом и инкрустация металлами. Ковка, чеканка и штамповка были основными механическими операциями при изготовлении любой не литой вещи[20].
Древняя Русь собственных цветных металлов и их руд не имела. Их привозили из стран Западной Европы и Востока. Золото, в основном, поступало в виде монет. Серебро шло на Русь в виде монет и в слитках. Медь, олово и свинец завозились в виде слитков и полуфабрикатов в форме прутов, полос и проволоки. При этом документальные свидетельства о характере и путях импорта появляются только в XIV веке[21].
Прядение и ткачество
Прядение и ткачество занимало одно из важнейших мест в ремесленном производстве Древней Руси. Оно было наиболее массовым и повсюду распространенным, непосредственно связанным с изготовлением одежды и других предметов быта. Ассортимент древнерусских тканей был очень широк. Помимо тканей местного производства применялись и импортные — шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные, привозимые из стран Востока, Византии и Западной Европы. Ткани в виде всевозможных фрагментов широко представлены среди древнерусских археологических находок. Часть из них обнаружена в курганах, остальные — при раскопках древнерусских городов[22].
В Древней Руси ткани изготовлялись из шерсти, льна и конопли. Они различались по материалу, качеству, видам переплетений, фактуре и окраске. Простая льняная ткань, идущая на мужские и женские рубашки, убрусы, полтенца, называлась полотном и усцинкой. Грубая ткань из растительного волокна, применявшаяся при изготовлении верхней одежды, именовалась вотола. Существовали и другие названия льняных тканей — частина, тончина и т.д.[23]. Из шерстяных тканей наиболее распространены были понява и власяница, к грубым тканям относились ярига и сермяга. Для верхней одежды изготовляли сукно. Технологическое изучение тканей периода Древней Руси показало, что ткачи применяли несколько систем ткацких переплетений, объединяемые в три группы с разными вариантами: полотняное, саржевое и сложное. Также изготовлялись три сорта тканей: тонкошерстные, полугрубошерстные и грубошерстные. К тонкошерстным тканям отностся разные виды сукон. В основном, шерстяные ткани делались красного цвета, затем шли черный, зеленый, желтый, синий и белый[24].
Русский город в 14-16 вв.
После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца XIII в. в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменное зодчество, прежде всего военное. Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах, порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основной защитный коридор – «захаб» (Изборск, Порхов). С середины XIV в. стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всему периметру укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую к регулярной. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность. Такой же была кладка стен небольших однокупольных
четырехстолпных храмов конца XIII – 1-й половины XIV вв., которым
обмазка фасадов придавала монолитный облик. Храмы строились на средства
бояр, богатых купцов. Становясь архитектурными доминантами отдельных
районов города, они обогащали его силуэт и создавали постепенный переход
представительного каменного кремля к нерегулярной деревянной жилой
застройке, следующей естественному рельефу. В ней преобладали 1-2
этажные дома на подклетах, иногда трехчастные, с сенями посередине.
3. Архитектура Новгорода
В Новгороде развивалось его прежняя планировка, прибавилось улиц,
ведущих к Волхову. Каменные стены Детинца и Окольного города, а так же
церкви построенные на средства отдельных бояр, купцов, и групп горожан,
изменили облик Новгорода. В XIII-XIV вв. зодчие переходят в завершениях
фасадов церквей от полукружий-«закомар» к более динамичным фронтонам –
«щипцам» или чаще к трехлопастным кривым, отвечавшим форме сводов, более
низких над углами храма. Величественны и нарядны храмы 2-й половины XIV
в. – поры расцвета новгородской республики, - полнее отражавшее
мировоззрение и вкусы горожан. Стройные, удлиненных пропорций, с
покрытием на восемь скатов по трехлопастным кривым, которое позднее
часто переделывалось на пощипцовое, они совмещают живописность и
пластическое богатство архитектурного декора (уступчатые лопатки на
фасадах, декоративные аркады на апсидах, узорная кирпичная кладка,
рельефные «бровки» над окнами, стрельчатые завершения перспективных
порталов) с тектонической ясностью и компактностью устремленной вверх
композиции. Широкая расстановка столбов внутри делала просторнее
интерьеры. В XV в. Новгородские храмы становятся интимнее и уютнее, и
них появляются паперти, крыльца, кладовые в подцерковье. С XIV-XV вв. в
Новгороде появляются каменные жилые дома с подклетками и крыльцами.
