Тр еб ов а ни я к у р овню о с воения с о д е р ж а ни я д ис ци пл ины

Рабочая программа учебной дисциплины

Латинский язык

Направление подготовки: 030900.62 «Юриспруденция»

2013г.

Автор-составитель: преподаватель гуманитарных дисциплин Мережникова Л.П.

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с Государст- венным образовательным стандартом и учебными планами по специальности Юриспруденция. В нем раскрываются цель и задачи учебной дисциплины, те- матика, содержание и виды учебных занятий, предлагаются перечень контроль- ных вопросов и заданий для самостоятельной работы, тестовые материалы, во- просы к зачету по дисциплине, рекомендуемая основная и дополнительная ли- тература.

Учебно-методический комплекс предназначен для эффективной органи- зации учебного процесса и, в частности, самостоятельной работы студентов.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Латинский язык» составлен в соответствии с требованием (федеральный компонент) к обя- зательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломирован- ного специалиста по циклу «Юриспруденция» государственных образова- тельных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС-3).

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, изу- чающих латинский язык в качестве общеобразовательной гуманитарной дисциплины.

Ц е л и и з а д а ч и д ис ц ипл ин ы

Обучение иностранному языку является составной частью процесса формирования специалиста с высшим образованием.

Вся европейская юриспруденция обязана римскому праву и своими общими принципами, и основополагающими категориями, и действую- щей поныне профессиональной терминологией.

Изучение латинского языка на юридическом факультете связано с изучением специальных дисциплин, в частности, с изучением основ рим- ского права, без чего невозможна фактически подготовка будущих спе- циалистов-правоведов.

Язык римских юристов – это язык завершенных определений, где каждое слово обретает свой точный смысл и полновесность.

Овладев основами латинской грамматики, навыками перевода, не- обходимым лексическим минимумом, студент-юрист будет иметь воз- можность читать со словарем юридические тексты, правовые документы и применять в практической деятельности юридическую терминологию. В политической, научной и художественной литературе часто встречаются ставшие международными латинские выражения и изречения, которые отличаются своей краткостью, содержательностью, остротой, вырази- тельностью и точностью. Поэтому изучение латинского языка позволяет увеличить словарный запас и усовершенствовать культуру речи будущего юриста, повысить его эрудицию. О латинском языке великолепно сказал Юлиан Тувим: «Какой де это мертвый язык, если, не увядая, он пережил тысячелетия».

Курс латинского языка ставит своей целью:

- дать студентам знания теоретических и практических основ латинского языка;

- помочь студентам активно овладеть этими знаниями и успешно приме-

нять их в работе;

- способствовать подготовке широко образованных творческих и крити- чески мыслящих специалистов, владеющих иностранными языками.

ТР ЕБ ОВ А НИ Я К У Р ОВНЮ О С ВОЕНИЯ С О Д Е Р Ж А НИ Я Д ИС ЦИ ПЛ ИНЫ

Студент по окончании изучения дисциплины должен:

а) знать:

1) латинские выражения из учебника «Латинский язык для юристов»,

Л. П. Скорина, Л. П. Чуракова. М, Новое знание, 2006;

2) правила постановки ударения;

3) латинские названия грамматических категорий имени существи- тельного (род, число, падеж);

4) структуру словарной формы имени существительного;

5) модели словарной формы существительных I, II, III, IV, V скл.;

6) определение основы имени существительного;

7) определение склонения имени существительного. Признаки I-V скл;

8) определение рода существительного;

9) определение типов существительных III скл.;

10) структуру словарной формы имени прилагательного;

11) модели словарной формы прилагательных I группы;

12) модели словарной формы прилагательных II группы;

13) определение основы имени прилагательного;

14) склонение прилагательных I группы;

15) склонение прилагательных II группы;

16) степени сравнения прилагательных. Образование сравнительной и превосходной степеней сравнения;

17) словарную форму и склонение прилагательных в сравнительной степени;

18) словарную форму и склонение прилагательных в превосходной степени;

19) неправильные степени сравнения прилагательных;

20) количественные числительные от 1 до 10;

Словарная форма, склонение, перевод на русский язык;

22) образование страдательного причастия прошедшего времени.

Словарная форма, склонение, перевод на русский язык.

23) образование герундия. Склонение, перевод на русский язык;

24) образование герундива. Словарная форма, склонение, перевод на русский язык;

25) словарную форму указательных местоимений. Общая характери- стика склонения;

26) словарную форму и склонение относительного местоимения;

27) словарную форму глагола;

28) определение спряжения глагола. Признаки I-IV спряжений;

29) определение основ глагола (настоящего времени, префекта, супи- на);

30) личные окончания глагола в действительном залоге;

31) личные окончания глагола в страдательном залоге;

32) спряжения глагола esse в настоящем времени изъявительного на- клонения;

33) предлоги и их управление.

б) уметь:

1) читать незнакомые латинские слова и выражения;

2) склонять существительные, прилагательные, причастия, герундий, герундив, притяжательные местоимения, порядковые числитель-

ные;

3) согласовывать прилагательные с существительными;

4) определять грамматические формы (род, число, падеж) существи- тельных, прилагательных, причастий, герундия, герундива;

5) спрягать глаголы в настоящем времени изъявительного наклонения;

6) определять грамматические формы глагола (лицо, число, залог) в настоящем времени изъявительного наклонения;

7) переводить со словарем и грамматическими таблицами предложе- ния с латинского на русский язык;

8) ч ит а т ь ч ис л а , з а п ис а нные р им с к им и циф р а м и.

Специальность: юриспруденция

Виды занятий (очная форма/ заочная форма) Всего часов
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия  
Практические занятия
Самостоятельная работа
Форма итогового контро- ля (зачёт)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Заочное отделение

Срок обучения: 2-й семестр

    Раз- дел     Тема Количество часов   Самостоя- тельная работа   Форма контроля
  Лек- ции   Семи- нары Практ. заня- тия
  I Введение в дисциплину. Роль и значение латинского языка.       0,5    
    II Фонетика. Латинский алфавит. Правила чтения гласных, согласных, бук- восочетания. Правила постановки ударения.         0,5      
    III Морфология. Имя существительное. Словар- ные формы существительных. Определение рода существитель- ных. Пять склонений имен суще- ствительных. Числа и падежи.          
Имя прилагательное. Словарная форма прилагательных. Две группы прилагательных. Степени сравнения прилагательных.              

  Местоимения. Личные, притяжа- тельные, неопределенные, отно- сительные. Местоименные при- лагательные.            
Числительные. Количественные и порядковые. Написание римских числитель- ных.            
Глагол. а) залоги. Наклонения. Система времен. Четыре спряжения глаго- ла. Личные окончания глагола.              
б) система незаконченных времен изъявительного наклонения. На- стоящее время изъявительного наклонения действительного и страдательного залогов.            
    IV в) глаголы esse и posse в незакон- ченных временах изъявительного наклонения.          
г) неопределенная форма глагола настоящего времени действи- тельного и страдательного зало- гов.            
д) причастия настоящего времени действительного залога и про- шедшего времени страдательного залога.            
    V Синтаксис. Основные особенности латинско- го предложения. Употребление предлогов. Союзы.              
  Контрольная работа        
  ИТОГО: (часов)     зачет
  ВСЕГО: (часов)  

Для получения зачета по латинскому языку студент должен выпол- нить и защитить контрольную работу и выучить 25 латинских юридиче- ских выражений из прилагаемого материала.


Наши рекомендации