Вопрос 26. Основные концепции правопонимания
Типология правопонимания.
Для юриспруденции как науки о праве и государстве исходное и определяющее значение имеет лежащий в ее основе тот или иной тип понимания (и понятия) права. Именно тип правопонимания определяет принцип и образец юридического познания, собственно научно-правовое содержание, предмет и метод соответствующей концепции юриспруденции. Это обусловлено научно-познавательным статусом и значением понятия в рамках любой (в том числе и юридической) последовательной, систематически обоснованной, развитой и организованной теории.
Типы правопонимания: 1) юридический и 2) легистский.
Согласно легистскому подходу, под правом имеется ввиду продукт государства (его власти, воли, усмотрения, произвола), право – приказ (принудительное установление, правило, норма, акт) официальной (государственной) власти, и только это есть право. Здесь право сводится к принудительно-властным установлениям, к формальным источникам так называемого позитивного права (законам, указам, постановлениям, обычному праву, судебному прецеденту и т.д.), то есть к тому, что официально наделено в данное время и в данном месте законной (властно-принудительной) силой. Легистское (позитивистское) правопонимание присуще разного рода авторитарным, деспотическим, диктаторским, тоталитарным подходам к праву.
Для юридического типа правопонимания характерна та или иная версия различения права и закона (позитивного права). При этом под правом (в той или иной форме) имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола законоустанавливающей (государственной) власти, то есть определенное, отличное от других социальное явление (особый социальный регулятор и т.д.) со своей объективной природой и спецификой, своей сущностью и т.д.
Подходами юридического типа являются:
- естественно-правовой подход (исходит из признания естественного права, которое противопоставляется праву позитивному).
- либертарно-юридический подход (исходит из различения права и закона (позитивного права) и под правом (в его различении и соотношении с законом) имеет в виду не естественное право, а бытие и нормативное выражение (конкретизацию) принципа формального равенства (как сущности и отличительного принципа права). При этом принцип формального равенства трактуется и раскрывается в рамках данного подхода как единство трех основных компонентов правовой формы (права как формы отношений): 1) абстрактно-формальной всеобщности нормы и меры равенства (равной для всех нормы и меры); 2) свободы и 3) справедливости.
Теории и школы права.
Теория естественного права получила распространение в XVII-XVIII вв., хотя зачатки идей естественного права зародились еще в античности: так, софисты различали природный закон (фюсис) и полисные законы (номос), считая последние несовершенным, искусственным образованием; римские юристы наряду с «цивильным правом» и «правом народов» выделяли «естественное право»; в средние века естественное право выводилось из божественной воли. В XVII-XVIII вв. ее главными авторами были Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев. Суть теории естественного права состоит в следующем: право и закон – не одно и то же; законы (писаное, «позитивное» право) созданы законодателями (людьми) и приняты государственными органами; право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер; право – совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость); фактически право и мораль едины; не всегда законы (позитивное право) соответствуют естественному праву; по своему содержанию позитивное право должно в максимальной степени соответствовать естественному праву как идеалу, образцу; права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя (т.е. источник прав человека усматривается не в государстве и не в законе, а в самой человеческой природе). Достоинства теории: её прогрессивность; признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод (провозглашение прав человека естественными является препятствием для административного произвола); допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (т.е. нормам справедливости) и поэтому их нужно приводить в соответствие с правом как выражением справедливости, свободы, равенства, разума. Основные недостатки теории: прямое отождествление права и морали; противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, т.е. конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей; преувеличение роли неписаного права; различное понимание людьми идей справедливости.
Историческая школа права сложилась в конце XVIII – начале XIX в. Ее основоположники – Г. Гуго, Г.Ф. Пухта, Ф.К. Савиньи – австрийские и немецкие ученые. Суть теории: право рассматривается как выражение народного духа; право возникает само по себе и формируется постепенно (подобно языку и нравам) (то есть право на соотворяется, а обнаруживается в ходе развития конкретного народа, задача юриста состоит в том, чтобы облекать в юридическую форму то, что уже существует в народном духе, законодательная деятельность в этом процессе является лишь финальной стадией); основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи; официальные законы являются юридическим оформлением (оболочкой) уже сложившихся обычаев; право является выражением особенностей национального характера, поэтому оно неприменимо к другим народам, как и язык (на этой основе историческая школа отрицала возможность существования единого для всех народов права, призывала изучать юридические институты в контексте их конкретного времени, а не с точки зрения всеобщих или абстрактных принципов); знания о развитии права необходимо получать на основе изучения истории. Достоинства теории: обычай действительно предшествовал появлению права; принимая законы, законодатель должен учитывать сложившиеся общественные отношения; теория обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности страны и эпохи, на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворчестве. Главным недостатком теории является ее обращенность в прошлое, непризнание естественной природы прав человека, отрицание за юристами какой-либо творческой роли в формировании права.