Одностолпная «Грановитая палата» двора архиепископа Евфимия,
построенные при участии западных мастеров, имеет готические нервюрные
своды. В других палатах стены членились лопатками и горизонтальными
поясками, что перешло в монастырские трапезные XVI в.
4. Архитектура Пскова
В Пскове, ставшем в 1348 г. независимым от Новгорода, главный,
Троицкий собор имел, судя по рисунку XVII в., закомары, расположенные на
разных уровнях, три притвора и декоративные детали, близкие
новгородским. Поставленный в кремле (Кром) на высоком мысу при слиянии
Псковы и Великой, собор господствовал над городом, который рос к югу,
образуя новые, огражденные каменными стенами части, прорезанные улицами,
ведущими к кремлю. В дальнейшем псковичи разрабатывали тип
четырехстолпной трехапсидной приходской церкви с позакомарным, а позднее
и восьмискатным пощипцовым покрытием. Галереи, приделы, крыльца с
толстыми круглыми столбами и звонницы придавали этим, словно вылепленным
от руки приземистым постройкам, возводившимся вне кремля, особую
живописность. В псковских бесстолпных одноапсидных церквях XVI в.
барабан с куполом опирался на пересекающиеся цилиндрические своды или на
ступенчато расположенные арки. В Пскове, как и в Новгороде улицы, имели
бревенчатые мостовые и были так же застроены деревянными домами.
5. Архитектура Москвы
С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х гг. появляются
первые белокаменные храмы. Не сохранившийся Успенский собор и собор
Спаса на Бору с поясами резного орнамента на фасадах восходили по типу к
четырехстолпным с тремя апсидами владимирским храмом домонгольской поры.
Во второй половине XIV в. строятся первые каменные стены Кремля на
треугольном в плане холме при впадении Неглинной в Москву-реку. На
востоке от Кремля расстилался посад с параллельной Москве-реке главной
улицей. Схожие по плану с более ранними, храмы конца XIV – начала XV вв.
благодаря применению дополнительных кокошников в основании барабана,
приподнятого на подпружных арках, получили ярусную композицию верхов.
Это придавало зданиям живописный и праздничный характер, усиливавшийся
килевидными очертаниями закомар и верхов порталов, резными поясками и
тонкими полуколонками на фасадах. В соборе московского Андроникова
монастыря угловые части основного объема сильно понижены, а композиция
верха особенно динамична. В бесстолпных церквах московской школы XIV-
начала XV вв. каждый фасад иногда увенчивался тремя кокошниками. В
формировании к концу XV в. централизованного государства выдвинуло
задачу широко развернуть строительство крепостных сооружений в городах и
монастырях, а в его столице – Москве – возводить храмы и дворцы,
отвечающие ее значению. Для этого были приглашены в столицу зодчие и
каменщики из других русских городов, итальянские архитекторы и инженеры
по фортификации. Основным строительным материалом стал кирпич.
Московский Кремль, вмещавший резиденции великого князя, митрополита,
соборы, боярские дворы, монастыри, был во второй половине XV в. расширен
до нынешних размеров, а посад охватил его с трех сторон и был прорезан
радиальными улицами. На востоке от Кремля возникла Красная площадь,
часть посада была окружена в 1530-х гг. каменной стеной, а затем
каменная стена Белого города и деревоземляная стена Земляного города
окружили столицу двумя кольцами, что и определило радиально - кольцевую
планировку Москвы. Монастыри-крепости, защищавшие подступы к городу и
созвучные Кремлю по своему силуэту, со временем стали композиционными
центрами окраин Москвы. Радиальные улицы с бревенчатыми мостовыми вели к
центру через увенчанные башнями ворота Земляного и Белого городов. Жилая
застройка городских улиц состояла в основном из деревянных домов,
имевших два – три этажа на подклетах, отдельные крыши над каждой частью
дома, средние сени и крыльцо. Кремли других городов, как и в Москве,
следовали в своих планах рельефу местности, а на ровных местах имели
правильные прямоугольные планы. Крепостные стены стали выше и толще.
Навесные бойницы и зубцы в виде ласточкина хвоста примененные
итальянскими архитекторами в Московском Кремле, появились и в кремлях
Новгорода, Нижнего Новгорода, Тулы и др. Позднее башни стали
декорироваться лопатками и горизонтальными тягами, а бойницы –
наличниками. Свободнее от новых влияний были крепости дальних Кирилло-
Белозерского и Соловецкого монастырей, с мощными стенами и башнями,
сложенными из крупных валунов и почти лишенными украшений.
