Вопрос 1. Понятие и разновидности форм (источников) права
В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий "источник права" и "форма права":
а) согласно первой - названные понятия тождественны;
б) согласно второй - понятие "источник права" более широкое, чем понятие "форма права".
Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Действительно, если исходить из общепринятого значения слова "источник" как "всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки", то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:
Принято выделять:
1) Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения. (К ним относятся материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);
2) Под источником права в идеологическом смысле понимают правовое сознание. Речь идет о концепциях, идеях, теориях, чувствах, представлениях людей о действующем и желаемом праве. Господствующая правовая идеология – главный источник формирования права.
3) источник права в формально-юридическом смысле - это и есть форма права.
Формы права - это способы внешнего выражения и закрепления юридических норм.
В настоящее время принято различать следующие основные формы (источники) права:
1) правовой обычай;
2) юридический (судебный) прецедент;
3) нормативно-правовой акт;
4) нормативный договор.
Вопрос 2. Нормативный правовой акт как источник права.
Нормативный правовой акт - это официальный документ, который принимается в рамках установленной процедуры уполномоченным субъектом и содержащий нормы права, регулирующие наиболее важные, социально-значимые общественные отношения
Общеобязательность нормативно-правовых актов характеризуется критерием неперсонифицированности, т.е. отсутствием конкретного адресата, что отличает нормативно-правовые акты от других актов - актов применения права (индивидуальных актов), рассчитанных на однократное действие.
Нормативно-правовые акты отличаются относительной оперативностью в их издании, возможностью при необходимости их частично изменить либо дополнить, что позволяет государству довольно быстро реагировать на изменение социальной обстановки.
Признаки нормативно-правового акта:
1) принимается или санкционируется уполномоченными органами государства (правотворческими органами) либо народом (референдум);
2) всегда содержит новые нормы права или изменяет (отменяет) действующие, четко формулирует содержание юридических прав и обязанностей;
3) принимается с соблюдением определенной процедуры;
4) имеет форму письменного акта-документа и строго определенные реквизиты: а) вид акта (закон, указ, постановление); б) наименование органа, который принял акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти); г) дата принятия акта; д) номер акта; е) сведения о должностном лице, подписавшем акт;
5) публикуется в официальных специальных изданиях с обязательным соответствием аутентичности тексту официального образца.
Таким образом, нормативно-правовой акт - официальный акт-волеизъявление (решение) уполномоченных субъектов права, устанавливающий (изменяющий, отменяющий) правовые нормы с целью регулирования общественных отношений. Или иначе: акт правотворчества, содержащий юридические нормы. Итак, нормативно-правовой акт представляет собой решение правотворческого органа, направленное на установление, изменение или отмену действия норм права.
В правовом регулировании участвует множество различных нормативных правовых актов.
Вопрос 3. Правовой обычай
Исторически первой формой (источником) права является правовой обычай. Под обычаем принято понимать традиционно установившееся правило поведения людей, сложившееся в результате его длительного применения и вошедшее в привычку.
С появлением же государства появились и правовые обычаи - обычаи, отвечающие либо интересам определенных групп людей (как правило, стоящих у власти), либо интересам всего общества. Следовательно, не все обычаи становятся правовыми, а лишь те из них, которые санкционируются государством и обеспечиваются его принудительной силой.
Таким образом, под правовым обычаем следует понимать исторически сложившееся правило поведения людей, санкционированное государством в качестве общепринятого правила поведения, несоблюдение которого влечет за собой меры государственного принуждения.
Все первые законы, например, Кодекс царя Хаммурапи (Древний Вавилон, XVII в. до н.э.), Законы XII таблиц (Древний Рим, V в. до н.э.) и др. были сводами обычного права.
Правовые обычаи представляют собой естественно-исторический процесс развития и становления санкционированных источников права. Будучи одной из первых исторических форм права, появившихся помимо государственной правотворческой деятельности, они инициировали последующее возникновение иных источников права санкционированного характера и способствовали их закреплению в правовых системах. Они демонстрируют особый путь, особый метод правообразования, который государство вынуждено терпеть и использовать с целью обеспечения единства и согласованности всей системы источников права. И все-таки государственный интерес присутствует и в правовых обычаях, ибо их санкционирование, правотворческое или молчаливое, свидетельствует о том, что государственная власть берет их под свое покровительство и защиту, возводит просто социальные обычаи в ранг правовых. В связи с этим, справедливо отмечает В.М. Баранов, правовой обычай — это обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства.
Правовой обычай есть объективно сложившееся в результате неоднократного повторения правило общественного поведения, основанное на соображениях его целесообразности и полезности, которое признается государством в качестве источника права. Другими словами, это вошедшее в привычку и достаточно широко применяемое правило поведения, отражающее правовое содержание общественных отношений, которому придана форма позитивного права 4. В основе правового обычая лежат признаки многократности применения, целесообразности, полезности и авторитетности выработанного практикой человеческого общения стандарта, образца поведения в определенных жизненных условиях. В отличие от других источников права правовой обычай характеризуется своеобразием своей формы. Он менее формализован и значительно больше предоставляет сторонам свободу собственного усмотрения, согласования индивидуальных воль. Следование санкционированному обычаю означает не только выражение согласия с государственной волей, но и проявление социальной солидарности с нормами общественного порядка, на которых он основывается.
