Вопрос 36. Систематизация законодательства
Систематизация законодательства (в широком смысле – систематизация нормативно-правовых актов) – это деятельность по приведению нормативных актов в единую систему (или: это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм).
Благодаря систематизации правовая система упорядочивается, развивается, не отстает от развития общества. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.
Формами систематизации законодательства являются: учет нормативных актов, инкорпорация, консолидация, кодификация.
Учет нормативных актов – это сбор действующих нормативных актов, их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан.
В России учету подлежат: федеральные конституционные законы; федеральные законы; нормативные указы Президента РФ; нормативные акты Правительства РФ; акты федеральных органов исполнительной власти; законы субъектов РФ; акты соответствующих органов исполнительной власти; законы субъектов РФ; акты соответствующих органов местного самоуправления; нормативные разъяснения Верховного Суда РФ; постановления Конституционного Суда РФ.
Основными принципами учета нормативных актов являются:
1. полнота информационного массива, обеспечивающая фиксацию и выдачу всего объема справочной информации, отсутствие пробелов и упущений в информационном массиве;
2. достоверность информации, основанная на использовании официальных источников опубликования нормативных актов, а также на своевременной фиксации внесенных изменений в акты, включенные в информационный фонд;
3. удобство пользования, необходимое для оперативного и качественного поиска нужных сведений о праве.
Наиболее распространенными разновидностями учета являются:
1. журнальный учет[3] (он ведется по хронологическому (нормативные акты регистрируются в журнале по датам их принятия) и алфавитно-предметным (нормативные акты фиксируются по предметным рубрикам, располагаемым по алфавиту, например: аванс, аккредитив, аренда и т.д.) принципам; наиболее удобная форма журнального учета – тематико-предметная (нормативные акты систематизируются по отраслям права);
2. картотечный учет (при картотечном учете его главной формой ведения является создание системы карточек, на которых фиксируются основные реквизиты нормативно-правовых актов (вид акта, его заголовок, дата издания, место его официального опубликования); карточки обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному и предметно-отраслевому принципам; при отмене нормативно-правовых актов, их изменении и дополнении в соответствующие карточки вносятся изменения)[4];
3. поддержание текстов нормативных актов в контрольном состоянии (данная разновидность учета подразумевает внесение изменений и дополнений (обычно методом вклейки нового текста) и иных пометок непосредственно в тексты соответствующих нормативно-правовых актов);
4. автоматизированный учет (он является наиболее удобным и распространенным в настоящее время; в России пользуются популярностью такие информационно-правовые поисковые системы законодательства, как «Консультант-плюс», «Гарант», «Кодекс»; данная форма учета обладает рядом преимуществ: а) в компьютерные системы возможно заложить практически безграничный объем правовой информации; б) справки о законодательства и практике его применения можно получить при автоматизированном учете по любому интересующему абонента вопросу; в) компьютер создает возможность получить юридическую справку максимально быстро и сразу же ее напечатать и оттиражировать в любом количестве).
Инкорпорация – это объединение нормативно-правовых актов определенного уровня в сборники или собрания законодательства без изменения содержания. Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. Наиболее значительными примерами инкорпорации законодательства в России и СССР было создание Свода законов Российской Империи 1832 г. и Собрания законодательства СССР 1960-1970 гг.
Виды инкорпорации (классификация видов инкорпорации осуществляется в зависимости от объема охватываемого нормативного материала и по субъектам осуществления):
1. официальная (упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов (своды законов государства и т.д.); эти сборники законодательства носят официальный характер)[5];
2. полуофициальная (официозная) (это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами, причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание, и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер);
3. неофициальная (создание сборников по инициативе частных лиц, предприятий, учреждений, фирм и др. путем внешней обработки законодательства; официальной формой опубликования она не является, поэтому на нее нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права);
4. генеральная (полная) (инкорпорация всего законодательства: в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта федерации);
5. частная (частичная) (собрания и сборники нормативных актов составляются по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам).
Консолидация – это объединение сходных по предмету регулирования нормативных актов. Особенность ее в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. Консолидация осуществляется компетентными органами государства и является разновидностью правотворчества.
Кодификация – это коренная переработка однородных нормативных актов и создание на их базе нового сводного нормативного акта стабильного содержания для соответствующей отрасли права (например, кодекса) (или: это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, свободного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений). Кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных и других законных полномочий.
Акт, возникший в результате кодификации, имеет ряд признаков: 1) охватывает обширную сферу однородных отношений, являющуюся предметом регулирования данной отрасли права; 2) имеет важное значение для всего общества; 3) стабилен и действует длительное время; 4) значителен по объему; 5) имеет сложную структуру; 6) является единым и внутренне логичным документом. Кроме того, кодификационный акт представляет собой новый нормативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действующих; является свободным актом, т.к. в нем сводятся воедино нормы, находящиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область.
Виды кодификации: 1) всеобщая (принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства); 2) отраслевая (охватывает законодательство той или иной отрасли права, например, гражданский, трудовой, уголовный кодексы и др.); 3) специальная (комплексная) (включает акты той или иной подотрасли, института или однородного комплекса законодательства (налоговый, лесной, таможенный кодексы и т.д.).
Формы кодификационных актов:
- основы законодательства (это акт федерального уровня, который содержит наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения федерации и субъектов, которые развиваются в актах субъектов федерации; в СССР насчитывалось 16 основ законодательства, содержавших в основном базовые отраслевые нормы, которые развивались в республиканских кодексах; такая форма кодификации используется в федеративных государствах);
- кодекс (это сводный акт, подробно регулирующий определенную сферу общественных отношений и подлежащий непосредственному применению; кодекс, как правило, стоит во главе нормативного материала соответствующей отрасли; по структуре кодекс обычно состоит из общей части, которая устанавливает базовые принципы данной отрасли, и особенной части, которая детально регламентирует институты, подинституты регулируемой отрасли права);
- уставы (они определяют правовое положение органов, организаций (например, Центрального банка РФ) либо регламентируют некоторые виды деятельности (воинскую службу и др.; устав – сложный акт, имеющий внутреннюю структуру, однако регулирует не столь важные для всего общества сферы отношений (по сравнению с кодексом));
- положения (они обычно определяют правовой статус отдельного органа, учреждения, предприятия, организации);
- правила (они регулируют определенный род деятельности).