Вопрос 44. Характеристика основных правовых систем современности
Правовая картина мира складывается из множества существующих и функционирующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих элементов, регулирующих наиболее важные общественные отношения[9]; элементами правовой системы выступают: 1) явления мировоззренческого характера (к ним относятся юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы и правовая культура); 2) право и основанное на нем законодательство (т.е. система права и система законодательства); 3) правовые отношения; 4) юридическая практика[10]; 5) юридическая техника.
Правовая система каждой страны (национальная правовая система) обладает неповторимостью, специфичностью. В то же время правовые системы различных государств обладают и рядом общих черт. Это позволяет объединять сходные правовые системы термином «правовая семья» (или – термином «правовая система в широком смысле») (правовая семья – это совокупность правовых систем, обладающих существенным подобием в духовных материальных и процессуальных элементах права, общностью происхождения, исторического развития).
В литературе в качестве оснований объединения правовых систем в правовые семьи и различения правовых семей используются следующие: 1) общность происхождения и последующей эволюции (правовые системы одной семьи имеют общее происхождение, общие исторические корни, общие принципы формирования); в) общность основных источников (форм) права (например, в странах континентальной Европы основным источником права является нормативно-правовой акт, в США и Великобритании – судебный прецедент, в странах Африки велика роль обычая и т.д.); 3) сходство структуры (это выражается в выделении одних и тех же отраслей и институтов законодательства, в определенном соотношении публичного и частного права (если такое деление вообще признается)); 4) общность принципов и методов правового регулирования общественных отношений определенных видов (в данном случае имеются в виду как общие принципы права (например, равенство перед законом), так и типы регулирования и их соотношение); 5) единство юридической терминологии и в то же время ее некоторое отличие от терминологии других правовых семей (например, в странах общего права используется понятие траста, которое не получило распространение в государствах других правовых семей); 6) сходство юридической техники и техники систематизации законодательства (в частности, в данном контексте специфическими особенностями английского права являются отсутствие кодексов, техника двойных наименований законов – кратких и полных и т.п.).
К классификации правовых семей существуют различные подходы. Так, в частности, выделяются такие их виды, как: романо-германская семья (или семья континентального права), англосаксонская (или англо-американская) семья, семья социалистического права, скандинавская семья, латиноамериканская семья, правовая семья общего права, мусульманская семья, индусская семья, семья обычного (традиционного) права, дальневосточная семья и др. (некоторые из них, о чем будет сказано чуть ниже, можно отнести не к самостоятельному типу правовой семьи, а к типу группы правовых систем).
Правовые семьи подразделяются на группы правовых систем (группа правовых систем – это совокупность национальных правовых систем ряда стран, отличающихся качественным своеобразием и составляющих часть той или иной правовой семьи). Качественное своеобразие группе правовых систем могут придать конкретные условия: геополитические и климатические, национально-культурные, духовно-религиозные, историко-эволюционные, социально-экономические, специфические, юридические и др. Например, в рамках отдельных правовых семей можно выделить следующие группы правовых систем:
- внутри англосаксонской правовой семьи можно выделить группу английского права (Англия, Северная Ирландия, Австралия и др.) и американского права (США);
- внутри романо-германской правовой семьи можно выделить группы романского права (Италия, Франция и др.), германского права (Германия, Австрия и др.) и развивающихся стран – их бывших колоний;
- в рамках семьи социалистического права отличались своеобразием восточно-европейские страны (Польша, Венгрия и др.), страны Юго-Восточной Азии (Китай, Вьетнам) и страны третьего мира, избиравшие путь социалистического развития. В настоящее время национальные правовые системы части стран бывшего социалистического лагеря можно отнести к группе переходных правовых систем;
- в пределах семьи религиозно-традиционного права следует различать группы мусульманского, индусского, иудейского права.
Национальные правовые системы, группы правовых систем и правовые семьи составляют в глобальном масштабе мировое правовое сообщество.
Характеристика основных правовых семей.