Сохранившаяся часть великокняжеского кремлевского дворца в Москве с
огромным одностолпным залом наделена чертами западной архитектуры
(граненый руст, парные окна, ренессансный карниз), но вся композиция
дворца, слагавшаяся из отдельных зданий с переходами и крыльцами, близка
к композиции деревянных хором. В архитектуре Успенского собора
Московского Кремля, который было предложено строить наподобие
одноименного собора XII в. во Владимире, традиции владимиро-суздальского
зодчества подверглись существенному переосмыслению. Величественный
пятикупольный храм с редкими щелевидными окнами, прорезанными в могучих
барабанах и в глади стен, опоясанных аркатурным фризом, мощнее по
пропорциям и монументальнее своего прототипа. Впечатляющим контрастом
несколько суровым фасадам собора служит интерьер с шестью равномерно
расставленными высокими тонкими столбами, придающими ему вид парадного
зала. Храм-колокольня Ивана Великого, господствовавший не только не
только над Кремлем, но и над всей Москвой, стал традиционным образцом
для подобных высотных доминант и в других русских городах. Попытка
перенести в русский храм мотивы раннего венецианского Возрождения
привела к несоответствию ярусных членений фасада. В других храмах второй
половины XV-XVI в. встречаются свойственные Московской архитектуре XIV-
XV вв. ярусы килевидных закомар, но их ритм менее динамичен, а
размеренные членения фасадов, украшенных аркатурными фризами узорной
кладкой с терракотовыми деталями, делают храмы нарядно-величавыми.
Терракотовые детали встречаются в Белозерье и Верхнем Поволжье,
например, в дворцовой палате в Угличе, где венчающие щипцы над гладкими
стенами заполнены узорной кирпичной кладкой с терракотовыми вставками.
Фасады других светских построек этого времени, как правило, скромнее.
6. Новшества в архитектуре 14-16 в.в.
От XIV-XVI вв. сохранилось несколько деревянных церквей. Более ранние
– «клетские», напоминающие избу с двухскатной крышей и пристройками.
Церкви XVI в. – высокие, восьмигранные, крыты шатром, а пристройки с
двух или с четырех сторон имеют криволинейные кры-ши – «бочки». Их
стройные пропорции, контрасты фигурных «бочек» и строгого шатра, суровых
рубленых стен и резьбы галереи и крылец, их неразрывная связь с
окружающим пейзажем – свидетельства высокого мастерства народных
мастеров – «древоделей», работавших артелями.
Рост Русского государства и национального самосознания после
свержения татарского ига отразился в каменных храмах-памятниках XVI в.
Являя собой высокое достижение московского зодчества, эти величественные
постройки, посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе
динамичность деревянных шатровых церквей и ярусных завершений храмов XIV
– XV вв. с монументальностью соборов XVI в. В каменных церквах-башнях
ведущими стали формы, присущие камню, - ярусы закомар и кокошники вокруг
прорезанного окнами шатра. Иногда и шатер заменялся барабаном с куполом
или же башни с куполами окружали центральную, крытую шатром башню.
Преобладание вертикалей наделяло ликующей динамичностью устремленную в
высь композицию храма, как бы вырастающего из окружающего его открытых
«гульбищ», а нарядный декор придавал сооружению праздничную
торжественность
В храмах конца XV и XVI вв. применение так называемого крестчатого
свода, опиравшегося на стены, избавляло интерьер от опорных столбов и
позволяло разнообразить фасады, которые получали то трехлопастное, то
имитирующее закомары завершение, то увенчивались ярусами кокошников.
Наряду с этим продолжали строить четырехстолпные пятикупольные храмы,
иногда с галереями и приделами. Каменные одностолпные трапезные и жилые
монастырские постройки XVI в. имеют гладкие стены, увенчанные простым
карнизом или пояском узорной кладки. В жилой архитектуре господствовало
дерево, из которого строились и дома в 1-2 этажа, и боярские и
епископские дворцы, состоявшие из связанных переходами многосрубных
групп на подклетах.
В XVII в. переход к товарному хозяйству, развитие внутренней и
внешней торговли, усиление центральной власти и расширение границ страны
привели к росту старых городов и возникновению новых на юге и востоке, к
постройке гостиных дворов и административных зданий, каменных жилых
домов бояр и купцов. Развитие старых городов шло в рамках уже
сложившейся планировки, а в новых городах-крепостях пытались внести
регулярность в планировку улиц и форму кварталов. В связи с развитием
артиллерии, города окружались земляными валами с бастионами. На юге и в
Сибири строились и деревянные стены с земляной засыпкой, имевшие башни с
навесным боем и низкими шатровыми крышами. Каменные стены среднерусских
монастырей в то же время теряли свои старые оборонительные устройства,
становились более нарядными. Планы монастырей стали регулярнее.