Нормативистская теория права (юридический нормативизм) получила распространение в первой трети ХХ в. Ее авторами считаются Г. Кельзен – австрийский политик и правовед; Штаммер – немецкий юрист и социолог; Новгородцев – русский ученый-правовед. Суть теории: право старше государства (оно возникло еще в первобытную эпоху, когда общество определило круг случаев, когда разрешено применение насилия одних людей по отношению к другим, в дальнейшем такое правовое общество перерастает в государство, где функции принуждения осуществляются уже централизованным путем, т.е. специально созданными органами); отождествляется государство и право (государство понимается как правопорядок, любое государство является правовым); право является пирамидой догм; во главе данной пирамиды стоит «суверенная норма», определяющая смысл остальных норм (конституция); каждая норма в данной иерархии черпает юридическую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суверенной нормы; сила права зависит от разумности построения всей иерархической правовой системы; право «живет» только в кодифицированных юридических нормах, т.е. не может быть права вне норм (например, естественного); право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью, т.е. «в чистом виде». К достоинствам теории можно отнести: признание необходимости структурирования правовой системы, т.е. построения ее в виде иерархии – от индивидуальных актов до суверенной нормы высшей юридической силы; идея о суверенной норме – фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему; признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от философии, морали и т.д. Главный недостаток теории – повышенное внимание к формальной стороне права.
Психологическая теория права сформировалась в первой половине ХХ в. Ее авторами были Л.И. Петражицкий, З. Фрейд, Г. Тард, Росе, Рейснер. Основные положения теории: причины появления права коренятся в психике людей (именно она является фактором, определяющим развитие общества, его морали, права, государства); субъективные права возникли из чувства правомочия на что-либо; юридические обязанности произошли от психологического чувства обязанности сделать что-либо; право делится на интуитивное (исходящее из личных переживаний) и позитивное (установленное государством); истинным правом является именно право интуитивное, так как именно оно побуждает человека к самостоятельным и волевым действиям. Достоинства теории: признание психологического элемента в возникновении и функционировании права; интуитивное право имеет много общего с правосознанием; было обращено внимание на роль правосознания в правовом регулировании. Основные недостатки теории: недостаточный учет других факторов (кроме психологических) – социально-экономических, политических и т.д., от которых зависит природа права; объявление интуитивного права (фактически правосознания) действительным правом.
Социологическая теория права сформировалась в ХХ в. Ее авторами считаются Э. Эрлих, Г. Канторович, Муромцев. Суть социологической теории: право и закон нетождественны между собой; закон – это писаное право; право – реализация закона (то есть правопорядок, юридическая практика, правоприменение); право следует искать не в застывших нормах, а в самой общественной жизни; человеческая судьба определяется не человеческими установлениями, а внутренним порядком человеческих ассоциаций (семья, церковь, корпорации), внутренний строй человеческих ассоциаций, составляющий «живое право» не только предшествует по времени юридическим положениям, но и представляет собой базисную форму права; государство является лишь одним из видов ассоциаций, поэтому многие правовые нормы не находят выражения в установлениях государства; задача юриспруденции состоит в смягчении напряженности, существующей между живым правом и правом, исходящим от государства. Теория прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понимания правопорядка; теория говорит о социальной обусловленности права. Недостаток теории в том, что фактически отождествляются право и правопорядок, что все общественные отношения рассматриваются как правовые.
Марксистская теория права зародилась во второй половине XIX – начале ХХ в. и являлась господствующей в СССР и ряде социалистических государств вплоть до конца 80-х гг. ХХ в. Основоположники данной теории: К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин. Суть теории: в основе теории лежит классовый подход; право – это возведенная в закон воля правящего класса; право отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников; право устанавливается и охраняется государством. Достоинство теории: подведение экономического базиса под вопрос изучения права, трезвая оценка роли государства и государственной элиты в создании права. Недостаток теории: преувеличение роли классовых антагонизмов (противоречий), недооценка интегрирующей функции права (или средства решения противоречий в обществе).
В числе иных подходов к пониманию права можно также назвать реалистическую школу права (прагматический позитивизм), как разновидность юридического позитивизма; теорию солидаризма и др.