Вопрос 34. формы (источники) права
Понятие формы (источника) права.
В юридической науке источник права — это специальный правовой термин, который обозначает способ, внешнюю форму воплощения и закрепления юридических норм. Он представляет собой единственное место нахождения юридических норм, откуда люди черпают (используют, применяют) эти общеобязательные правила поведения.
Понятие источника права предполагает его анализ с точки зрения внешней формы выражения как способов возведения в закон воли соответствующих политических сил, стоящих у власти, выражающих интересы всего народа или его части.
Иначе говоря, источником права являются официальные действующие государственные документы (законы, указы и др.), в которых закрепляются правовые нормы. Будучи выраженными в этих актах, юридические нормы приобретают формальную определенность и общеобязательный характер, обеспечиваются мерами государственного принуждения.
Виды источников права и их характеристика.
Итак, в зависимости от субъектов правотворческой деятельности в теории права различают следующие основные источники: 1) правовой обычай; 2) юридический прецедент; 3) нормативно-правовой акт; 4) нормативный договор.
Правовой обычай.
Исторически первой формой (источником) права является правовой обычай, под которым понимается санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результате длительного во времени повторения людьми определенных действий и ставшее традицией, т.е. правило, передающееся из поколения в поколение до тех пор, пока не попало в орбиту государственных интересов. Особо следует отметить: государство признает не все обычаи, а только те, что отвечают интересам общества на определенном этапе его развития. Обычай был исторически первым источником права. Вобрав в себя религиозные, моральные иные культурные ценности народа, он передавался им из поколения в поколение. Место обычая в системе источников права в разные эпохи было различным. Однако господствовало обычное право только на ранних этапах развития правовых систем. Первые законы античных и феодальных обществ были по сути сводами обычного права, например, законы Драконта (Афины VII в. до н. э.), Законы XII таблиц (Древний Рим V в. до н. э.) и пр. В настоящее время обычай практически утратил свое значение. Правда, некоторые его нормы — разумеется, в измененном виде — сохранились в гражданском (обычаи делового оборота) и международном (консульские уставы) праве.
Юридический прецедент.
Под юридическим прецедентом понимается письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее нормой, правилом поведения при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем, которому государство придает общеобязательное значение (то есть государственную поддержку). Иначе говоря, юридический прецедент — это следование не общему правилу, установленному нормой права, а норма, сформировавшаяся в результате практики разрешения аналогичных дел. Суть юридического прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение государственного органа (судебного или административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы при последующем решении подобных дел. Прецедентная форма права практикуется в англосаксонской правовой системе (Великобритания, США). В саранах романо-германской правовой (Россия) системы роль судебной практики не выходит за рамки толкования закона, а правотворческая деятельность считается исключительным полномочием законодателя. Общее право в Англии в основном состоит из судебных решений. Там сложилась система правил действия прецедента: а) решения, вынесенные палатой лордов, являются обязательными не только для нее, но и всех иных судов; б) решения, принятые апелляционным судом, обязательны для всех судов, кроме палаты лордов; в) решения, принятые Высшим судом правосудия, обязательны для низших судов.
Нормативно-правовой акт.
Нормативно-правовой акт — это изданный в установленном порядке уполномоченным на то государственным органом акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Иными словами, нормативно-правовой акт — это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Самым главным отличительным признаком нормативно-правового акта является то, что он содержит в себе нормы права. Это позволяет отличать его от индивидуального акта применения права, который рассчитан на однократное применение, относится к персонально определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретных прав и обязанностей (приговор суда по уголовному делу, вынесение выговора).
Все нормативные акты связаны между собой, располагаются в определенной системе, подчинены друг другу или соотносятся друг с другом, обладают юридической силой. Юридическая сила является особым свойством нормативно-правового акта. Она определяет его место и роль в системе законодательства, зависит от положения и полномочий органа, издавшего акт, словом, устанавливает соотношение одного акта с другими и прямо указывает на иерархию (верховенство или подчиненность) нормативно-правовых актов, где высшей юридической силой обладают законы.
Виды нормативно-правовых актов:
Существенное значение имеет классификация нормативно-правовых актов по их юридической силе и субъектам государственного правотворчества. По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
Закон — это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом законодательном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов РФ процессе законотворческой деятельности либо в результате референдума. Процедура принятия закона предусмотрена в Конституции, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроекта, порядок подписания и опубликования. Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа. Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых актов в силу обладания высшей юридической силой, что является отражением его верховенства в этой системе. Все остальные акты должны исходить из закона и не могут ему противоречить. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
Подзаконный нормативно-правовой акт — это акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему. Он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям. Как правило, все подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти.
Нормативный договор.
В качестве самостоятельной формы (источника права) можно рассматривать и нормативный договор. Хотя у него много общих черт с нормативно-правовым актом, его специфическое положение состоит в том, что на его основе формируются остальные нормативно-правовые акты. Например, Договор об образовании СССР, заключенный 30 декабря 1922 г. Изменение общественно-политической ситуации после декабря 1991 г., связанное с распадом СССР, привело к тому, что нормативный договор как форма (источник) права претендует на большую роль в системе форм права в силу необходимости подписания соответствующих соглашений между субъектами федерации, а также заключения нормативных договоров между федеральными органами и субъектами федерации. Основным отличием договора от нормативно-правового акта является способ издания: если нормативно-правовой акт – это односторонний акт, веление; то в договоре участвуют как минимум две стороны.
Религиозные нормы.
В арабских и некоторых других странах источником права остаются мусульманские религиозные воззрения, выражаемые в виде догм, уточняющие, во что мусульманин должен верить, и предписывающие верующим, что они должны и чего не должны делать. Шариат (в переводе «путь следования») составляет то, что называют мусульманским правом, который указывает как нужно вести себя в соответствии с религией. В основе мусульманского права лежат четыре источника: а) священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету; б) Сунна — сборник традиционных правил, содержащий высказывания Магомета, воспроизведенные рядом посредников; в) Иджма — конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых; г) Кияс — рассуждения по аналогии о тех явлениях, которые не охватываются предыдущим толкованием трех первых источников.
Правда, в последнее время в этих странах все более широко используются такие традиционные источники права, как правовой обычай и нормативно-правовой акт.
В современных условиях общеисторической закономерностью является тенденция возрастания роли письменных источников права, причем в первую очередь — нормативно-правовых актов, наиболее полно отражающих глубинные процессы, происходящие в государственно-правовой надстройке, что в целом приводит к нивелировке, определенной унификации различных правовых систем, существующих в мире.