Вопрос 29. Право в системе социальных норм
Социальные нормы – это правила поведения людей в обществе (или: социальные нормы – это такие нормы или правила поведения, которые регулируют отношения между индивидами, между индивидами и социальными группами, между индивидами и обществом). Как отмечал Шершеневич, «где есть общество, там должны быть и правовые общежития, или социальные нормы; социальные нормы определяют поведение человека в обществе, а следовательно, отношение человека к другим людям».
Кроме социальных норм в обществе действуют и технические нормы. Они определяют отношение людей к различным средствам производства, орудиям труда, к природе, к животному миру (например, нормы выработки на производстве, правила эксплуатации с/х машин или любой иной техники, всевозможные технические и технологические стандарты. Ряд технических норм закрепляется в нормативно-правовых актах, приобретая тем самым юридическую силу. Обычно они называются технико-правовыми нормами. Это правила противопожарной безопасности, эксплуатации различных видов транспорта, энергетики, госстанадарты и т.д.
Виды социальных норм.
Социальные нормы представляют собой систему, в которую наряду с нормами права, которые регулируют наиболее важные общественные отношения, входят:
1. нормы морали (нормы морали (нравственности) – это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением));
2. обычаи (обычаи – это правила поведения, которые сложились исторически, на протяжении жизни многих поколений и вошли в привычку в результате многократного повторения);
3. традиции (традиции возникают на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом (например, застолье как форма празднования определенных памятных дат));
4. политические нормы (они регулируют отношения классов, сословий, наций, политических партий и других общественных объединений, направлены на завоевание, удержание и использование государственной власти);
5. деловые обыкновения (они складываются в производственной, научной, учебной деятельности людей и направлены на повышение ее эффективности);
6. религиозные нормы (это правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих, регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов и т.д.);
7. нормы общественных объединений (корпоративные нормы) (они регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ (молодежные, женские, творческие, научные, культурно-просветительские, спортивно-оздоровительные и другие объединения), порядок их создания и функционирования (структура, порядок управления, полномочия органов объединения, размер членских взносов и т.д.), а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями).
Общее в социальных нормах заключается в том, что они имеют общее содержание, нормативность, воздействуют на общественные отношения единым масштабом, мерой, правилами поведения; регулируют отношения в обществе.
Основные различия между правовыми и неправовыми нормами выражаются в следующем:
1. в характере отношений, на которые накладываются правовые и неправовые социальные нормы (нормы права закрепляют прежде всего основные, жизненно важные для всего общества, государства и всех граждан общественные отношения; неправовые же социальные нормы, опосредуя зачастую собой эти отношения, все же большей частью регулируют весь остальной круг общественных отношений – межличностные, межгрупповые и др);
2. в порядке и способе установления правовых и неправовых норм (неправовые нормы возникают в результате нормотворческой деятельности политических партий, различных общественных объединений и организаций или же складываются (как, например, нормы морали, обычаи) в процессе самой общественной жизни, общественной практики, а также в быту. В отличие от них нормы права, как известно, содержатся в актах, устанавливаемых или санкционируемых государством, а точнее уполномоченными на то государственными органами);
3. по формам и способам выражения правовых и неправовых норм (если нормы права всегда содержатся в конкретных правовых актах и излагаются в письменной форме, то неправовые нормы, как правило (кроме норм, содержащихся в актах – решениях партийных органов или в актах общественных организаций), не облекаются в такие формы. Неправовые социальные нормы содержатся в основном лишь в сознании людей и передаются, как правило, в устной форме из поколения в поколение);
4. по формам и средствам обеспечения правовых и неправовых норм (основными формами и средствами обеспечения норм права, кроме материальных, организационных и иных форм и средств, которые свойственны и неправовым нормам, являются такие специфические средства, как юридические. Они могут выражаться, например, в указаниях на санкции, применяемые к нарушителям норм уголовного или других отраслей права, в обеспечении свободы выбора той или иной модели поведения участниками гражданско-правовых и иных правоотношений);
5. по характеру и степени определенности мер воздействия, применяемых в случае нарушения содержащихся в социальных нормах велений (в случае нарушения неправовых социальных норм следуют меры общественного воздействия, причем эти меры не всегда строго определены. При нарушении норм права не исключается применение мер общественного воздействия (общественное осуждение, партийное или профсоюзное взыскание и др.), но на первом плане стоят, имеют решающее значение все же меры государственного принуждения).
Вопрос 30. Право и мораль
Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Как уже отмечалось, нормы морали (нравственности) – это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.
Нормы права и нормы морали отличаются друг от друга следующим:
1. по происхождению: нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в законную силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия;
2. по форме выражения: нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. Правовые же нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях);
3. по способу охраны от нарушений: нормы морали и нормы права в правовом гражданском обществе в подавляющем большинстве случаев соблюдаются на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Такие способы вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения же правовых норм применяются еще и меры государственного принуждения;
4. по степени детализации: нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным). Правовые же нормы представляют собой детализированные по сравнению с моральными нормами, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений.
