Нарастание политического и экономического кризиса. Распад СССР и образование СНГ
Политический и экономический кризис в СССР в конце 80-х - начале 90-х годов достиг своего апогея. Непоследовательные и половинчатые хозяйственные реформы конца 80-х годов, попытки соединить планово-административную, экстенсивную советскую экономику и рыночный механизм были обречены на провал и привели к углублению кризиса. Жизнь требовала радикальных мер, но руководство СССР так и не решилось перейти к изменению экономической основы советского государства из-за осложнения политической ситуации в стране и опасаясь социального взрыва.
Политические реформы в СССР в конце 80-х - начале 90-х гг., провозглашение курса на создание социалистического правового государства, создание советского парламентаризма, созыв нового высшего органа власти – съезда народных депутатов, введение института Президента СССР, формирование многопартийности – привели к демократизации общества и сделали неизбежным обострение, казалось, давно «решенного» национального вопроса. Форсированная интернационализация без учета национальных интересов привела к серьезным просчетам в национальной политике.
Напряженность, годами накопившаяся в национальных отношениях, нежелание системы менять национальную политику при начавшемся реформировании общества в середине 80-х годов привели к открытому столкновению административно-командной системы с обществом. Известно, что политическая жизнь Казахстана в советское время определялась теми установками, которые диктовались из центра. Стремление «Москвы» проводить в республиках единую и предсказуемую политику в своих интересах, формировать верхние эшелоны власти на местах исключительно из центра уже не принимались безоговорочно на местах.
Тоталитарная власть впервые натолкнулась на открытый протест, когда в декабре 1986 г. сменила первого руководителя Казахстана. Мирный митинг казахской молодежи 17-18 декабря 1986 г., которая выражала свое несогласие с подобным игнорированием интересов республики и политикой центра в отношении национальных кадров, закончился трагическими последствиями. В основе декабрьских событий 1986 г. в Алма-Ате лежит комплекс исторических, социально-экономических и политических факторов.
Начало 90-х годов в СССР прошли под знаком доминирования национальной парадигмы – кризис административно-командной системы, недовольство национальной политикой центра на первый план выдвигает проблему национальной независимости и государственного суверенитета республик. Этот процесс сопровождался усилением межнациональных противоречий, приведших к открытым конфликтам. Образованный в 1922 году СССР, задуманный как федеративное государство, на деле превратился в унитарное, где союзные республики имсли ограниченные права и не имели реального суверенитета и где игнорировалось право республик на национальную государственность и суверенитет.
18 мая 1989 г. Литва первой из советских республик приняла Декларацию о суверенитете. К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняло законы о суверенитете, что заставило союзное руководство ускорить разработку нового Союзного договора. Подписание нового Союзного договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству.
Прежде всего нужно обратить внимание на политическую обстановку в СССР в конце 80-х - начале 90-х годов, подчеркнуть нарастание центробежных сил. В этот период союзные республики стали объявлять о своем суверенитете. В 1990 и 1991 гг. в числе главных проблем стала проблема подписания нового Союзного договора. 17 марта 1991 г. прошел референдум по вопросу: быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство проголосовало за сохранение СССР. Не участвовали в голосовании прибалтийские республики, Молдова, Грузия и Армения.
Этот процесс сопровождался усилением межнациональных противоречий, приведших к открытым конфликтам (погромы армянского населения в Сумгаите в 1989 и Баку в 1990 гг., Нагорном Карабахе, столкновения между киргизами и узбеками в Ошской области, вооруженные конфликты между Грузией и Южной Осетией в 1991г.) В результате межнациональных конфликтов в 1991 г. в СССР насчитывалось свыше 1 миллиона беженцев различных национальностей.
Августовский «путч» 1991 года и распад СССР. Весной 1991 года отношении между союзным центром и суверенными республиками вступили в новую фазу. С одной стороны, 17 марта на референдуме о судьбе СССР большинство граждан высказалось за сохранение Союза, а с другой стороны, руководители республик, в том числе Украины. Прибалтики, а также России, были настроены на усиление своих позиций за счет Союза. В этой ситуации М.С.Горбачев попытался разработать новый союзный договор, и начался трудный процесс согласования формулировок и интересов.