Укрупнение масштабов Москвы вызвало надстройку ряда кремлевских
сооружений. При этом больше думали выразительности силуэта и нарядности
убранства, чем об улучшении оборонительных качеств укреплений. Сложный
силуэт и богатую белокаменную резьбу карнизов, крылец и фигурных
наличников получил теремной дворец, построенный в Кремле. Возрастает
число каменных жилых зданий. B XVII в. они обычно строились по
трехчастной схеме (с сенями посередине), имели подсобные помещения в
нижнем этаже и наружное крыльцо. Третий этаж в деревянных зданиях часто
был каркасным, а в каменных – с деревянным потолком вместо сводов. Порой
верхние этажи каменных домов были деревянными. В Пскове дома XVII в.
почти лишены декоративного убранства, и лишь в редких случаях окна
обрамлялись наличниками. Среднерусские кирпичные дома, часто
асимметричные, с разными по высоте и форме крышами, имели карнизы,
междуэтажные пояса, рельефные наличники окон из профильного кирпича и
украшались раскраской и изразцовыми вставками. Иногда применялась
крестообразная схема плана, соединение под прямым углом трехчастных
зданий, внутренние лестницы вместо наружных.
Дворцы в XVII в. эволюционировали от живописной разбросанности к
компактности и симметрии. Это видно из сравнения деревянного дворца в
селе Коломенском с Лефортовским дворцом в Москве. Дворцы церковных
владык включали церковь, а иногда, состоя из ряда зданий, окружались
стеной с башнями и имели вид кремля или монастыря. Монастырские кельи
часто состояли из трехчастных секций, образующих длинные корпуса.
Административные здания XVII в. походили на жилые дома. Гостиный двор в
Архангельске, имевший 2-этажные корпуса с жильем наверху и складами
внизу, был в то же время и крепостью с башнями, господствовавшей над
окружающей застройкой. Расширение культурных связей России с Западом
содействовало появлению на фасадах домов и дворцов ордерных форм и
поливных изразцов, в распространении которых известную роль сыграли
белорусские керамисты, работавшие у патриарха Никона на постройке Ново-
Иерусалимского монастыря в Истре. Убранству патриаршего собора стали
подражать и даже стремились превзойти его нарядностью. В конце XVII в.
ордерные формы выполнялись в белом камне.
В церквах на протяжении XVII в. происходила та же эволюция от
сложных и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от
живописного кирпичного «узорочья» фасадов к четко размещенному на них
ордерному убранству. Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с
сомкнутым сводом «узорочные» церкви с трапезной, приделами и
колокольней. Они имеют пять глав, главки над приделами, шатры над
крыльцами и колокольней, ярусы кокошников и навеянные жилой архитектурой
карнизы, наличники, филированные пояски. Своим дробным декором,
живописным силуэтом и сложностью объема эти церкви напоминают
многосрубные богатые хоромы, отражая проникновение в церковное зодчество
светского начала и утрачивая монументальную ясность композиции.
Развитие Москвы
Появление названия города, как и названий многих городов мира, связано с именем реки Москвы, которая носила это имя задолго до появления поселения. Кем дано название, и что оно означает, точно не известно. На сегодняшний день существует три основных версии: балтская, славянская и финно-угорская.
Балтская и славянская версии указывают на то, что корень моск- означал «вязкий, топкий» или «болото, сырость, влага, жидкость». Балтское название реки могло оставить племяголядь, а славянское — жившие здесь вятичи.
Согласно финно-угорской версии, слово Москва происходит из какого-то волжско-финского языка, и означает «река-Медведица», либо «Коровья река»[1]. Существуют и другие версии происхождения названия города, но они менее состоятельны и убедительны. В частности, популярное сравнение названия Москвы с прикамскими гидронимами на -ва (Колва, Яйва, Сылва) несостоятельно, поскольку слово ва со значением «вода» есть только в языке коми, никогда не живших даже близко к Москве.
Становление Москвы
По летописной версии на месте Москвы стояла усадьба некоего боярина Кучки. Затем, по каким-то причинам боярин впал в немилость, его и сыновей убили, а усадьба (красные села) была конфискована. Об этом говорит, например, А. Г. Векслер в статье «Так начиналась Москва» Журнал "Наука и жизнь"№ 2,1965г: "Ведь недаром первоначально Москва носила двойное название:"Москва" или "Кучково", а район Сретенских ворот в течение нескольких веков назывался Кучковым полем".