Вся система реально существующих правовых обычаев образует так называемое обычное право, роль и авторитет которого в различных правовых системах мира существенно отличается. Однако замечено, что значение обычного права наиболее существенно в тех государствах, развитие которых происходило преимущественно эволюционным путем, без кардинальных изменений государственного и общественного строя, в ходе революций и жестоких гражданских войн. В основе социальной живучести и востребованности обычаев вообще и правовых обычаев в частности, лежит такое качество общественной и государственно-правовой жизни, как преемственность основных норм и институтов общества. Это наследование и совершенствование опыта и культуры прошлых эпох, способствующее эволюционному развитию государства и права. Такой путь развития характерен для англосаксонской правовой системы, африканских государств. В России Октябрьская революция 1917 г. провозгласила коренной и решительный переворот во всех сферах общественной и государственной жизни и отрицание возможности использования обычаев и правовых норм феодального и буржуазного характера. Создание нового социалистического законодательства происходило под лозунгом партийной непримиримости по отношению к прошлой общественно-экономической формации. Отсюда нормы социалистического права в значительной степени вытеснили и заменили большинство старых национальных традиций, обычаев, лишив их правовой защиты. В результате этого, правовые обычаи советского периода, впрочем, как и современной России, выглядят своеобразными вкраплениями, «островками» в общей системе позитивного права. Таким выглядит использование портовых обычаев в Кодексе торгового мореплавания РФ (ст. 134), когда время погрузки или разгрузки судов определяется соглашениями сторон или портовыми обычаями, а также ст. 5, 6 ГК РФ, разрешающие использование обычаев делового оборота или национальных обычаев при установлении фамилии и имени гражданина (ст. 19 ГК РФ). Частичное использование обычаев допускают также нормы семейного, земельного и лесного права. Вместе с тем в настоящее время в России наблюдается своеобразный «ренессанс», возрождение национального самосознания народов и соответствующих национальных традиций и обычаев. Вследствие этого возрастает роль старинных обычаев семейной и хозяйственной жизни у народов Севера, Кавказа, населения Дальнего Востока. Например, правовое закрепление за древними народами земель для охоты, земледелия или водной акватории для рыбной ловли происходит с учетом исторических особенностей их жизни. Все это свидетельствует, что правовые обычаи как особый источник права России не исчерпали себя и имеют перспективу развития.
Обычаи бывают неправовые и правовые. Неправовые обычаи – это те, которые действовали в догосударственную эпоху, либо регулируют не-правовую сферу в государственно-организованном обществе (например, этикет). Что же касается правовых обычаев, то они становится таковыми посредством санкционирования, т.е. юридического признания и защиты государством. Юридическая сила придается государством наиболее при-меняемым, общеизвестным, общепризнанным, стабильным обычаям. В результате они обретают качества источника права.
Государственное санкционирование осуществляется следующими способами: а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылке к обычаю); б) путем использования обычая в качестве основы судебного решения.
Правовой обычай характерен сегодня для традиционных (обычных) правовых систем ряда стран Африки, Азии, Океании. Он часто применя-ется в рамках небольших социальных групп, бывает тесно связан с рели-гиозными нормами (например, в Индии входит в структуру индусского права).
Советское право долгое время отрицало значимость правового обычая. Считалось, что он привносит в действующее законодательство пережитки прошлого.
Ныне в отечественной юриспруденции взгляд на правовой обычай иной. Не отрицается, что он способен играть достаточно важную роль. Помимо выполнения непосредственно регулятивной функции, он, в част-ности, удерживает в законодательстве позитивный исторический опыт общества. Современное российское законодательство использует право-вой обычай главным образом в гражданском праве (например, обычаи делового оборота). Правовой обычай встречается в ст. 130, 131, 132 Ко-декса торгового мореплавания РФ 1999 г.
Правовые обычаи как источники права сохранились до настоящего времени, хотя и потеряли свое былое значение: часть из них поглотилась законодательством либо прецедентным правом, но часть все же продолжает действовать в «чистом» виде. Они достаточно распространены в торговом, морском и гражданском праве в качестве обычаев делового оборота, на основе которых взаимодействуют партнеры, а также - в межгосударственных отношениях.
Так, в Консульском уставе (в Российской Федерации до сих пор действует Консульский устав СССР) имеются ссылки на возможность применения международного обычая. Кодекс торгового мореплавания РФ (ст. ст. 130 - 132) разрешает при отсутствии соглашения сторон руководствоваться обычаями порта для определения продолжительности погрузки и разгрузки судна и размера оплаты за их простой. Гражданским кодексом РФ (ст. 5) допускается применение обычаев делового оборота для регулирования гражданско-правовых отношений.