Высшая фаза коммунистического общества

Маркс продолжает:

«... На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет по­рабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд переста­нет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производи­тельные силы и все источники общественного богатства польются полным пото­ком, — лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржу­азного права, и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по спо­собностям, каждому по потребностям»» . Только теперь мы можем оценить всю правильность замечаний Энгельса, когда он

беспощадно издевался над нелепостью соединения слов: «свобода» и «государство».

Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства.

96___________________________ В. И. ЛЕНИН

Экономической основой полного отмирания государства является такое высокое развитие коммунизма, при котором исчезает противоположность умственного и физи­ческого труда, исчезает, следовательно, один из важнейших источников современного общественного неравенства и притом такой источник, которого одним переходом средств производства в общественную собственность, одной экспроприацией капита­листов сразу устранить никак нельзя.

Эта экспроприация даст возможность гигантского развития производительных сил. И, видя, как теперь уже капитализм невероятно задерживает это развитие, как многое можно было бы двинуть вперед на базе современной, уже достигнутой, техники, мы вправе с полнейшей уверенностью сказать, что экспроприация капиталистов неизбежно даст гигантское развитие производительных сил человеческого общества. Но как скоро пойдет это развитие дальше, как скоро дойдет оно до разрыва с разделением труда, до уничтожения противоположности между умственным и физическим трудом, до пре­вращения труда в «первую жизненную потребность», этого мы не знаем и знать не мо­жем.

Поэтому мы и вправе говорить лишь о неизбежном отмирании государства, подчер­кивая длительность этого процесса, его зависимость от быстроты развития высшей фа­зы коммунизма и оставляя совершенно открытым вопрос о сроках или о конкретных формах отмирания, ибо материала для решения таких вопросов нет.

Государство сможет отмереть полностью тогда, когда общество осуществит прави­ло: «каждый по способностям, каждому по потребностям», т. е. когда люди настолько привыкнут к соблюдению основных правил общежития и когда их труд будет настоль­ко производителен, что они добровольно будут трудиться по способностям. «Узкий горизонт буржуазного права», заставляющий высчитывать, с черствостью Шейлока , не переработать бы лишних получаса против другого, не получить бы меньше платы, чем другой, — этот узкий горизонт будет тогда перейден. Распределение продуктов не будет требовать тогда нормировки со сто-




___________________________ ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ__________________________ 97

роны общества количества получаемых каждым продуктов; каждый будет свободно брать «по потребности».

С точки зрения буржуазной легко объявить подобное общественное устройство «чистой утопией» и зубоскалить по поводу того, что социалисты обещают каждому право получать от общества, без всякого контроля за трудом отдельного гражданина, любое количество трюфелей, автомобилей, пианино и т. п. Таким зубоскальством отде­лываются и поныне большинство буржуазных «ученых», которые обнаруживают этим и свое невежество и свою корыстную защиту капитализма.

Невежество, — ибо «обещать», что высшая фаза развития коммунизма наступит, ни одному социалисту в голову не приходило, а предвидение великих социалистов, что она наступит, предполагает и не теперешнюю производительность труда и не теперешнего обывателя, способного «зря» — вроде как бурсаки у Помяловского — портить склады общественного богатства и требовать невозможного.

До тех пор, пока наступит «высшая» фаза коммунизма, социалисты требуют стро­жайшего контроля со стороны общества и со стороны государства над мерой труда и мерой потребления, но только контроль этот должен начаться с экспроприации капи­талистов, с контроля рабочих за капиталистами и проводиться не государством чинов­ников, а государством вооруженных рабочих.

Корыстная защита капитализма буржуазными идеологами (и их прихвостнями вроде гг. Церетели, Черновых и К0) состоит именно в том, что спорами и разговорами о дале­ком будущем они подменяют насущный и злободневный вопрос сегодняшней полити­ки: экспроприацию капиталистов, превращение всех граждан в работников и служащих одного крупного «синдиката», именно: всего государства, и полное подчинение всей работы всего этого синдиката государству действительно демократическому, государ­ству Советов рабочих и солдатских депутатов.

В сущности, когда ученый профессор, а за ним обыватель, а за ним господа Церете­ли и Черновы говорят о безрассудных утопиях, о демагогических обещаниях

98___________________________ В. И. ЛЕНИН

большевиков, о невозможности «введения» социализма, они имеют в виду именно высшую стадию или фазу коммунизма, «вводить» которой никто не только не обещал, но и не помышлял, ибо «ввести» ее вообще нельзя.