Река Москва представляла собой связующее звено между важными торговыми путями. Её верхнее течение почти примыкало к северной части волжского торгового пути, выводившего далее через озеро Селигер и Великий Новгород (либо через Западную Двину и Полоцк) вБалтику. С верхней Волги вниз по Днепру через Смоленск и Киев можно было попасть в Чёрное море (путь «из варяг в греки»). При движении на восток через расположенные вблизи Москвы истоки Клязьмы либо вниз по самой реке Москве можно было попасть на Оку и вниз по её течению на Волгу, в Булгар и Каспийское море. При движении от устья реки Москвы вверх по Оке, на юг, можно было попасть в верхнее течение Дона и по нему в Азовское и Чёрное моря либо на Нижнюю Волгу и Каспий.
Возраст Москвы точно не известен. Существуют легенды, относящие её основание к древнейшим временам. По мнению Александра Векслера, главного археолога города, её возраст может быть более тысячи лет, о чём свидетельствуют монеты и вещи, найденные при археологических раскопках[2].
Первым достоверным летописным упоминанием о Москве считается указание Ипатьевской летописи на субботу 4 апреля 1147 года, когдаростово-суздальский князь Юрий Долгорукий принимал в городке под названием Москов своих друзей и союзников во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем[3]. Тогда Москва была боярской усадьбой, конфискованной князем. По преданию изначально городок располагался на Красном холме (другое название — Швивая горка), в районе поздней Гончарной слободы (совр. Гончарная улица). Здесь было поселение не позднее XI века, но изучение этого места археологическими методами проблематично из-за сильного разрушения древнего культурного слоя.[4] В результате земляных работ 1959 −1960 гг. было установлено наличие древнерусского «мысового» городища на территории современного Кремля уже в конце XI века, обнаружены остатки древнего оборонительного рва на углу Большого Кремлёвского Дворца. Во дворе современного здания Оружейной палаты, при реставрации кремлевских стен, в шурфе на шестиметровой глубине открылась вымостка из щебенки — слабый след древней улицы, спускавшейся к Неглинной. На ней была найдена свинцовая печать, оттиснутая в Киевской митрополии между 1091 и 1096 годами (согласно В. Л. Янину). С другой стороны Боровицкого холма на низменный берег реки Москвы спускалась улица, ведшая к пристани, в районе современной Москворецкой набережной (вблизи к/т «Зарядье»). Севернее современного Успенского собора проходила другая улица, деревянная мостовая созданная в конце XI века (по данным дендрохронологии примерно в 1080—1090-х годах). В разных местах найдены следы железоделательного, кузнечного и кожевенного ремесленного производства неукрепленной части раннего города — посада, существовавшего в конце XI века.[5]
В 1156 году Андрей Боголюбский поставил здесь по указанию Юрия деревянную крепость на Боровицком холме (по преданию убив боярина находившегося здесь села Кучково), сравнительно небольшую (периметр её стен составлял около 510 метров)[6]. Здесь размещался отряд княжеской дружины для защиты Суздальского княжества от западных соседей. В1177 году крепость сжег рязанский князь Глеб, но она была быстро восстановлена[6]. Вероятно, Москва уже в то время приобретала значение торгового центра и богатела.
В 1208 году в окрестностях Москвы владимирский княжич Юрий Всеволодович разбил войска Михаила Всеволдовича Пронского и Изяслава Владимировича, князей Пронских.
Москва — центр удельного княжества
Долгий период Москва была одним из городов Владимиро - Суздальского княжества и переходила из рук в руки князей, боровшихся за княжеский престол во Владимире (на Клязьме). В 1213 году ее ненадолго захватил Владимир Всеволодович, отнявший город у старшего брата Юрия, но вскоре он был вынужден отдать Москву обратно. По утверждениюВ. Н. Татищева, позже Владимир вернулся Москву и жил здесь до смерти в 1228 году. Впоследствии великий князь владимирский Юрий Всеволодович Москву своему сынуВладимиру Юрьевичу. Владимир владел ею до 1238 года, когда во время монголо-татарского нашествия на Русь, Москва была разграблена и сожжена, а сам князь взят в плен и позже убит под стенами Владимира. Рассказывая о событиях 1238 года, летопись упоминает применительно к Москве «церкви, монастыри, села», что говорит о значении и размерах города.