Англосаксонская правовая семья (семья общего права) - это совокупность правовых систем Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и других стран. Ее отличительной чертой считается то, что главным источником права выступает судебный прецедент (так, в Англии насчитывается более 500 тысяч прецедентов), а основными творцами права являются судьи. Английское право считается традиционным, оно не знало обновления на базе римского права, что характерно для романо-германской семьи. Основы общего права были заложены в Англии после норманнского завоевания в процессе деятельности королевских судов. Ее особенности: индивидуальный (казуистический) характер юридических прецедентов; приоритет прав человека (защищаемых судом); главенствующая роль процессуального (доказательственного) права, оказывающего влияние на право материальное; отсутствие четкого разделения на право частное и публичное (его заменяет деление на общее право и право справедливости); отсутствие, как правило, отраслевых кодексов и четкого деления права на отрасли. Правовая система США имеет, в отличие от правовой системы Англии, свои особенности: правовая система здесь формировалась под влиянием не только английского права, но и испанского, французского, голландского; наличие единой писаной конституции; федеративный характер правовой системы (в США сегодня существует 51 система права: 50 – в штатах, одна – федеральная; штаты в пределах своей компетенции создают свое законодательство, свою систему прецедентного права); большее значение законов (чем в Англии); наличие ряда отраслевых кодексов (например, Единообразный торговый кодекс США 1962 г.).
Романо-германская (континентальная) правовая семья - это совокупность правовых систем континентальной Европы, Северной Африки, Южной Америки, Японии, России и др. Ее отличительная особенность – основным источником права является нормативно-правовой акт, которые составляют единую иерархическую систему нормативно-правовых актов. Основой возникновения данной правовой семьи послужило римское право. Особенности романо-германской правовой семьи: нормативно-правовой акт является основным источником права; нормативно-правовые акты составляют иерархическую систему, во главе которой стоит конституция (основной закон) – документ высшей юридической силы, принимаемый обычно парламентом или народом на референдуме (либо издаваемый монархом); система права делится на частное и публичное право, те, в свою очередь, на специализированные отрасли права (например, гражданское, уголовное, семейное, конституционное, трудовое и др.); во главе отрасли права, как правило, находится кодекс; главными творцами права являются законодатели, а не судьи; большое значение имеют подзаконные акты (указы, положения, инструкции и т.д.), а также доктрина (теория) права; судьи являются не создателями права, а его применителями.
Семья мусульманского (религиозного)[11] права - это совокупность правовых систем стран, где сильное влияние имеет исламская религия – Ирана, Саудовской Аравии, Ирака, Пакистана, некоторых других стран. Ее особенности: основными источниками права являются Коран (священная книга), Сунна (традиции, связанные с пророком Мухаммедом), Иджма (единое соглашение мусульманского сообщества), Кияс (суждение по аналогии); в ряде мусульманских стран имеет место дуализм правовой системы (сосуществование кодифицированного права и исламских религиозно-нравственных принципов); признание божественного происхождения права, а следовательно, его обязательности и нерушимости (собственно правом считается воля аллаха, бога, изложенное в священных книгах); переплетение юридических норм с религиозными, философскими, нравственными корнями, а также обычаями; вторичное значение нормативно-правовых актов; незначительная роль судебной практики; большой авторитет доктрин (произведений ученых-юристов и мусульманских деятелей; непосредственность применения права, небольшое значение процесса и слабый формализм; приоритет не прав и свобод человека, а обязанностей и соблюдения запретов; архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации; обычаи не входят в –мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник; развитие системы мусульманского права прекратилась в Х в., когда отпала возможность его толкования. Мусульманское право является самым распространенным видом религиозного права.
Семья традиционного (обычного) права – наиболее архаичная из существующих правовых семей. Главная особенность ее в том, что основным источником права является обычай (традиция). Подобные правовые системы сохранились в ряде государств Африки: на территории проживания находящихся в догосударственном состоянии племен Южной Америки, Индонезии и Папуа-Новой Гвинеи, на островах Океании. Особенности этой правовой семьи: неписаный (некодифицированный) характер права; основу обычаев составляют моральные, философские, юридические нормы, а также мифология; сосуществование отдельно друг от друга «цивилизованной» правовой системы и традиционной (Индонезия, Бразилия), признание государством за племенами, не интегрированными в государственную жизнь, права творить правосудие, опираясь на свои обычаи; регулирование обычаями, как правило, поведение коллектива, а не отдельного индивидуума; коллективная ответственность группы (племени, семьи) за правонарушение, совершенное ее членом; осуществление правосудия непосредственно потерпевшим либо жрецами, старейшинами, вождями; архаичность многих обычаев; уклон в сторону примирения, а не наказания при незначительных правонарушениях; допускается месть при тяжком преступлении (принцип талиона).