И здесь мы подошли к тому вопросу о научном различии между социализмом и коммунизмом, которого коснулся Энгельс в приведенном выше рассуждении его о не­правильности названия «социал-демократы». Политически различие между первой или низшей и высшей фазой коммунизма со временем будет, вероятно, громадно, но те­перь, при капитализме, признавать его было бы смешно и выдвигать его на первый план могли бы разве лишь отдельные анархисты (если еще остались среди анархистов люди, ничему не научившиеся после «плехановского» превращения Кропоткиных, Гра-ва, Корнелиссена и прочих «звезд» анархизма в социал-шовинистов, или в анархо-траншейников, как выразился один из немногих сохранивших честь и совесть анархи­стов Ге).

Но научная разница между социализмом и коммунизмом ясна. То, что обычно назы­вают социализмом, Маркс назвал «первой» или низшей фазой коммунистического об­щества. Поскольку общей собственностью становятся средства производства, постоль­ку слово «коммунизм» и тут применимо, если не забывать, что это не полный комму­низм. Великое значение разъяснений Маркса состоит в том, что он последовательно применяет и здесь материалистическую диалектику, учение о развитии, рассматривая коммунизм как нечто развивающееся из капитализма. Вместо схоластически-выдуманных, «сочиненных» определений и бесплодных споров о словах (что социа­лизм, что коммунизм), Маркс дает анализ того, что можно бы назвать ступенями эко­номической зрелости коммунизма.

В первой своей фазе, на первой своей ступени коммунизм не может еще быть эконо­мически вполне зрелым, вполне свободным от традиций или следов капитализма. От­сюда такое интересное явление, как сохранение «узкого горизонта буржуазного права» — при коммунизме в его первой фазе. Буржуазное право по отноше-

___________________________ ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ__________________________ 99

нию к распределению продуктов потребления предполагает, конечно, неизбежно и буржуазное государство, ибо право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права.

Выходит, что не только при коммунизме остается в течение известного времени буржуазное право, но даже и буржуазное государство — без буржуазии!

Это может показаться парадоксом или просто диалектической игрой ума, в которой часто обвиняют марксизм люди, не потрудившиеся ни капельки над тем, чтобы изучить его чрезвычайно глубокое содержание.

На самом же деле остатки старого в новом показывает нам жизнь на каждом шагу, и в природе и в обществе. И Маркс не произвольно всунул кусочек «буржуазного» права в коммунизм, а взял то, что экономически и политически неизбежно в обществе, выхо­дящем из недр капитализма.

Демократия имеет громадное значение в борьбе рабочего класса против капитали­стов за свое освобождение. Но демократия вовсе не есть предел, его же не прейдеши, а лишь один из этапов по дороге от феодализма к капитализму и от капитализма к ком­мунизму.

Демократия означает равенство. Понятно, какое великое значение имеет борьба про­летариата за равенство и лозунг равенства, если правильно понимать его в смысле уничтожения классов. Но демократия означает только формальное равенство. И тотчас вслед за осуществлением равенства всех членов общества по отношению к владению средствами производства, т. е. равенства труда, равенства заработной платы, пред чело­вечеством неминуемо встанет вопрос о том, чтобы идти дальше, от формального равен­ства к фактическому, т. е. к осуществлению правила: «каждый по способностям, каж­дому но потребностям». Какими этапами, путем каких практических мероприятий пой­дет человечество к этой высшей цели, мы не знаем и знать не можем. Но важно выяс­нить себе, как бесконечно лживо обычное буржуазное представление, будто социализм есть нечто мертвое, застывшее, раз навсегда данное, тогда как на самом деле только с социализма начнется быстрое, настоящее,

100__________________________ В. И. ЛЕНИН

действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни.

Демократия есть форма государства, одна из его разновидностей. И, следовательно, она представляет из себя, как и всякое государство, организованное, систематическое применение насилия к людям. Это с одной стороны. Но, с другой стороны, она означает формальное признание равенства между гражданами, равного права всех на определе­ние устройства государства и управление им. А это, в свою очередь, связано с тем, что на известной ступени развития демократии она, во-первых, сплачивает революционный против капитализма класс — пролетариат и дает ему возможность разбить, сломать вдребезги, стереть с лица земли буржуазную, хотя бы и республикански-буржуазную, государственную машину, постоянную армию, полицию, чиновничество, заменить их более демократической, но все еще государственной машиной в виде вооруженных ра­бочих масс, переходящих к поголовному участию народа в милиции.

Здесь «количество переходит в качество»: такая степень демократизма связана с выходом из рамок буржуазного общества, с началом его социалистического переуст­ройства. Если действительно все участвуют в управлении государством, тут уже капи­тализму не удержаться. И развитие капитализма, в свою очередь, создает предпосылки для того, чтобы действительно «все» могли участвовать в управлении государством. К таким предпосылкам принадлежит поголовная грамотность, осуществленная уже рядом наиболее передовых капиталистических стран, затем «обучение и дисциплинирование» миллионов рабочих крупным, сложным, обобществленным аппаратом почты, железных дорог, крупных фабрик, крупной торговли, банкового дела и т. д. и т. п.