По смерти великого князя Ярослава Всеволодовича (1246 год), при разделе городов Владимиро-Суздальских земель между его сыновьями, Москва досталась Михаилу Хоробриту (Храброму). В 1248 году Михаил стал великим князем владимирским, а в начале 1249 года был убит в битве с литовцами на реке Протве, на границе Московского княжества. Кто был правителем Москвы в последующие годы — достоверно неизвестно. Большинство исследователей полагают, что московские земли были непосредственно включены в состав великого княжения, но существуют и указания на то, что в Москве княжил сын Михаила Хоробрита Борис Михайлович.
Поворотной точкой в династической истории Московского княжества стал 1263 год, когда по просьбе князя Александра Невского ордынский хан выделил Москву из Владимиро-Суздальского княжества, сделав стольным городом и и передал в удел младшему сыну Александра, двухлетнему Даниилу Александровичу, который вначале состоял под опекой своего дяди, великого князя Ярослава Ярославича, а начиная с 1271 года правил самостоятельно вплоть до своей смерти в 1303 году. При Данииле владения Москвы расширились, к ним были присоединены Коломенское и Можайское княжества, были основаны древнейшие из существующих московских монастырей: Богоявленский и Даниловский. В 1293 году Москва была разорена татарами Тудана. Даниил умер, оставив после себя пятерых сыновей, из которых наибольший вклад в историю города внесли старшие Даниловичи: Юрий иИван Калита.
Возвышение Москвы
Возвышение Москвы в первой половине XIV века напрямую связано с монголо-татарским владычеством на Руси. Золотая Орда собирала дань с русских княжеств, время от времени на Русь накатывались волны разрушительных набегов ордынцев, князья должны были получать в Орде разрешение на княжение — ярлык. Долгое время великокняжеский ярлык имели тверские князья, пока в результате интриг из рук ордынского хана его не получил мосоквский князь Юрий Даниилович (1303—1325), который стал первым московским князем, получившим ярлык на великое княжение владимирское. Впрочем, князь не долго праздновал победу - его зарубил прямо в Орде сын оговоренного тверского князя. Но ярлык сохранился за наследниками московского князя и Иван Калита подкрепил великокняжескую власть правом сбора дани с русских земель для передачи Золотой Орде, это обстоятельство стало одним из серьёзных факторов укрепления позиций Московского княжества. Другим фактором стала отдаленность и относительная защищенность московских земель, укрытых густыми лесами, благодаря чему сюда потянулись люди, ища укрытия и защиты от войск иноземцев. В 1325 году в Москву изВладимира перенес свою резиденцию митрополит Киевский и всея Руси Пётр, после чего Москва стала одним из основных центров православия.
Собирая дань для Орды, Иван Калита (1325—1340) сумел накопить значительные богатства, которые использовал для расширения влияния Москвы. Он купил целый ряд земель: Углич, Галич Мерский, Белоозеро; поддерживал великокняжеский (и ордынский) контроль над многими другими территориями. Основным соперником Москвы в то время стало Тверское княжество, сделавшее ставку на объединение русских земель для борьбы с монголо-татарами. Показавший себя верным сторонником Орды, Иван Калита использовал её силу для установления собственного господства и победы над тверскими князьями, хотя соперничество с Тверью продолжалось ещё долгие десятилетия. При Калите в Москве развернулось масштабное строительство, появились первые каменные здания (до той поры город был полностью деревянным)[6]. В 1329 году была возведена церковь-колокольня Ивана Лествичника, в 1330 году было завершено строительства храма Спаса на Бору — самой старой московской церкви, дожившей до XX века и разрушенной в 1933 году; в 1326 и 1333 годах взамен деревянных церквей были возведены белокаменные Успенский и Архангельский соборы, последний из которых стал усыпальницей московских правителей. В 1339 году Московский Кремль был обнесен новыми стенами и башнями из дуба.
Положение Москвы продолжало укрепляться и при наследниках Ивана Калиты: Симеоне Гордом (1340—1353), Иване Красном (1353—1359) и, особенно, Дмитрии Донском (1359—1389). При них за московскими правителями окончательно утвердился титул великих князей: за исключением короткого периода в малолетство Дмитрия Донского, Москва прочно удерживала за собой великокняжеский владимирский стол.