23 апреля 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огарево состоялась встреча с руководителями РСФСР, Украины. Казахстана, Белоруссии, Узбекистана, Азербайджана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении. Эта встреча получила название «9+1» - девять союзных республик СССР и Президент СССР. После девятичасовых переговоров было подписано заявление о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса. Документ признавал суверенность государств, принятие новой Конституции Союза и необходимость перевыборов союзных органов власти. Примечательно, что в тексте заявления понятие «СССР» по отношению к будущему союзу не упоминалось.
12 июня 1991 года Президентом России (РСФСР) был избран Б.Н.Ельцин, и это еще более обострило ситуацию двоевластия в Москве. 17 июня доработанный проект договора, вызвавший острую полемику в стране, был разослан в союзные республики. 29 июля очередное обсуждение нового союзного договора состоялось во время конфиденциальной встречи М.С.Горбачевас Н.А.Назарбаевым и Б.Н.Ельциным.На ней была достигнута договоренность о подписании договора 20 августа и составе нового руководства. Пост премьер-министра Союза Суверенных Государств предлагался Н.А.Назарбаеву, пост президента – М.С.Горбачеву.
По мнению Б.Н.Ельцина, нашедшему отражение в его книге «Записки президента», содержание разговора на данной встрече стало сигналом для августовского путча 1991года, особенно для наиболее консервативно настроенных руководителей Союза.
В течение лета противоборствующие силы (сторонники прежнего Союза и сторонники нового) прощупывали намерения друг друга, находясь в поисках союзников, выявляли возможные реакции мирового сообщества на предпринимаемые шаги. Действия М.С.Горбачева в этой конфликтной ситуации как будто толкали его противников на осуществление проекта государственного переворота по подобию смешения Н.С.Хрущева в 1964 году.
В ночь на 19 августа Президент СССР М.С.Горбачев, находившийся на отдыхе в Форосе в Крыму, был отстранен от власти. В стране с 4 часов утра вводилось чрезвычайное положение сроком на шесть месяцев в связи с якобы неспособностью по состоянию здоровья М.С.Горбачева исполнять президентские обязанности. В Заявлении Советского руководства, опубликованном в газете «Правда», сообщалось, что обязанности президента возлагаются на вице-президента Геннадия Ивановича Янаева, а управление страной на Государственный комитетпо чрезвычайному положению (ГКЧП), который состоял из ряда высокопоставленных партийно-советскихчиновников.
По своей сути создание ГКЧП был попыткой государственною переворота. По мнению же лидеров ГКЧП, основная цель заговорщиков заключалась в том, чтобы не допустить развала СССР, который, как они считали, должен был начаться 20 августа во время первого этапа подписания нового союзного договора, превращающего СССР в конфедерацию - Союз Суверенных Государств. Новоявленный исполняющий обязанности президента Г.И.Янаев заявлял в интервью радиостанции «Эхо Москвы»: «20 числа мы не позволили подписать союзный договор, сорвали мы подписание этого союзного договора». В Москву были введены войска и бронетехника. ГКЧП опирался в первую очередь на силы КГБ (Группа «Альфа»), МВД (Дивизия им. Дзержинского) и Московского военного округа (Тульская дивизия ВДВ, Таманская дивизия, Кашемировская дивизия). Всего в Москву было введено около 4000 военнослужащих, 362 танка, 427 бронетранспортеровиБМП. Дополнительные части ВДВ были переброшены в окрестности Ленинграда, Таллина, Тбилиси, Риги. Командовали войсками ВДВ генералы Павел Грачев и его заместитель Александр Лебедь. Однако путчисты не имели полного контроля над своими силами; так. в первый же день части Таманской дивизии перешли на сторонузащитников Дома Советов Российской Федерации («Белого дома»). С танка этой дивизии произнес свое знаменитое послание к собравшимся сторонникам Б.Н.Ельцин, прибывший ночью изАлматы.Президент России в своем обращении «К гражданам России» расценил действия ГКЧП как «государственный переворот».
