Ii вопрос о разделении конференции

Центральный Комитет партии, состоящий из преобладающего числа меньшевиков, предъявил Петербургской конференции требование разделиться на городскую и гу­бернскую. На неисполнение этого требования пробуют ссылаться меньшевики в оправ­дание своего ухода.

Посмотрим же, было ли это требование законно по уставу партии, было ли оно обя­зательно для конференции, было ли оно осуществимо.

Устав нашей партии совершенно определенно устанавливает демократическую ор­ганизацию ее. Организация вся строится снизу, на основе выборности. Местные

260__________________________ В. И. ЛЕНИН

организации объявлены, по уставу партии, самостоятельными (автономными) в своей местной деятельности. Центральный Комитет, по уставу, объединяет и направляет всю работу партии. Ясно отсюда, что в определение состава местных организаций он вме­шиваться не вправе. Раз организация строится снизу, вмешательство сверху в ее состав было бы полнейшим нарушением всего демократизма, всего устава партии. Допустим, что организация по тем или другим причинам соединяет разнородные части, например, соединяет вместе город и губернию. При демократическом строе удержать это соеди­нение (или предписать его) по приказу сверху нельзя. Значит, разделение возможно лишь по желанию снизу: город может отделиться от губернии, и никто ему запретить этого не может. Губерния может отделиться от города, и никто ей этого запретить не может. Если снизу ни одна сколько-нибудь крупная, сколько-нибудь обособленная часть организации не заявила требования о выделе, — значит ЦК не мот убедить в не­обходимости отделения ни одной влиятельной части организации! Пытаться при таких условиях навязать разделение сверху есть насмешка над демократизмом, насмешка над уставом партии. Это значит ни больше и ни меньше, как пытаться употребить власть ЦК во зло, т. е. не в интересах партийного единства, а в интересах одной части партии (меньшевиков), употребить власть для искажения воли и решения местных работников. ЦК настолько чувствовал несостоятельность своего требования, что в письменном общем постановлении выразился очень осторожно. Общее постановление ЦК рекомен­дует всем партийным организациям «по возможности» (буквальное выражение!) при­норовлять рамки организации к рамкам избирательных округов. Об обязательности та­кого совета не могло быть и речи, — и не было речи. Что ЦК преследовал какие-то осо­бые цели по отношению именно к Петербургу, — видно из того, что ни в одном другом городе России ЦК не требовал разделения конференции. Например, в Вилъне в город­скую конференцию входят также с.-д. представители заведений, находящихся за чер­той города, т. е. в другом




_____________________ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ И ВЫБОРЫ В ДУМУ____________________ 261

избирательном округе. О разделении Виленской конференции ЦК и не думал подни­мать вопроса!

В Одессе тоже была одна общая конференция, хотя и там часть заведений находится вне полицейской черты города. Да можно ли назвать хоть один крупный город, в кото­ром бы рамки организации соответствовали полицейскому делению на город и часть губернии? Можно ли серьезно говорить о том, чтобы в крупных городах, центрах рабо­чего с.-д. движения, отделять пригороды, отделять самые крупные зачастую фабрики, самые пролетарские «предместья»? Это — такая грубая насмешка над здравым смыс­лом, что только самые неразборчивые в поисках повода к расколу люди могли ухва­титься за такой повод.

Посмотрите на районы Петербурга, чтобы убедиться в неосуществимости требова­ния разделить конференцию. Чтобы совершить разделение организации вообще или конференции в частности на городскую и губернскую, надо либо знать адрес, местожи­тельство каждого члена партии, либо иметь уже готовые ячейки, отделы, районы, обра­зованные по территориальному признаку, т. е. районы, составленные на основании ме­стожительства членов партии или места нахождения фабрик в том или ином полицей­ском участке.

А мы видим, что в С.-Петербурге (как, вероятно, и в большинстве городов России) районы, подрайоны и низшие ячейки образованы не только по территориальному (ме­стному) признаку, но и по профессиональному признаку (то или иное ремесло, занятие рабочих и населения вообще) и по национальному признаку (различная националь­ность, иной язык).

Например, в С.-Петербурге есть Железнодорожный район. Он составлен по профес­сиональному признаку. Как его разделить на городскую и губернскую часть? По месту жительства каждого отдельного железнодорожника: Петербург, Колпино, другие стан­ции? Или по месту нахождения поездов, которые, к несчастью для нашего ЦК, имеют обыкновение передвигаться от «города» Петербурга «в губернию» и даже в разные гу­бернии?




262__________________________ В. И. ЛЕНИН

Попробуйте разделить Латышский район! А дальше еще идут Эстонский и военная организация.

Даже территориальные районы нельзя разделить. Рабочие на конференции указали на это сами. Встает рабочий Московского района и говорит: я знаю фабрики в нашем районе, находящиеся недалеко от городской черты. Когда кончаются работы, сразу видно, что часть рабочих направляется в «город», другая — «в губернию». Как же мы теперь делить здесь будем? И рабочие прямо смеялись над предложением ЦК.

Только очень наивные люди могут не замечать белыми нитками сшитой подкладки всего происшествия. Только очень наивные люди могут говорить: надо было все же попробовать разделиться «приблизительно», «по возможности».

Если делить приблизительно, значит надо допустить некоторый произвол, ибо точно разделить Латышский, Железнодорожный и др. районы невозможно. А всякий произ­вол вызвал бы новые, бесконечные протесты, жалобы, новые постановления ЦК, дал бы бездну новых поводов к расколу. Посмотрите на список районов (приведенный выше) — вы увидите, что могли бы найтись люди, которые объявили бы чисто городскими, несомненно городскими, только четыре района: Василеостровский, Городской, Вы­боргский, Петербургский. Почему только эти? Потому, что в них получилось бы преоб­ладание меньшевиков. А каким образом можно бы оправдать такой произвол?

А каким образом оправдал ЦК тот произвол, что Вильну он и не подумал делить, а от С.-Петербурга потребовал разделения? Если вы станете спорить против произвола, кто будет решать окончательно ваш спор? Ведь тот же самый ЦК...

Даже самые наивные люди поймут теперь, что жалобы на состав конференции и на ее отказ разделиться — простой отвод глаз. А суть дела в том, что меньшевики решили не подчиниться большинству петербургской организации и произвести раскол накану­не выборов, чтобы переметнуться от социалистов-рабочих к кадетам.

_____________________ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ И ВЫБОРЫ В ДУМУ____________________ 263

III

Наши рекомендации