Ричардсон и его роль в литературе Просвещения
До 50 лет Ричардсон был обычным типографом. Но его «нечаянно» созданный роман в письмах, первенец эпистолярного жанра, - «Памела, или Вознаграждённая добродетель», перевернул жизнь Ричардсона. У романа нравоучительная направленность. Конфликт социальный – борьба добродетельной служанки Памелы с молодым хозяином, развратным лордом, борьба за свою девическую честь. Аристократ, не сумев побороть стойкость простолюдинки, женится на ней. Во второй части романа Памела, теперь уже знатная дама, даёт уроки добродетели другим. Использовав форму писем, предрасполагавших к интимности и лиризму, Ричардсон раскрыл душевную жизнь своей героини. Впервые читатели увидели, что интерес могут вызывать не только приключения героев повествований, но и картина чувств. Проза раньше удовлетворяла любопытство читателя, держа его внимание в напряжении, теперь она волновала его душу, вызывала слёзы. Через несколько лет Ричардсон опубликовал свой второй роман – «Кларисса Гарлоу, или История молодой леди». Страдания молодой Клариссы, жестоко обманутой молодым аристократом, её гибель взволновали сердца читателей и читательниц, проливших потоки слёз над страницами романа. Ловелас, соблазнивший и погубивший Клариссу, был обрисован автором отнюдь не очернительными красками. Ричардсон представил себе реального светского молодого человека, обворожительного, ветреного, способного вскружить голову молодой, неопытной девице из средних классов общества, и описал его. Его реалистический портрет получился очень удачным, и произошло неожиданное для автора: читательницам понравился его отрицательный герой. Тогда Ричардсон, которыйй вовсе не хотел учить людей пороку, создал третий и последний свой роман – «История сэра Чарльза Грандисона», посвятив его прославлению добродетели истинно нравственного мужчины, полной противоположности Ловеласу. Роман показался холодным и рассудочным, характер положительного героя – плоским и схематичным, тенденциозность автора слишком била в глаза. Ричардсон по праву может считаться основателем сентиментального романа и сентиментализма. Однако от сентименталистов второй половины 18 века он отличается тем, что, отдавая дань чувствительности, он был принципиальным противником чувства как страсти. Герои Ричардсона отличались тем, что свои чувства они подчиняли воле разума, держали их в строгих рамках рассудка. На стиле Ричардсона сказался и век расчёта. Кларисса рассудочно составляет классификацию достоинств и недостатков Ловеласа. В романе «Памела» автор даёт своеобразный каталог добродетелей своей героини.
Рассудочная систематизация чувствований, аналитика нравственных достоинств и пороков, бухгалтерская скрупулезность в описаниях были первыми зачаточными формами реалистического письма. Проза век от века набирала силу, пока не вылилась в полнокровный и многогранный реализм уже в 19 веке. Ричардсон произвёл революцию в повествовательной прозе. Он избрал лирическую «исповедальную» форму писем, позволяющих личности самораскрыться.
Вопрос
Творчество Г. Фильдинга
Генри Филдинг (1707—1754) — знаменитый английский писатель XVIII века, один из основоположников европейского реалистического романа. На образование не хватает средств и он возвращается в Лондон, в поисках средств к существованию, обращается к драматургической деятельности. Получает звание адвоката и занимается журналистикой, выпуская журналы. В 1728 появляется его первая комедия «Любовь в различных масках».Пьесы Филдинга, представлявшие собою большею частью подражания Конгриву и Уичерли, иногда — Мольеру. Посвящая Честерфильду своего «Дон-Кихота в Англии» (1734), Филдинг заявлял, что его задачей было изображение «бедствий, навлекаемых на страну всеобщей коррупцией». Филдинг открывает своим романом путь реализма. Он сам называл себя «творцом нового вида литературы» и поэтому освобождал себя от каких-либо правил и канонов. Главная задача этого нового вида – изображение реального человека в реал обстоятельствах. Главная писательская задача – это живописать характер, характер реальный, и сообразовывать поступки героя с его хар-ром. Писателю надлежит «уметь предсказывать поступки людей при тех или иных обстоятельствах на основании их хар-ров». Филдинг начисто отметает всякое своеволие писателя. Закон реал письма: «всегда держаться в рамках возможного». Филдинг не отрицает, конечно, романтических фантазий в лит-ре. Отсутствие их обеднило бы ее. Но для них отведена особая сфера в искусстве, сфера поэтич мечты. Филдинг поставил себе несколько, необязательных для других задач: 1) пользоваться приемом контраста, 2) обходить молчанием то, что нельзя изобразить достаточно ярко, 3) писать с улыбкой.Широкая писательская известность Филдинга основывается не на его драматургии и публицистике, а исключительно на трёх больших его романах: «История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса», «История Тома Джонса, найденыша», и «Эмилия». Филдингу одинаково чужд и классицизм с его высокой патетикой и барокко с его чрезмерными страстями. С неподражаемым талантом сатирика он выводил на сцену судей – вымогателей, полит мошенников, скряг. Филдинг трезво смотрел на мир, не впадая в иллюзии. В 1743 пишет «Историю Уайльда Великого». Вор, мошенник, рецидивист Джонатан Уайльд на страницах повести бросает обвинение всему буржуазному обществу. Проблема человеческой природы — основная проблема для всего просветительства XVIII века — занимает центральное место и в творчестве Филдинга, в особенности в «Томе Джонсе», наполняя его романы новым морально-философским содержанием.
Вопрос
«История Томаса Джонса, найденыша» - «слияние эпоса больших дорог и эпоса частной жизни»
Генри Филдинг (1707—1754) — знаменитый английский писатель XVIII века, один из основоположников европейского реалистического романа. На образование не хватает средств и он возвращается в Лондон, в поисках средств к существованию, обращается к драматургической деятельности. Получает звание адвоката и занимается журналистикой, выпуская журналы. В 1728 появляется его первая комедия «Любовь в различных масках».
