Проблемы соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру отказ в пользу государства.
По сути, таможенная процедура отказа в пользу государства во многом схожа с процедурой уничтожения. Предприниматель, передающий товары, находящиеся под таможенным контролем, в пользу государства обычно руководствуется теми же мотивами, что и при уничтожении товаров. Среди них – возможные высокие расходы на таможенную очистку товаров, невозможность их реализации на внутреннем рынке или большие расходы по обратной транспортировке товаров через таможенные границы ТС.
Товар прибывает на таможенную территорию таможенного союза, затем декларант декларирует привезенный им товар под таможенную процедуру временный ввоз и также как и при помещении товара под таможенную процедуру уничтожения, как правило, декларант не планирует изначально, помещать свой товар под процедуру отказа в пользу государства, а ввозит товар на таможенную территорию таможенного союза для иных целей, таких как, например, демонстрирование на выставке или извлечение прибыли. Далее товар выпускается под таможенную процедуру временный ввоз и таможенная процедура начинает действовать, но по определенным причинам, также указанным выше, декларант не имеет возможности, а если даже и имеет, то ему это не выгодно, вывезти товар обратно с территории таможенного союза. И тогда декларант декларирует товар под таможенную процедуру отказа в пользу государства, таможенные органы выпускают товар под таможенную процедуру отказа в пользу государства и данная процедура начинает действовать, а значит товар передается в федеральную собственность полностью и декларант перестает иметь с товаром всякую юридическую связь, а значит не имеет права пользования, владения и распоряжения [13].
Ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их помещения под таможенную процедуру отказа в пользу государства несет декларант. Таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", а также осуществляет полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства экономического развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
1 января 2011 года в соответствии со статьей 186 Федерального закона от 27 ноября 2010 года №311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» товары обращаются в федеральную собственность на основании:
- решения суда по уголовному делу или делу об административном правонарушении при применении конфискации имущества - со дня вступления в силу данного судебного решения;
- судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа или иного уполномоченного органа о признании имущества бесхозяйным либо об обращении изъятых товаров в федеральную собственность в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, - со дня вступления в силу судебного акта;
- помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства - со дня передачи таможенным органам товаров по акту приема-передачи.
Как отмечается в Отчёте о результатах контрольного мероприятия, основная масса товаров, обращенных в федеральную собственность, передается таможенными органами в службу судебных приставов и Росимущество (в 2015 году передано 64,6 % от общего стоимостного объема переданного имущества, в 2016 году - 64,8 %, в I полугодии 2017 года - 53,9 %), остальное имущество передано в органы МВД России, в Минфин России [14].
Рассмотрим практический аспект процедуры отказ в пользу государства.
Пример 1.
29 октября 2016 на территория таможенного союза была ввезена коллекция дизайнерской одежды, Французского дома моды. Стоимость обратной транспортировки оказалась выше стоимости самой коллекции. Просто оставить на таможенной территории РФ эти предметы участник выставки не может, так как ввозил их на российскую таможенную территорию под обязательство обратного вывоза, а следовательно, если не состоится перемещение груза за пределы таможенной территории России, его владелец должен будет уплатить причитающиеся таможенные пошлины, налоги и сборы. Легальной возможностью не вывозить груз обратно и в то же время не уплачивать таможенные платежи является представление в таможенный орган надлежащим образом оформленного акта об отказе от товара в пользу государства. В соответствие с процедурой отказ в пользу государства был составлен акт приема-передачи товаров.
Дальневосточными таможенниками коллекция платьев была распродана на аукционе. А вырученные деньги были переданы детскому дому «Надежда»
Пример 2.
На территорию России ввезли партию китайских резиновых детских игрушек, они не прошли проверку на безопасность, так как давали феноловые испарения. Вывозить их обратно не целесообразно, и в связи с этим декларант поместил товар под таможенную процедуру отказ в пользу государства. Московские таможенные органы передали данную партию в Росимущество, после чего игрушки подвергли вторичной переработки и изготовили из них покрышки для автомобилей.
Таким образом, приведены практические аспекты применения таможенной процедуры отказ в пользу государства, причины по которым декларанты помещают свои товары под данные таможенные процедуры и действия таможенных органов в отношении таких товаров. Эта процедура носит аварийный характер в силу того, что ни один декларант при ввозе товаров на таможенную территорию ТС не предполагает, что ему придется помещать свой товар под процедуру отказ в пользу государства и терять с товаром всякую юридическую связь, а именно права пользования, владения и распоряжения.