Государственное устройство и экономика древней армении
§ 1. Рандейский договор. Начало династии Аршакуни.
После прекращения династии Арташесян борьба между Римом и Парфией за власть над Арменией разгорелась с новой силой. Армения имела важное стратегическое значение
) I)JЯ обеих держав. Если Армения выступала на стороне Пар фии, создавалась реальная угроза потери римских восточных нровинций, если же Армения оставалась под римским конт ролем, Парфия реальной угрозы для Римских владений не
1 1 редставляла.
Почти вековая борьба между Парфией и Римом из-за
Армении не выявила победителя. Ниодна из сторон так и не
.:могла добиться окон<Jательного успеха, так как этому мешала
Сюрьба армянского народа за свою независимость. Все став JIСННИКИ Рима или Парфии в Армении правили недолго - их Jlибо изгоняли либо они "неожиданно погибали". Вконце концов Парфия первой отказалась от стремления покорить Армению и начала проводить политику с учетом интересов армян. В 52 r. н. э. в Армении суверенным правителем был
11ровозглашен царь Трдат 1-брат царя Парфии. Однако Рим
t:кая империя не сразу отказалась от захвата Армении. По
11риказу императора Нерона римские войска под коман дованием Корбулана захватили и разрушили столицу Армении Арташат. В конце !О-летней войны римская армия была окружена армяно-nарфянскими войсками в местечке Рандея
11 капитулировала.
В 64 г. н. э. был подписан Рандейский договор, по которому Рим признавал Трдата 1суверенным царем Армении, при ycлo tmu, что он будет коронован императором в Риме. Таким обра ю.м и Рим и Парфия, не сумев покорить страну, признавали
1р.мению независимым государством, выступая совместными
.·арантами ее суверенитета. С воцарением Трдата 1в Армении
утвердшюсь династия Аршакуни.
Трдат Jв 66 г. н. э. с 3000-ной свитой отправился в Рим, где был торжественно коронован Нероном. Император прин ял Трдата с почестями, устроив в его честь празднества и гладиаторские бои. Трдат преподнес императору дорогие по дарки и продемонстрировал отличное умение стрелять из лука на диких животных в амфитеатре. Короновав его царем Армении, и , отпустив его с подарками, Нерон отправил с Трдатом опытных строителей для восстановления разрушен ного Арташата. Кроме множества зданий, построенных в столице, этими же мастерами был построен небольшой прекрасный храм в летней резиденции царн - крепости Гарии.
Языческий храм в Гарни
§ 2. Государственный строй древней Армении.
Во главе государства стоял царь, носивший титул "Великий царь", а начиная с правления Тиграна Великого, называвший ся "Царь царей". Часто к царскому титулу прибавлялись и
111"щ•'Jпитеты как: "бог", "добрый", "добродетельный"и др.
lt,,. по имело цель возвеличить институг царской власти.
)111 11 другие титул ы встречаются на монетах и в надписях
lllpt• ii династий Ервандуни и Арташесянов. Власть царя бьmа "'111 ра ниченной. Только он имел право основывать города и н·lю<.:ти, объявлять войну и заключать мир.
1 tа рь управлял страной при помощи Двора , состоявшего
11 1 • ш ювей и братьев царя, приближенных представителей
111.1111. И з их числа царь назначал управляющих различными
''" vда рственными службами. На иболее важными из этих
111 I А< I юстей были следующие:
Л·•арапет - (тыся цкий) руководил экономической жи знью
1111 vда рства, ведал сбором налогов, строительством городов,
1\ I II' I IO<.:тeй, дорог, мостов, ка налов, чеканом монет;
<'•шрапет- командовал вооруженными силами государства,
(мv 110дчинялись другие военачальники;
Таrадир Аспет - выполнял церемонию корона ции царя, llt'J ШI дипломатическими отношениями с другими государст щ 111 ;
( 'с11екапет- заведывал царской канцелярией, а также зани
t.НI II.'H судебными делами;
К1)мапет - Верховный Жрец - являлся главой коллегии
• p•·1 ou и ведал религиозной жизнью страны.
) Ц1 я решения наиболее важных вопросов - о престолонас-
111')11111 или при угверждении новых законов, созывалея
''Л111 харажоrов"- собрание представителей всех слоев населе-
111111 Ашхаражогов собирался близ горы Нпат, недалеко от
1""1111 иозного центра Баrаван.
l'срритория Армении была разделена на 120 стратегий -
11111'11110-административных единиц. Во главе их царь назначал
• I IIIII X приближенных или представителей местной знати.
'lисленность армянской армии при Тигране Великом дос-
1111 .tщ\ 300 тысяч человек. Из этого числа только треть состо-
11 1.1 из армян, остальные контингенты войск представляли
I I IIJIBЛacтныe ему цари и правители.
"'
зальтовых глыб и соединены между собой свинцовыми ско бами. Стены имели десятиметровую высоту и были толщи ной в два метра. Внутри креnости около царского дворца была построена баня, пол которой покрывала прекрасная мо заика. Но самой великолепной постройкой являлся язычес кий храм.
Гщтийский храм (ныне восста новленный), построенный в виде почти равностороннего гречес кого периптера из белого извест няка на самом краю глубокого ущелья, резко выделяется на темном фощ окружающих гор. Это единственный памятник архитектуры эллинистической
|
Большое значение имело устное народное творчество.
Бродячие певцы, артисты и танцоры исполнял и сюжеты из эпических сказаний, песен, мифов. Только малую толику всего этого сохранил в своем труде отец армянской историо графии Мовсес Хоренаци.
