Тр еб ов а ни я к у р овню о с воения с о д е р ж а ни я д ис ци пл ины
Рабочая программа учебной дисциплины
Латинский язык
Направление подготовки: 030900.62 «Юриспруденция»
2013г.
Автор-составитель: преподаватель гуманитарных дисциплин Мережникова Л.П.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с Государст- венным образовательным стандартом и учебными планами по специальности Юриспруденция. В нем раскрываются цель и задачи учебной дисциплины, те- матика, содержание и виды учебных занятий, предлагаются перечень контроль- ных вопросов и заданий для самостоятельной работы, тестовые материалы, во- просы к зачету по дисциплине, рекомендуемая основная и дополнительная ли- тература.
Учебно-методический комплекс предназначен для эффективной органи- зации учебного процесса и, в частности, самостоятельной работы студентов.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Латинский язык» составлен в соответствии с требованием (федеральный компонент) к обя- зательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломирован- ного специалиста по циклу «Юриспруденция» государственных образова- тельных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС-3).
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, изу- чающих латинский язык в качестве общеобразовательной гуманитарной дисциплины.
Ц е л и и з а д а ч и д ис ц ипл ин ы
Обучение иностранному языку является составной частью процесса формирования специалиста с высшим образованием.
Вся европейская юриспруденция обязана римскому праву и своими общими принципами, и основополагающими категориями, и действую- щей поныне профессиональной терминологией.
Изучение латинского языка на юридическом факультете связано с изучением специальных дисциплин, в частности, с изучением основ рим- ского права, без чего невозможна фактически подготовка будущих спе- циалистов-правоведов.
Язык римских юристов – это язык завершенных определений, где каждое слово обретает свой точный смысл и полновесность.
Овладев основами латинской грамматики, навыками перевода, не- обходимым лексическим минимумом, студент-юрист будет иметь воз- можность читать со словарем юридические тексты, правовые документы и применять в практической деятельности юридическую терминологию. В политической, научной и художественной литературе часто встречаются ставшие международными латинские выражения и изречения, которые отличаются своей краткостью, содержательностью, остротой, вырази- тельностью и точностью. Поэтому изучение латинского языка позволяет увеличить словарный запас и усовершенствовать культуру речи будущего юриста, повысить его эрудицию. О латинском языке великолепно сказал Юлиан Тувим: «Какой де это мертвый язык, если, не увядая, он пережил тысячелетия».
Курс латинского языка ставит своей целью:
- дать студентам знания теоретических и практических основ латинского языка;
- помочь студентам активно овладеть этими знаниями и успешно приме-
нять их в работе;
- способствовать подготовке широко образованных творческих и крити- чески мыслящих специалистов, владеющих иностранными языками.
ТР ЕБ ОВ А НИ Я К У Р ОВНЮ О С ВОЕНИЯ С О Д Е Р Ж А НИ Я Д ИС ЦИ ПЛ ИНЫ
Студент по окончании изучения дисциплины должен:
а) знать:
1) латинские выражения из учебника «Латинский язык для юристов»,
Л. П. Скорина, Л. П. Чуракова. М, Новое знание, 2006;
2) правила постановки ударения;
3) латинские названия грамматических категорий имени существи- тельного (род, число, падеж);
4) структуру словарной формы имени существительного;
5) модели словарной формы существительных I, II, III, IV, V скл.;
6) определение основы имени существительного;
7) определение склонения имени существительного. Признаки I-V скл;
8) определение рода существительного;
9) определение типов существительных III скл.;
10) структуру словарной формы имени прилагательного;
11) модели словарной формы прилагательных I группы;
12) модели словарной формы прилагательных II группы;
13) определение основы имени прилагательного;
14) склонение прилагательных I группы;
15) склонение прилагательных II группы;
16) степени сравнения прилагательных. Образование сравнительной и превосходной степеней сравнения;
17) словарную форму и склонение прилагательных в сравнительной степени;
18) словарную форму и склонение прилагательных в превосходной степени;
19) неправильные степени сравнения прилагательных;
20) количественные числительные от 1 до 10;
Словарная форма, склонение, перевод на русский язык;
22) образование страдательного причастия прошедшего времени.
Словарная форма, склонение, перевод на русский язык.
23) образование герундия. Склонение, перевод на русский язык;
24) образование герундива. Словарная форма, склонение, перевод на русский язык;
25) словарную форму указательных местоимений. Общая характери- стика склонения;
26) словарную форму и склонение относительного местоимения;
27) словарную форму глагола;
28) определение спряжения глагола. Признаки I-IV спряжений;
29) определение основ глагола (настоящего времени, префекта, супи- на);
30) личные окончания глагола в действительном залоге;
31) личные окончания глагола в страдательном залоге;
32) спряжения глагола esse в настоящем времени изъявительного на- клонения;
33) предлоги и их управление.
б) уметь:
1) читать незнакомые латинские слова и выражения;
2) склонять существительные, прилагательные, причастия, герундий, герундив, притяжательные местоимения, порядковые числитель-
ные;
3) согласовывать прилагательные с существительными;
4) определять грамматические формы (род, число, падеж) существи- тельных, прилагательных, причастий, герундия, герундива;
5) спрягать глаголы в настоящем времени изъявительного наклонения;
6) определять грамматические формы глагола (лицо, число, залог) в настоящем времени изъявительного наклонения;
7) переводить со словарем и грамматическими таблицами предложе- ния с латинского на русский язык;
8) ч ит а т ь ч ис л а , з а п ис а нные р им с к им и циф р а м и.
Специальность: юриспруденция
Виды занятий (очная форма/ заочная форма) | Всего часов |
Общая трудоемкость | |
Аудиторные занятия | |
Практические занятия | |
Самостоятельная работа | |
Форма итогового контро- ля (зачёт) |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Заочное отделение
Срок обучения: 2-й семестр
Раз- дел | Тема | Количество часов | Самостоя- тельная работа | Форма контроля | ||
Лек- ции | Семи- нары | Практ. заня- тия | ||||
I | Введение в дисциплину. Роль и значение латинского языка. | 0,5 | ||||
II | Фонетика. Латинский алфавит. Правила чтения гласных, согласных, бук- восочетания. Правила постановки ударения. | 0,5 | ||||
III | Морфология. Имя существительное. Словар- ные формы существительных. Определение рода существитель- ных. Пять склонений имен суще- ствительных. Числа и падежи. | |||||
Имя прилагательное. Словарная форма прилагательных. Две группы прилагательных. Степени сравнения прилагательных. |
Местоимения. Личные, притяжа- тельные, неопределенные, отно- сительные. Местоименные при- лагательные. | ||||||
Числительные. Количественные и порядковые. Написание римских числитель- ных. | ||||||
Глагол. а) залоги. Наклонения. Система времен. Четыре спряжения глаго- ла. Личные окончания глагола. | ||||||
б) система незаконченных времен изъявительного наклонения. На- стоящее время изъявительного наклонения действительного и страдательного залогов. | ||||||
IV | в) глаголы esse и posse в незакон- ченных временах изъявительного наклонения. | |||||
г) неопределенная форма глагола настоящего времени действи- тельного и страдательного зало- гов. | ||||||
д) причастия настоящего времени действительного залога и про- шедшего времени страдательного залога. | ||||||
V | Синтаксис. Основные особенности латинско- го предложения. Употребление предлогов. Союзы. | |||||
Контрольная работа | ||||||
ИТОГО: (часов) | зачет | |||||
ВСЕГО: (часов) |
Для получения зачета по латинскому языку студент должен выпол- нить и защитить контрольную работу и выучить 25 латинских юридиче- ских выражений из прилагаемого материала.