Вопрос 13. Понятие политического режима. Тоталитарный политический режим
Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим - важнейшая составная политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов). Политика является «полем» взаимодействия человека и государства.
Политический режим – это совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления политической власти (или - это цели и правила политического взаимодействия). К структурным элементам политического режима также относятся:
· ценности (жизненно важные, желаемые цели и события);
· нормы (правила, на основе которых организуется жизнь государства, взаимодействие граждан). При этом нормы могут быть обычными (формироваться постепенно, как бы сами собой по мере накопления политического и исторического опыта и передаваться от поколения к поколению) и легальными (специально установленными государством и зафиксированными в официальных документах (конституциях, кодексах, уставах и т.д.);
· авторитет (желание и способность граждан действовать в рамках принятых правил и ценностей, подчиняться системе действующей государственной власти).
От содержания и соотношения вышеназванных компонентов зависят типы (виды) политических режимов, которые можно условно разделить на режимы демократические и режимы недемократические (тоталитарные и авторитарные).
Тоталитарный политический режим.
Большим разнообразием в подходах отличается классификация видов антидемократических режимов. Среди отдельных самостоятельных видов антидемократических режимов современности авторы выделяют такие, как авторитарный, тоталитарный, расистский, фашистский (при этом указывается, что фашизм - это крайняя, наиболее опасная форма авторитарного режима), террористический, элитарный, охлократический, автократический, режим рабоче-крестьянской диктатуры и т.д. На наш взгляд, все это многообразие можно свести к двум его основным видам – авторитаризму и тоталитаризму. Все остальные будут производными либо от тоталитарного режима, либо от авторитарного, и выступать как из разновидности (типы, формы). Между тоталитаризмом и авторитаризмом, несомненно, много общего, но в то же время есть и существенные различия, что позволяет нам рассматривать их именно как два существенно различающихся друг от друга вида антидемократического режима. Основные различия между ними можно свести к следующему:
· авторитаризм большинством (или значительной частью) населения воспринимается как нелегитимный режим, в то время как легитимность тоталитаризма большинством не оспаривается;
· авторитаризм устанавливается вопреки мнению большинства, или, по крайней мере, без его поддержки и согласия; тоталитаризм же устанавливается при самом активном участии масс (именно поэтому тоталитаризм зачастую называют «диктатурой массовых движений»);
· при авторитаризме государство и гражданское общество разделены, государство не очень интенсивно вмешивается в жизнь гражданского общества, хотя и держит его под жестким контролем; гражданское общество в определенной степени остается автономным, хотя и не способно оказывать серьезное воздействие на государство. При тоталитаризме гражданское общество целенаправленно этатизируется (огосударствляется);
· при авторитаризме политическая власть, предоставляя человеку определенные возможности самореализации в гражданском обществе, препятствует активной самостоятельной политической деятельности граждан, вследствие чего для авторитаризма характерен политический абсентеизм. При тоталитаризме, вследствие предельной политизации и идеологизации всей жизнедеятельности людей, они не могут оставаться в стороне от политической жизни, да и сам политический режим перманентно пытается держать людей в состоянии политической напряженности; политический абсентеизм не только не приветствуется, как при авторитаризме, но и рассматривается как большое зло, как проявление нелояльности режиму.
· при авторитаризме между политическим лидером и народом существует непреодолимая дистанция: узурпатор и народ. Тоталитарный же вождь и народ – неразрывная органическая целостность, тоталитарный вождь, как правило, любимец толпы, массы; культ вождя – характернейшая черта тоталитаризма.
Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, цельность) и «totalis» (весь, полный, целый). Впервые он был введен в употребление окружением Муссолини и употреблялся итальянскими либералами (Д. Амендола и П. Габетти) для обозначения фашистской диктатуры, установленной в Италии осенью 1922 года. Окончательно понятие «тоталитаризм» вошло в широкий политический лексикон после речи Муссолини 22 июля 1925 г., в которой он прославлял «тоталитарное государство». После утверждения гитлеровских порядков в Германии идея тоталитарного государства получила свое дальнейшее развитие в работах таких гитлеровских теоретиков, как К. Шмитт, Э. Форстхофф, Х. Циглер, А. Мюллер и др. В настоящее время термин «тоталитаризм» используется для обозначения одного из видов антидемократического режима, как антипод правового государства.