«История Тома Джонса»:самый известный роман Филдинга. Сюжетпостроен на стародавней теме: злоключениях двух героев. Два любящих сердца не могут соединиться. Им мешают и злые люди, и обстоятельства, и собственные промахи и ошибки. Герои романа Том Джонс и Софья Вестерн, воспитанные на лоне природы, с детства сдружившиеся, а затем полюбившие друг друга навсегда и бескорыстно, являют собой ту плененную пару, которая знакома нам по сказкам о вечной любви. Однако, Том отнюдь не является идеальным любовником, образцом добродетели и вообще всех тех качеств, которыми авторы наделяли своих героев. Том при всей своей привлекательности (доброте, бескорыстии, честности) отличается самым неприемлемым для идеал любовника качеством – он ветрен. Страсти постоянно играют с ним злую шутку.
Целая галерея лицемеров выведена Филдингом.Первое место среди них занимает сестра сквайра Олверти мисс Бриджет, а потом мисс Блайфил, которая из-за страха перед пуританской моралью лишилась собственного счастья и обрекла своего сына Тома на страшную участь подкидыша. Далее идет законный сын этой особы – мистер Блайфил – младший, образец мерзавца – лицемера.За ним следуют учителя Тома и Блайфила: Кваком и Сквейр, бессердечие и жестокость которых всегда прикрыты высокопарными фразами о морали и добродетели.
Писатель всегда с недоверием относился к безупречной добродетели людей, подозревая ложь и лицемерие. Роман завершается счастливым финалом. Порок наказывается: лицемер Блайфил изгнан из дома. Добро торжествует. Том и Софья обретают счастье семейного союза, родят детей и умножают свои богатства. Соц критика его не резка, но достаточно зрима. Его демократические симпатии очевидны, вместе со своим Томом он сочувствует обездоленным и униженным беднякам и от всего сердца хотел бы облегчить их участь. Однако эта симпатия не приобретает привкуса слащавой и приторной умиленности. Филдинг не жалует аристократов. Леди Белланстон, коварная, лживая и развратная, олицетворяет все пороки придворных.
Филдинг пишет с улыбкой. Мы ощущаем эту улыбку практически на всех страницах романа. Иногда она злая и саркастическая, когда он разоблачает за лицемерной маской свирепое лицо корысти и жестокости, но часто мягкая и добродушная, когда речь идет о человеч слабостях.
Это роман о молодости, написанный с подлинно юношеским задором. Роман полон смешных эпизодов и вместе с тем глубоких мыслей.
Вопрос
Сентиментализм в Англии
Основным литературным направлением в Англии во второй половине 18 века становится сентиментализм. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на чувствах читателя. Существует 2 этапа становления сентиментализма.
1 этап – возникновение сентиментализма в середине 30-х годов. Сентименталистские тенденции проявляются в произведениях наиболее крупных английских поэтов того времени: Томсона, Юнга, Грея. Это поколение поэтов, избравших интимные жанры (размышления человека над бренностью бытия). Поэма Томсона «Времена года» - аллегория человеческой жизни на материале природы. «Времена года» - это обрисовка мира чувств человека. Юнг и Грей – создатели «кладбищенской поэзии». В центре лирики – образ разочарованного героя, убедившегося в эфемерности человеческого существования. Содержание этой лирики – это раздумья героя. У Юнга – монументальный образец такой поэзии. Его поэзия насыщена сентиментальной риторикой, нагнетанием чувств. У Грея поэзия реальнее, мягче. В элегии Грея молодой человек читает надписи на могилах и пытается представить себе образ умершего и его жизнь. Он понимает, что жизнь должна быть простой, и должна существовать вместе с природой. Герой – человек обычный и незаметный, герой созерцательный. Он размышляет относительно чувств, эмоций. Автора интересует диалектика человеческих чувств, движение мысли.
2 этап – 60-е годы – рассвет сентиментализма.Расцвета достигает в творчестве Лоренса Стерна. В Англии сентиментализм имеет свои особенности. Социальными предпосылкамиего были прежде всего обнищание народных масс и разочарование в буржуазном прогрессе общества. В произведениях писателей-сентименталистов пробуждается интерес к маленькому человеку, сочувствие его бедам.
Литература сентиментализма провозглашает культ чувств. Она стремиться показать богатство эмоций и их роль в формировании личности. Писатели-сентименталисты готовы воздействовать на души своих читателей, прославляя жизнь на лоне природы, рисуя гибельность городской цивилизации. Их произведениям присуща высокая эмоциональностьи одновременно простота выражения. Их задача – заставить читателя поверить тому, что они изображают, сопережить с героями их беды и стать от этого чище и лучше. Однако на позднем этапе сентиментализма писатели уже хорошо осознают, что человека невозможно изменить с помощью одной лишь чувствительности. И тогда в их произведениях возникают картины борьбы человеческих страстей, изображаются противоречивые чувства, возникают портреты героев со сложным внутренним миром, в кот-м высокие нравственные качества не всегда берут верх над низменными побуждениями.
В первый период развития сентиментализма одним из основных жанров являлась лирика. Наиболее характерный герой поэзии сентименталистов – это человек, близкий к природе, её восторженный почитатель. Поэты воспевают одиночество человека, оставшегося наедине с собой, когда он размышляет о своих деяниях и прославляет красоту окружающей природы. Частый герой – юноша-стихотворец. Ещё одна тема поэзии сентиментализма– суетность жизни, кратковременность её радостей и постоянство печалей. Герой размышляет о бренности всего живого. Наиболее часто поэты-сентименталисты пишут в жанре элегии.
Вопрос