Сопротивление ГКЧП возглавило политическое руководство Российской Федерации (президент Б.Н.Ельцин, вице-президент А.В.Руцкой, председатель правительства И.С.Силаев, председатель Верховного Совета Р.И.Хасбулатов). По призыву властей у Белого дома собрались массы москвичей, среди которых были представители самых разных социальных групп от демократической общественности, студенческой молодежи, интеллигенции и ветеранов Афганской войны до участников криминальных структур и «мелкой буржуазии». Однако победа любой из конфликтующих сил уже не давала М.С.Горбачеву шансов на продолжение политической карьеры в качестве реального лидера страны.
В стране создалась тревожная ситуация. Вокруг Белого дома, резиденции Б.Н.Ельцина и российских властей, возводились баррикады, проходили митинги, толпы людей блокировали продвижение бронетехники в центр города. Как пишет Леонид Млечин, автор книги «Борис Ельцин. Послесловие», «самой страшной была ночь с 20на 21 августа, когда со всех сторон приходили сообщения о готовящемся штурме», поступала информация, что «к зданию выдвигаются танки и танкисты отказываются разговаривать с депутатами». В зтой ситуации в половине второго ночи из Белого дома стали звонить Президенту Казахстана Н.А.Назарбаеву. С.Филатов сказал ему, что стреляют уже рядом и что надо вмешаться. Н.А.Назарбаев подробно расспросил его о том, что происходит, где Б.Н.Ельцин, и пообещал связаться с Кремлем. Через некоторое время Президент Казахстана перезвонил и сообщил, что Г.Н.Янаев дал ему обещание – «крови не будет».
В эти переломные дни ПрезидентКазахстана Н.А.Назарбаев выступил с принципиальным заявлением: ГКЧП «порождает заведомо незаконные документы, которые, кроме всего прочего, попирают республиканские декларации о суверенитете...». Более решительные заявления и действия Н.А.Назарбаева 20-21августа по предотвращению кровопролития в Москве не получили широкой огласки, так как были заблокированы всесоюзными информационными агентствами. Однако вечером 20августа США официально распространили информацию о том, что взвешенная позиция Н.А.Назарбаева и отказ от поддержки ГКЧП перевесили баланс сил в пользу демократии.
21августа на самолете, присланном Правительством России, М.С.Горбачев вернулся в Москву. ГКЧП не решился применить военную силу. Войска были возвращены в казармы. Попытка государственного переворота провалилась. Лидеры ГКЧП были арестованы и преданы суду. Причины поражения гэкачепистов были обусловлены отсутствием поддержки со стороны широких слоев населения, стойкостью сопротивления российского руководства, а также желанием руководителей союзных республик решать внутренние проблемы в новой плоскости. Немаловажным являлосьи то, что основная часть военных России оказала поддержку российскому руководству, а не лидерам ГКЧП. В немалой степени поражение ГКЧП было обусловлено неуверенностью и нерешительностью ее зачинщиков.
23 августа Б.Н.Ельцин указом приостановил деятельность КПСС, а указом от 6 ноября положил конец существованию компартии как правящей государственной структуры. Провал путча ГКЧП знаменовал распад советской политической системы, кризис вертикали власти «центр-республики», поскольку был связан с крахом структур, составлявших «стержень» прежней системы и сохранявших в своих руках рычаги власти КПСС и КГБ.