В 1353 году Москву постигло страшное бедствие — эпидемия чумы, унесшая многие тысячи жизней, включая и великого князя Симеона с сыновьями. В 1365 году Москва выгорела во время страшного Всесвятского пожара (назван по церкви Всех Святых, от которой распространился пожар). Этот пожар был не первым, Москва перед тем выгорала в 1331, 1337, 1343 и 1354 годах. После пожара 1365 года князь Дмитрий с боярами решил ставить каменную крепость. Она была возведена с исключительной быстротой в 1367—1368 годах, причем площадь защищенной территории заметно расширилась. Периметр стен увеличился, по расчетам Н. Н. Воронина, до 1979 метров[6]. Тогда же был построен каменный мост через реку Неглинную. С этих пор Москву начинают называть белокаменной. Помимо укреплений Кремля — самой мощной тогда крепости в Северо-Восточной Руси, оборонительная система Москвы во времена Дмитрия Донского и его преемника Василия Дмитриевича (1389—1425) дополнилась кольцом монастырей на подступах к городу: были построены укрепленные Андроников (основан около 1357), Зачатьевский (около 1360), Симонов (около 1370), Петровский (около 1377),Рождественский (около 1386) и Сретенский (1397) монастыри.
В правление Дмитрия Донского Москва, выдержав целый ряд столкновений со своими соперниками — тверскими князьями и Великим княжеством Литовским, взяла на себя роль объединителя русских земель в борьбе с монголо-татарами. В 1368 году и в 1370 году Москву осаждал литовский князь Ольгерд. Дмитрию удалось нанести Орде два серьёзных поражения: в битве на реке Воже (1378) и в Куликовской битве (1380). Однако он не сумел спасти Москву от разорения. В 1382 году хан Тохтамыш обманом захватил город, подверг его разграблению и сжег. Дмитрий возобновил выплату дани, и хан закрепил великое княжение за Дмитрием и его потомками (1383). В последующие годы разрушения были устранены, город отстроился и укрепился. Во время долгого 36-летнего правления Василия Дмитриевича для Москвы настали относительно спокойные времена. Настоящая опасность угрожала ей в этот период лишь однажды, в 1408 году, когда войско хана Едигея осадило Москву, но взять её так и не сумело. Итогом правления Василия стало новое расширение подвластных Москве земель — к его владениям были присоединены Нижегородское и Муромское княжества, другие земли. В конце XIV — первые годы XV века в Москве работал Феофан Грек, который держал свою мастерскую и выполнял церковные и светские заказы, расписав княжеские терема и соборы Кремля.
Вторая четверть XV века стала для Москвы беспокойным и разрушительным временем большой феодальной войны, победителем из которой вышел князь Василий Васильевич Темный(1425—1462, с перерывами). Укрепляя свою власть в последующие годы, Василий ликвидировал большинство уделов внутри выросшего Московского княжества, поставил в зависимость от него ряд сопредельных земель. В 1439 году московские посады пожгли татары Улу-Мухаммеда. В 1451 году вновь под стенами Москвы появились татары ногайского царевича Мазовши. После падения Константинополя (1453) выросло значение Москвы как религиозного центра. В 1448 году впервые митрополит Киевский и Всея Руси (с резиденцией в Москве) был поставлен не константинопольским патриархом, а собором русских архиереев, что положило начало независимости русской церкви.
Столица единого русского государства
В XIV веке в состав города входили Кремль, Китай-город, Белый город. Москва в те годы часто подвергалась пожарам. В 1521 году предместья Москвы пожгли крымские татары Мехмед-Гирея, действующие совместно с казаками Евстафия Дашкевича.К началу XVII века в состав Москвы вошёл Земляной город. Появились Ямская слобода, Мещанская, Немецкая слобода.
В 1571 году Москва была сожжена крымским ханом Девлет-Гиреем, но татарам не удалось взять сам Кремль.
В 1591 году от стен Москвы отбиты крымские татары Казы-Гирея.
Строительство Московского Кремля
История строительства Московского Кремля тесно связана с историей возвышения Москвы и борьбы ее с татаро-монгольским игом, с историей объединения русских земель в единое централизованное государство, со всей историей нашей Родины.
Отсюда, от кремлевских ворот, расходились дороги во все концы Русской земли. Отсюда выступали в походы русские войска, и сюда возвращались они в триумфальных шествиях после победы. На его площадях оглашались постановления правительства. В Кремль устремлялся восставший народ, властно заявляя о своих требованиях.