В легенде об ((Ара Прекрасном" рассказывается, что царица Ассирии Шамирам воспылала страстью к царю Армении Ара Прекрасному. Но Ара отверг ее, и тогда Шамирам пошла на него войной. В решающей битве Ара Прекрасный был убит. Шамирам поместила его тело на вершину горы, надеясь с помощью своей магии вернуть любимого к жизни. Не добившись успеха, и, сожалея о содеянном, Шамирам посадила 1ta трон Армении сына Ара.
В сказании об иАрташесе и Сатеник " рассказывается о войне царя Арташеса 1 против вторгшихся в Армению с севера Аланов (осетин). Арташес победил их в бою у берегов
реки Куры и захватил в плен аланекого царевича. За брата вышла попросить его сестра, царевна Сатеник. Полюбилась она Арташесу и тот, стремительно переправившись через ре ку на вороном коне, похитил царевну. Женитьба Арташеса и Сатеник положила конец вражде между двумя народами.
( o\piiiiИЛ Хоренаци также и древнюю сакральную песню
jto)l\IL'IIHИ бога Ваагна.
11 uюuком песенном ритме повествуется о том, как в
р""родовых были и земля, и небо, и море красное. А в самом
11\ IШ родовые переживал красный тростник. Из ·жерла его
ltl41 нм\одил, из ;жерла его огонь выходил, и из огня вьтрыгнул
/111• 11щmлосый юноша. Волосы его бьии огненные, бородка его а глаза горели, как солнца.
§ 5. Языческая релиrия.
\ ж .: в конце каменного века (Vll-JV тысячелетия до н.э.)
\' IJH' IIIIИX армян возникли примитивные религиозные пред
' ''"'ill'IIИ Я. Наскальные изображения VII - У тысячелетий до tllllllt'll эры, обнаруженные в горах Армянского нагорья, рас Н.1 н.11шют о повседневном быте первобытных охотников, за-
111 • ж·нии представлений о влиянии сверхестественных сил.
1it,щруженная близ села Караундж древняя обсерватория
111.1'11\ЛО 11тысячелетия), похожая на английский Стоунхендж,
11 II.IL'KliЛЬHaя карта звездного неба, открытая в поселении
f\1,ш мор (середина 11тысяliелетия), свидетельствуют о том,
'1111 уже тогда существовало определенное представление о
1111111111Ии небесных светил на круговорот земной жизни.
Один из кш.тей Караунджа, ориентированный
для наблюдений за небесными светилами
L:.ще с доисторических времен в Армении бьш распростра-
111'11 культ "вишапов" (драконов), связанный с водным на
"Вищап"
чалом. Их изображения в форме камня-рыбы ставились воз
ле источников и каналов.
Впериод радоплеменных отношений уже почитались при родные стихии. Каждое племя имело своих идолов. С образо ванием племенных союзов происходило объединение отдель ных племенных божеств в единый пантеон.
Верховным божеством древнеармянского пантеона пер воначально был эпоним армян "(Ь)Аайк"- бог охоты.От его имени происходитсамоназваниеармян "(h)ай". Впоследствии, когда древнеармянские племена nерешли к оседлому образу жизни, верховным божеством стал Арегак-Арарич,олицет ворявший животворящее солнце.
Олицетворением стихийных сил nрироды бьm бог Торк Анrех.Увядание и воскрешение природы олицетворял бог Ара,богиней любви и плодородия бьmа Астхик.
Впериод правпения Ервандуни, когда Армения долгое время находилась в составе державы Ахеменидов, Армянский пантеон nод влиянием иранских верований претерпел зна чительные изменения. Верховным божеством стал Арамазд, бог неба, бог добрых сил, помогавший людям.
Богиня Ана(h)ит считалась ма терью-покровительни цей землиАр мянской, богиней плодородия и материнства, вдохновительницей добрых начинаний. Бог Ba(h)am почитался как бог войны, грома и молнии. Он являлся защитником земли Армянской, боролся против nишалов (драконов), убивая их своими молниями. Богиня любви Астхик была его возлюбленной, к ней возвращался Ва(h)агн после своих тяжелых побед. Ми(h)р -
Mlltpil) был богом солнца, Ванатур являлся богом гостеп Мitн 111<1, а Тир - богом знаний и письма, Нане - богиней V 1рщ 1 и, хранительницей домашнего очага.
11 111-:риод эллинизма Армянский языческий пантеон бьm
tlt• • н.·с·r влен с греческим Олимпийским лантеоном:Арамазд-
111.: Ваагн-Геракл, Астхи:к:-
фр•щlt га, Ана(h)ит-Гера и др.
llо"flоиительнице Земли Армянской tuJc'fme Ана(h)ит был посвя
Нfr 11 праздник Навасард. Царь,
1/1111111•, представители городских и
1,, ll·t·кux общин из всех регионов
/' "''11/lll отмечали праздник сбора
' '"JN'aJI и созревания винограда
(1 1111 религиозного центра Багава t.
1/flll/r)llик длился около двух недель,
" ml!tteниe которых проводились
'11/lf/11/UBHЫe состязания и конные
1'111111Шlища. Победители получали ",,,·,юды и подарки. 11-го авгу_ста t•mне•tался Аманор - Новый год по
I'ШffiCKOMY календарю. Царь совер- Оригинал головы и левой руки
/11111 ритуальную охоту и завершал бронзовойстатуибогиниАнаит.
1/flrl 1д11ик угощением. Лондон, Бритаиский музей
· ·· тем·д 7