Главную задачу гэкачеписты видели в сохранении так называемого «социалистического строя» и недопущении распада СССР. Однако вместо укрепления союзного государства введение чрезвычайного положения оказалось последним шагом к его распаду. Сто последующих после августовских событий дней М.С.Горбачев еще формально оставался Президентом СССР, но уже не мог ничего изменить. Ситуация усугублялась личным противостоянием М.С.Горбачева и Б.Н.Ельцина, которое в 1990-1991 годах объективно превратилось в противостояние между СССР и Россией. М.С.Горбачев не смог воплотить в жизнь многие идеи перстройки, в том числе и «новое мышление». Оценивая его деятельность, Маргарет Тэтчер, будучи в прошлом его поклонницей как лидера страны, вставшего смело на путь кардинальной перестройки всех сторон житии общества, с разочарованием писала: «Оказавшись в 1991 году перед выбором –продолжить движение по пути фундаментальных перемен или вернуться к репрессивному коммунизму, он дрогнул. Поэтому, невзирая на восхищение его достижениями, понимание ситуации, в которой он оказался, и личные симпатии, я уверена, что приход Бориса Ельцина ему на смену был на пользу России». Таким образом, даже мировые лидеры, видя непоследовательность Горбачева, осознавали, что приход решительного Ельцина к власти был неизбежен. Но при этом,по мнению М.Тэтчер, если бы решительность Б.Ельцина не подкреплялась безжалостностью, «ему никогда бы не одержать победу над коммунистами, которые хотели вернуть Россию назад в социалистическое прошлое».
Так называемый путч ГКЧП, по существу, способствовал победе Б.Н.Ельцина над М.С.Горбачевым. «Доверие России к Ельцину было в тот момент огромным. Горбачев ничего не мог предложить для спасения разваливавшейся и впадавшей в нищету страны. Всеего шаги воспринимались как попытка сохранить свое место», - пишет Л.Млечин. Двоевластие в Москве закончилось.
Таким образом, августовские события стали окончательным ударом по изжившей себя советско-коммунистической действительности, ускорившим распад СССР и образование на его территории независимых государств.
В 1991 голу развитие Казахстана определялось как собственными внутренними тенденциями, так и союзными.
Глава государства, Президент суверенной Казахской ССР, пока существовала такая возможность, вел конструктивную работу по подготовке и согласованию нового союзного договора.
Во внутренней общественно-политической жизни республики активизировалась деятельность различных политических и общественных объединений. Многопартийность стала фактом, и в июне 1991 года был принят Закон «Об общественных объединениях», юридически закрепивший многопартийность в Казахстане и провозгласивший такие важнейшие и неотьемлемыс права человека и гражданина, как право на объединение, право на свободу. В тот период этотЗакон устроил не всех лидеров общественных движений, так как явно отражал представления и атмосферу «постсоциалистического» общества.
Президент Казахстана проявил твердость и дальновидность в кризисные дни 19-21 августа 1991 года, во время попытки переворота в Москве. Тогда ГКЧП разослал всем президентам республик проект «Заявление Политбюро ЦК КПСС», в котором обосновывались причины чрезвычайного положения. В стране были сторонники гэкачепистов, среди них и казахстанцы. В немногих областях создавались рабочие группы во выполнению решений ГКЧП. Когда 19 августа Президент Казахстана собрал руководителей республиканских органов, то «увидел, что они погружены в оцепенение», отдельные чиновники в те дни «начали выносить портреты М.Горбачева из кабинетов», - вспоминает Н.А. Назарбаев в книге «На пороге XXI века».
19 и 20 автуста ПрезидентН.А.Назарбаев выступил с двумя заявлениями, в которых особый упор сделал на необходимости сохранения спокойствия и выдержки, на том, что чрезвычайное положение в Казахстане не вводится, и вся полнота власти в соответствии с Декларацией о суверенитете и Конституцией Казахской ССР принадлежит советским органам. Президент призвал личный состав частей и подразделений Вооруженных Сил, КГБ и МВД СССР, дислоцированных в Казахстане, к верности конституционным нормам, при этом акцентируя внимание на укреплении суверенитета и верности принципам демократии, сохранении Союза, проведении дальнейших реформ. Н.А.Назарбаев предложил созвать чрезвычайное заседание Верховного Совета СССР, на котором определить конкретную дату выборов Президента СССР и немедленно подписать Союзный договор.