История строительства. В архитектурно-планировочной истории Кремля можно наметить четко выраженные периоды, обусловленные экономическим и социально-политическим развитием государства. Первый период хронологически определяется ХII - началом ХIV в., когда архитектурный облик Кремля формировался дерево-земляными укреплениями и деревянными сооружениями жилых, общественных и хозяйственных зданий. От этого времени памятников не сохранилось. Второй период занимает время между XIV в. и третьей четвертью ХV вв., когда возводятся белокаменные укрепления, храмы и даже жилые дома, значительно расширяется территория Кремля. От этих строений сохранилось несколько фрагментов, дающих возможность представить в какой-то мере художественный идеал общества того времени. Третий период охватывает последнюю четверть ХV в., ХVI и ХVII вв. В это время были созданы произведения искусства, до сих пор составляющие художественную славу Кремля, определяющие эстетическую ценность и своеобразие его облика. Четвертый период можно условно установить в границах с начала ХVIII в. до Октябрьской социалистической революции. Эти два столетия характеризуются заменой древних сооружений новыми, более отвечающими требованиям своего времени, а также созданием регулярной планировки. Появились большие плац-парадные площади, были возведены Арсенал, Сенат, Новый дворец, Оружейная палата. Лишь стены, башни и Соборная площадь, оставленные неприкосновенными, по-прежнему определяли облик национальной исключительности.
После Октябрьской социалистической революции в Кремле были проведены новые планировочно-строительные работы. Возведены здания Дворца съездов и Верховного Совета СССР, разбиты сады и скверы. Кремль в ХIII-ХII веках Сохранилось очень мало документальных сведений и памятников, дающих возможность восстановить облик Кремля начальных столетий его существования. Первое упоминание о Москве внесено в Ипатьевскую летопись под 1147 г. Из нее известно, что в этом году в селе Москов состоялась встреча суздальского князя Юрия Долгорукого с черниговско-северским князем Святославом Ольговичем. Через девять лет, в 1156 г., запись в Тверской летописи гласит о том, что тот же князь Юрий заложил крепость Москву в устье реки Неглинной, выше реки Яузы. Эти названия рек уже достаточно точна определяют местоположение Москвы и ее укреплений на месте нынешнего Кремля. Летописные сведения подтвердились археологическими раскопками при постройке Большого Кремлевского дворца. Был обнаружен ров каких-то очень древних укреплений, окружавший совсем небольшую территорию холма, выдававшегося мысом к реке Неглинке у Боровицких ворот. Его глубина имела 5 м, а ширина по верху равнялась 12 - 14 м. В 1959 г. в связи со строительством Дворца съездов значительный участок территории Кремля раскопали археологическим методом.
Вещественные находки подтвердили летописные сведения: здесь в ХII в. был город, и население его занималось ремеслом. Но самым значительным открытием этих раскопок оказался фрагмент земляного вала с деревянными укреплениями оригинальной конструкции, впервые найденными в центральной России. Все эти проведенные работы позволяют предположить, что первая крепость Москвы ХII в. стояла на обрывистом мысу (ныне уже потерявшем свои контуры), над рекой Неглинкой. Мыс был перерыт рвом, а на земляных валах, возможно, стояла деревянная стена-частокол длиной не более 700 м. В 1156 г. Юрий Долгорукий расширил город. Новый вал насыпали на гребне берега Неглинки, и Кремль занял треугольник, расположенный ныне между Боровицкими, Троицкими и Тайницкими воротами. Длина стены увеличилась примерно до 1200 м.
За многовековую жизнь Кремля почти полностью забылась его древняя топонимика. Только название одних из ворот - Боровицкие - говорит о некогда существовавшем здесь боре. Название улицы, проходящей вдоль западной стены Кремля - Моховая - напоминает о еще одной особенности местности, низком и мшистом левом береге реки Неглинной. Значительно изменилась со временем и топография Кремля. Выровнена площадка самого кремлевского холма; уменьшен подъем от Боровицких ворот и, наоборот, значительно подсыпан берег Москвы-реки.
Достоверное изображения Кремля выполнены только в конце XVI в. Письменные источники ХII-ХIII вв. крайне немногословны, а позднейшие обросли уже поэтическими вымыслами. На территории Кремля существовали довольно высокие дома, срубленные из сосновых бревен, которые топились по-черному. В крепости располагались и церкви, в частности, существовала церковь Иоанна Предтечи, которую более поздние источники называют “первой в Москве”. В летописи второй половины ХII и первой половины ХIII в. упоминаются такие исторические события: в 1177 г. рязанский князь Глеб осенью “сжег весь градро и села”, а в 1207 г. в Москве собирались рати Всеволода Большое Гнездо перед походом на Чернигов.