На сегодняшний день в отечественных гуманитарных науках существует множество определений понятия «тоталитаризм», зависящих как от объективных свойств самого предмета исследования, так и от точки зрения наблюдателя. Из всех имеющихся научных определений тоталитаризма, на наш взгляд, наиболее удачным и содержательным является определение известного российского политолога профессора В.Ф. Халипова. В соответствии с ним: “тоталитаризм – политический режим, система государственной власти, характеризующаяся прямым насилием в процессе управления обществом, отсутствием политического плюрализма, демократических свобод, ограничением политических прав для всего населения”. Это определение и будет использоваться нами как базовое и в дальнейшем, при анализе проблемы “тоталитаризм как политико-правовое явление”, мы будем исходить именно из него.
Основными типами тоталитаризма являются фашистский (правый) и коммунистический (левый).
Основными признаками тоталитаризма, которые, пусть и в неодинаковой мере, но обязательно, присутствуют в любом варианте тоталитарного режима, независимо от его типа и формы, являются следующие:
1. монополия одной партии на власть; отсутствие политического плюрализма; недопущение фракционности внутри правящей (тоталитарной) партии; запрещение деятельности каких-либо партий, кроме той, которая находится у власти. Тоталитарная партия строится по принципу военной организации, со строгой иерархией и соподчиненностью по вертикали ее членов, со своим генералитетом, партийным офицерством и низшим командным составом (партийным унтер-офицерством);
2. слияние высших органов партии и высших органов государственной власти. Лидеры партии становятся одновременно и руководителями государства. Партия превращается в решающий стержневой элемент государственной структуры. Государство выступает в качестве средства реализации партийной программы. Пределов действия политики не существует. Решения, принимаемые на партийных съездах, являются обязательными для государственных органов. Для государственного аппарата характерна чрезвычайная централизация и бюрократизация. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива строго наказывается. Власть формируется на всех уровнях путем назначения сверху. Фактическое упразднение принципа разделения властей. Может действовать представительный государственный орган, но его роль сведена к нулю;
3. господство единственной официальной идеологии (идеологический монизм), которой проникнуты все сферы жизни общества. Отступление от нее расценивается как проявление нелояльности к существующему режиму и жестоко карается. Официальная идеология активно насаждается через СМИ, аппарат пропаганды, навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, нация, раса, класс, клан). Независимая пресса отсутствует. Государство обладает монополией на информацию, СМИ. Официально непризнанные убеждения и инакомыслие преследуются. Идеологический плюрализм не допускается. Существует жесткая цензура. Тоталитарная идеология выступает как мессианская (национальная, классовая); превращается в некоторое подобие государственной религии с особыми догматами, священными книгами, святыми апостолами, со своими богочеловеками (в лице вождей, фюреров, дуче и т.д.), литургией. Государство представляет собой, чуть ли не систему теократического правления, где верховный жрец-идеолог одновременно является и верховным правителем;
4. наличие вождя, харизматического лидера, фактическое положение которого сакрализуется. Вождь объявляется «отцом народа», «спасителем нации», самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающем о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается, вождь вне критики и фактически находится над государством и правом;
5. отсутствие реальных прав и свобод населения, хотя формально они и могут провозглашаться, как это имело место, например, в Конституции СССР 1936 г.;
6. господство одной, государственной, формы собственности. Государство стремится к ограничению, а в идеале и полному устранению, частной собственности, рыночных отношений, конкуренции. Наличие жестко централизованной, планируемой сверху экономики, основывающейся на приказах, применении принудительных мер (трудовая повинность, продразверстка, широкое применение труда репрессированных). Экономика носит мобилизационный характер, подчинена выполнению глобальных задач (победа в войне, индустриализации, восстановлению разрушенного народного хозяйства и т.п.) за счет благосостояния рядовых граждан. Этатизация хозяйственной жизни;
7. массовая поддержка населением тоталитарного режима;
8. стремление режима к полному (тотальному) контролю над обществом и отдельной личностью;
9. всеохватывающая милитаризация общественной жизни, агрессивность во внешней политике. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Агрессия может питаться идеями мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс и армия являются основными опорами тоталитаризма;
10. примат государства над правом; нарушение законности; ликвидация правовых начал в общественной жизни. Понятие права размыто (это и воля фюрера и революционное правосознание); сама политика возводится в ранг права. Право рассматривается только как средство политики государства и партии. Принимаемые законы направлены на оправдание царящего в обществе беззакония, правового беспредела. Независимое демократическое правосудие фактически отсутствует. Место правосудия занимают репрессии, проводимые как в судебном, так и во внесудебном, более упрощенном, порядке. Место правопорядка занимает произвол. В качестве базового «правового» принципа господствует принцип «разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено»;
11. система физического и психологического террора. Террор носит не узконаправленный, узколичный, а именно массовый характер. Он направлен не только против политических противников, политической оппозиции, а, прежде всего, против народа в целом. Террор является формой утверждения тоталитарного господства. Террор распыляет все социальные группы, превращает общество в бесструктурную массу разрозненных индивидов. Террор проводится государством систематически, легально, организованно и непрерывно. Физический террор и страх, используются не только как инструмент уничтожения и запугивания действительных или воображаемых врагов и противников (различного рода «врагов народа», «диверсантов», «вредителей», «изменников Родины» и т.д., на происки которых власть списывает свои ошибки, экономические беды, обнищание населения), но и как нормальный, повседневно используемый инструмент управления массами. Объектом террора может стать практически любой человек, независимо от его заслуг, наград, занимаемой должности. Насилие и террор имеют не только сугубо физическое, но также и интеллектуальное и духовное измерения, материализующиеся в деятельности широкомасштабного пропагандистского аппарата.