Прннятие этих заявлений было верным тактическим шагом IІрезидента Казахстана. Глава государства учитывал все стороны взрывоопасной ситуации в республике: настроения, традиции различных этнических групп населения и их ориентацию при выборе решения. Он понимал, что руководители многих крупных подразделений военно-промышленного комплекса могут поддержать гэкачепистов. Поэтому главная задача руководства республикив те дни заключалась в сохранении стабильности, недопущении каких-либообщественных конфликтов. И эта задача была выполнена.
После провала путча 24 августа Верховный Совет республики принял постановление «Об оценке текущего момента и мерах но укреплению суверенитета республики». Третий пункт гласил: «считать необходимым освободить в установленном законом порядке от занимаемых должностей руководителей министерств и ведомств, предприятий и организаций, органов власти и управления, предпринимавших действия, направленные на фактическоепризнание ГКЧП СССР». Президент Н.А.Назарбаев издал серию указов:«Об образовании Совета Безопасности Казахской ССР», «О переходе государственных предприятий и организаций союзного подчинения в ведениеправительства Казахской ССР», «О создании золотого запаса и Алмазного фонда в Казахской ССР», «Об обеспечении самостоятельностивнешнеэкономической деятельности Казахской ССР», «О закрытии Семипалатинскогоиспытательного ядерного полигона».
Посетив в августе 1991 года Семипалатинский ядерный полигон, Н.А.Назарбаев объявил о созыве специальной сессии Парламента, на которой развернулись бурные дебаты о закрытии этой базы с полувековой историей. По свидетельству первых рассекреченных тогда данных, суммарнаясила зарядов произведенных здесь взрывов в 2,5 тысячи раз превышала мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. В этой ситуации с позицийрадикальных патриотов логичным казалось предложение ряда депутатов, отмечает А.С.Гурский. «не отказываться от статуса региональной супердержавы, сохранить за Казахстаном хоть такое лидерство». Однако ПрезидентКазахстана проявил политическую дальновидность и именно в завершение этой сессии 29 августа объявил своим Указом о закрытии полигона. В итоге,обладая значительной частью технологической цепочки для производства ииспытаний такого рода вооружений, Казахстан стал первой в мире страной,которая самостоятельно закрыла ядерный полигон и вскоре добровольно отказалась от четвертого по запасам ядерного арсенала. Причем полигон былзакрыт без согласия руководства тогдашнего СССР.
Историческое решение о закрытии Семипалатинского полигона – это
первый и уникальный прецедент, когда государство добровольно и водностороннем порядке свернуло функционирование такого объекта, ликвидироваввозможность использования его и в военных целях. Это решение стало одним из главных событий в современной истории Казахстана, предопределившим взаимоотношения страны с миром, важной составляющей выбора в пользу безъядерного статуса. Оно было заложено в фундамент выработанной ипродвигаемой все эти годы Казахстаном модели обеспечения безопасности.Сегодня безъядерный статус Казахстана – это основа мира и безопасностипо всему периметру границ. Это реальная возможность плодотворного сотрудничества Казахстана с другими странами.
В августе 1991года Президент Казахстана Н.А.Назарбаев объявил о своем выходе из состава Политбюро ЦК КПСС. Вслед за этим Компартия Казахстана вышла из состава КПСС. Внеочередной и чрезвычайный съезд КомпартииКазахстана состоялся 7 сентября 1991года. На съезде было принято решение о роспуске Компартии Казахстана и созданин новой партии. Между делегатами вспыхнула острая дискуссия относительно названия партии. Большинство делегатов склонялось к названию «социалистическая». Н.А.Назарбаев предложил название «Партия народного единства Казахстана», но оно не было поддержано делегатами. Вновь созданная партия получила название «Социалистическая партия Казахстана» (СПК). В первой половине 1990-х годов СПК была крупной и авторитетной партией, в ее рядах насчитывалось 47 тысяч человек различных национальностей. Она имела свои печатные органы газеты «Республика» и «Сухбат».