Нормы права и нормы морали органически взаимодействуют между собой. Они взаимообуславливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. То есть, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества. Точная реализация правовых норм означает одновременно воплощение в общественную жизнь требований морали. В свою очередь, нормы морали оказывают активное влияние на создание и реализацию правовых норм. Требования общественной нравственности всемерно должны учитываться нормотворческими государственными органами при создании правовых норм. Особо важную роль моральные нормы играют в процессе правоприменения компетентными государственными органами при решении конкретных юридических дел. Так, правильное юридическое решение судом вопросов об оскорблении личности, хулиганстве и других во многом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе. Моральные установления оказывают благотворное воздействие на точную и полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка. Нарушение правовой нормы вызывает естественное моральное осуждение со стороны нравственно зрелых членов общества. Обязанность соблюдать нормы права есть моральный долг всех граждан правового государства. Таким образом, право активно содействует утверждению прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования.
Вопрос 31. Право и закон
Проблема соотношения права и закона имеет многовековую историю. Ее суть сводится к тому, что существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые и необходимо считать правовыми законами. Здесь право и закон совпадают. Но есть и такие законы, которые не отвечают правовым критериям и, значит, с правом не совпадают. То есть здесь мы видим столкновение двух подходов:
1. государство является единственным и исключительным источником права, все то, о чем говорит государство через свои законы, - это и есть право;
2. право как регулятор общественных отношений считается, по меньшей мере, относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, например, в качестве надысторичного естественного права или в качестве права общественного, социально-исторически обусловленного, рождающегося в объективных общественных отношениях.
Каков же критерий правовых законов? Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие нельзя? Наконец, какие существуют объективные основания для отнесения одних законов к разряду правовых, а других – к разряду неправовых? Что делает одни законы правовыми, а другие - неправовыми?
На эти вопросы удовлетворительный ответ не найден до сих пор. Учеными – юристами и философами предлагались различные основания – критерии для разграничения права и закона, правовых законов и неправовых законов. Но споры продолжаются. Еще в конце XIX – начале XX вв. в отечественной и зарубежной литературе в качестве критерия предлагалась «общая воля», то есть воля всего общества, нации или народа (правовыми следовало считать только такие законы и иные нормативно-правовые акты, которые адекватно отражают эту волю, все же остальные – неправовые). В более поздний период (вплоть до настоящего времени) выдвигаются другие критерии – это такие, как справедливость, добро, гуманность, зло и др. Право при этом определяется не иначе как «нормативно закрепленная справедливость». Иногда в тех же целях используется и категория «правовой идеал».
Хропанюк В.Н. считает, что правовой закон характеризуется следующими признаками: 1) правовой закон есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей; 2) правовой закон воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости (то есть требования закона в одинаковой мере распространяются на государственную власть и граждан государства); 3) правовой закон учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за –пределами правового равенства (больных, престарелых, безработных); 4) правовой закон – это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права (то есть законодатель не создает содержания права, он только формулирует его в нормах, отражая объективные потребности развития общества); 5) правовой закон – антипод произволу (реальная жизнь правового закона возможна только в условиях правового государства).
Нерсесянц В.С. естественноправовой вариант различения и соотношения права и закона усматривает в конституционной концепции правопонимания, согласно которой исходное правовое начало представлено в правах и свободах человека. По его мнению, конституционные положения о правах и свободах человека являются наиболее важным и в конечном счете единственным настоящим критерием наличия или отсутствия, соблюдения или отрицания права вообще, критерием правового характера действующего законодательства (законов и других источников «позитивного права»), правового типа организации и деятельности различных государственных властей и государства в целом. Согласно статье 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Положения этой статьи опосредуют правовой характер принимаемых законов. А статья 55 Конституции РФ устанавливает своего рода запрет на издание неправовых законов, провозглашая, что «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».
В связи с этим представляется, что главный критерий закона, претендующего называться правовым, - это его соответствие интересам обеспечения прав и свобод человека и гражданина, содействие реализации жизненно важных интересов и потребностей личности, адекватное отражение ценностного потенциала действующей демократической Конституции. В вопросе о соотношении права и правового закона само право должно рассматриваться не в формально-нормативном смысле, не как творение государства, а как общесоциальная, общечеловеческая ценность, как основа нормального функционирования гражданского общества и правового государства. Вне такого измерения права, его соотношение с законом утрачивает всякую значимость, поскольку правовой закон здесь не подразумевается. Правовой закон должен рассматриваться в качестве необходимой социальной ценности и отвечать требованиям права как общесоциальной (общечеловеческой) ценности, что и обусловливает естественное соотношение между ними, закладывает надежные основы для эффективного упорядочения и развития важнейших сторон общественной жизни.