При таких экономических предпосылках вполне возможно немедленно, с сегодня на завтра, перейти к тому, чтобы, свергнув капиталистов и чиновников, заменить их — в деле контроля за производством и распределе-

___________________________ ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ__________________________ 101

нием, в деле учета труда и продуктов — вооруженными рабочими, поголовно воору­женным народом. (Не надо смешивать вопрос о контроле и учете с вопросом о научно образованном персонале инженеров, агрономов и пр.: эти господа работают сегодня, подчиняясь капиталистам, будут работать еще лучше завтра, подчиняясь вооруженным рабочим.)

Учет и контроль — вот главное, что требуется для «налажения», для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества. Все граждане превра­щаются здесь в служащих по найму у государства, каковым являются вооруженные ра­бочие. Все граждане становятся служащими и рабочими одного всенародного, государ­ственного «синдиката». Все дело в том, чтобы они работали поровну, правильно со­блюдая меру работы, и получали поровну. Учет этого, контроль за этим у прощен ка­питализмом до чрезвычайности, до необыкновенно простых, всякому грамотному че­ловеку доступных операций наблюдения и записи, знания четырех действий арифмети-

* ки и выдачи соответственных расписок .

Когда большинство народа начнет производить самостоятельно и повсеместно такой учет, такой контроль за капиталистами (превращенными теперь в служащих) и за гос­подами интеллигентиками, сохранившими капиталистические замашки, тогда этот кон­троль станет действительно универсальным, всеобщим, всенародным, тогда от него нельзя будет никак уклониться, «некуда будет деться».

Все общество будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равен­ством платы.

Но эта «фабричная» дисциплина, которую победивший капиталистов, свергнувший эксплуататоров пролетариат распространит на все общество, никоим образом не явля­ется ни идеалом нашим, ни нашей конечной целью, а только ступенькой, необходимой для

высшая фаза коммунистического общества - student2.ru Когда государство сводится в главнейшей части его функций к такому учету и контролю со стороны самих рабочих, тогда оно перестает быть «политическим государством», тогда «общественные функции превращаются из политических в простые административные функции» (ср. выше, гл. IV, § 2, о полеми­ке Энгельса с анархистами)99.

102__________________________ В. И. ЛЕНИН

радикальной чистки общества от гнусности и мерзостей капиталистической эксплуата­ции и для дальнейшего движения вперед.

С того момента, когда все члены общества или хотя бы громадное большинство их сами научились управлять государством, сами взяли это дело в свои руки, «наладили» контроль за ничтожным меньшинством капиталистов, за господчиками, желающими сохранить капиталистические замашки, за рабочими, глубоко развращенными капита­лизмом, — с этого момента начинает исчезать надобность во всяком управлении вооб­ще. Чем полнее демократия, тем ближе момент, когда она становится ненужной. Чем демократичнее «государство», состоящее из вооруженных рабочих и являющееся «уже не государством в собственном смысле слова», тем быстрее начинает отмирать всякое государство.

Ибо когда все научатся управлять и будут на самом деле управлять самостоятельно общественным производством, самостоятельно осуществлять учет и контроль тунеяд­цев, баричей, мошенников и тому подобных «хранителей традиций капитализма», — тогда уклонение от этого всенародного учета и контроля неизбежно сделается таким неимоверно трудным, таким редчайшим исключением, будет сопровождаться, вероят­но, таким быстрым и серьезным наказанием (ибо вооруженные рабочие — люди прак­тической жизни, а не сентиментальные интеллигентики, и шутить они с собой едва ли позволят), что необходимость соблюдать несложные, основные правила всякого человеческого общежития очень скоро станет привычкой.

И тогда будет открыта настежь дверь к переходу от первой фазы коммунистического общества к высшей его фазе, а вместе с тем к полному отмиранию государства.

ГЛАВА VI ОПОШЛЕНИЕ МАРКСИЗМА ОППОРТУНИСТАМИ

Вопрос об отношении государства к социальной революции и социальной револю­ции к государству занимал виднейших теоретиков и публицистов II Интернацио-

___________________________ ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ__________________________ 103

нала (1889—1914) очень мало, как и вообще вопрос о революции. Но самое характер­ное в том процессе постепенного роста оппортунизма, который привел к краху II Ин­тернационала в 1914 году, — это то, что даже когда вплотную подходили к этому во­просу, его старались обойти или его не замечали.

В общем и целом можно сказать, что из уклончивости по вопросу об отношении пролетарской революции к государству, уклончивости, выгодной для оппортунизма и питавшей его, проистекло извращение марксизма и полное опошление его.

Чтобы охарактеризовать, хоть вкратце, этот печальный процесс, возьмем виднейших теоретиков марксизма, Плеханова и Каутского.

Наши рекомендации