Часть членов Компартии вошла в состав партии Народный Конгресс Казахстана. Инициаторами создания этой партии выступили осенью 1991 года известные и популярные в стране и за рубежом поэты и общественные деятели Олжас Сулейменов и Мухтар Шаханов. Основная задача партии заключалась в том, чтобы, используя парламентские методы, добиваться дальнейшего социально-экономического развития страны. Партия провозгласила, что поддерживает новый курс президента и придерживается принципов интернационализма.
8 декабря 1991года в Беловежской пуще, в резиденции руководителей Беларуси в Вискули, лидеры трех республик Б.Ельцин (Россия), Л.Кравчук (Украина) и С.Шушкевич (Беларусь) подписали документ, в котором сказано: «Союз ССР как субъект международного политического права и геополитическая реальность прекратил свое существование». Там же была достигнута договоренность о создании СНГ - Содружества Независимых Государств. Когда возник вопрос, как три союзные республики могут заключить договор без участия других республик, выход постарался предложить Сергей Шахрай(бывший государственный советник России по правовым вопросам). «Именно ему, - вспоминает Андрей Козырев (экс-министр иностранных дел России), -принадлежит следующий аргумент: СССР создавался в 1918-1921 годах четырьмя независимыми государствами РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией. Поскольку ЗСФСР перестала существовать, остались три субъекта, некогда образовавшие Союз, причем их право на самоопределение неизменно сохранялось и в вариантах союзных договоров, и в Конституции СССР». Однако в любом случае, несмотря на это объяснение, попытка создать СНГ без прямого участия Казахстана и республик Центральной Азии была ошибочной и вскоре ее исправили. Таким образом, процесс суверенизации 1990-1991 годов был закреплен Беловежским соглашением. Примечательно, что первым о его итогах был информирован президент США Дж. Буш-старший, а президент СССР М.С.Горбачев узнал об этом свершившемся факте вторым.
Н.А. Назарбаев, непосредственный участник многих поворотных событий того времени, вспоминает, что на следующий день, то есть 9 декабря, в Москве «состоялась совместная встреча, в которой приняли участие М.Горбачев, Б.Ельцин и я. Б.Ельцин подробно рассказал о принятых в Беловежье решениях. Более двух часов шел довольно напряженный и нервный разговор между М.Горбачевым и Б.Ельциным о сути Беловежского соглашения... Было обидно за страну и за обоих лидеров, которые могли быть вместе. Однако диалога не получилось».
В сентябре 1991 г. Чрезвычайный съезд народных депутатов СССР признал независимость прибалтийских республик.
Руководители семи республик – России, Беларуси, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана заявили о намерении создать новое межгосударственное образование – Союз Суверенных Государств (ССГ). Но этого не произошло. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще под Брестом главы России, Украины и Беларуси подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств. В нем заявлялось, что СССР как субъект международного права прекратил свое существование.
12 декабря 1991 года в Ашхабаде произошла встреча руководиелей Среднеазиатских республик и Казахстана, где было заявлено, что в создании СНГ можно участвовать только тогда, когда будет признано равноправие всех постсоветских республик, которые намерены добровольно войти в состав СНГ.
21 декабря 1991 г. в Алматы руководители 11 государств (кроме Грузии) подписали Декларацию об окончательном прекращении существования СССР и образовании СНГ – Содружества Независимых Государств.
25 декабря 1991 г. М.С.Горбачев заявил о своем уходе с поста Президента СССР. Таким образом, 1991 г. ознаменовался эпохальными событиями: неудачная попытка государственного переворота, ликвидация КПСС, распад империи под названием СССР.
В заключение нужно остановиться на основных причинах распада СССР. О них сказано в работе Н.А. Назарбаева «На пороге XXI века». Н.А.Назарбаев называет развал СССР драматичным, безусловно, глобальным явлением конца столетия.
По мнению Н.А.Назарбаева, фундаментальными причинами распада СССР являются: растущее технологическое отставание экономики, да и общества в целом, огромное бремя наложила гонка вооружений на развитие СССР и национальный вопрос, который не решался долгие годы. Национальные отношения стали не только неуправляемыми, но и взрывоопасными.