Степень проявления обозначенных нами основных признаков тоталитаризма в тех или иных странах, которые мы с полным правом можем отнести к разряду тоталитарных, может быть различной. Так, например, Ю. Игрицкий считает, что гитлеровская Германия не знала полного (тотального) огосударствления экономики, как это было, скажем, в СССР. Однако, оттого, что одни признаки в одних странах проявляются сильнее, а в других – слабее, государства с тоталитарными политическими режимами не теряют своей тоталитарной сути. Кроме того, в них обязательно присутствует и главный критерий тоталитарности, выделенный А.П. Бутенко, это – положение человека в обществе, общее состояние прав и свобод граждан в обществе: «Тоталитаризм налицо там и тогда, где и когда личность, индивид, гражданин, все сферы его жизни и деятельности оказываются под тотальным контролем, где индивид – марионетка власть имущих».
Политические режимы и право.
В зависимости от типа политического режима, существующего в том или ином отдельно взятом обществе, существуют различные модели взаимодействия права и государства:
1. для тоталитарных политических режимов (и соответственно – тоталитарных политических систем) характерны следующие особенности взаимодействия права и государства: как уже указывалось выше – это примат государства над правом; нарушение законности; ликвидация правовых начал в общественной жизни.
2. для демократических правовых режимов (и правовых государств) характерно: источником права является личность; признается, что не государство дает права индивиду, а он сам имеет совокупность изначальных, неотъемлимых от его существования (естественных) прав, и государство, политическая система должны быть построены в соответствии с этими правами и для их защиты. Уважение в обществе к закону, рассмотрение его как основного, доминирующего фактора упорядочения общественных отношений и имеющего своей основой прежде всего более высокий уровень законотворчества, и служащего следствием компетенции законодателей, и максимального учета последствий того или иного акта, и широкого предварительного обсуждения юридических и политических нововведений, и стабильности правовой системы, и законопослушности граждан, понимающих и стремящихся действовать в рамках закона. Именно легальность обеспечивает легитимность политического режима и политической системы (то есть признание населением). Легальность – это нормативность, выражающая в способности оперировать и ограничиваться законами. Именно право является наиболее эффективным механизмом осуществления политической власти. Власть действует только в рамках закона. «Не право нуждается в санкции закона, а государство должно быть санкционировано правом, судимо правом, подчинено праву, растворено в праве» (Н.А. Бердяев). «Диктатура закона» (В. Путин). Закон должен господствовать в обществе. В этом смысле закон сильнее власти. Там, где кончаются законы, начинается произвол, самоуправство. Право – это мощный антитоталитарный фактор. Еще древние римляне заявляли: «Пусть рухнет мир, но восторжествует закон»; «Закон – единственный Бог, которому все обязаны поклоняться»; «Надо быть рабами законов, чтобы стать свободными»; «Государством должен править закон».
В современной литературе указываются три возможных модели во взаимоотношения государства и права: авторитарная, тоталитарная (государство выше права и им не связано); либеральная (право выше государства); прагматическая (государство создает право, но связано им). Третья модель ближе к нынешним российским реалиям.