Фофанова Л.А. Высшая бюрократия России XVIII –начала XXI в. Тенденции развития и особенности социального облика. Программа специального курса. Екатеринбург, 2006.
Фофанова Л.А. Теория государственного управления. Краткий курс лекций. Екатеринбург, 2010.
Фофанова Л.А. Теория и практика государственного управления. Екатеринбург, 2006.
Источники
Генеральный регламент Коллегиям. 28 февраля 1720 г. // Полное собрание законов Российской империи. – Собр.1. – СПб., 1830. – Т.6. – № 3534.
Общее учреждение министерств. 25 июня 1811 г. // Полное собрание законов Российской империи. – Собр.1. – СПб., 1830. – Т. 31. – № 24686.
Учреждение для управления губерний Всероссийской империи. 1775 г. // Полное собрание законов Российской империи. – Собр.1. – СПб., 1830. – Т.20. – № 14392.
Учреждение губернских правлений. 2 января 1845 г. // Полное собрание законов Российской империи. – Собр.2. – СПб., 1830. – Т. XX. – № 18580.
Учреждение губернских правлений // Свод законов Российской империи. – Спб., 1892. – Т. II. – Ч. II.
VI.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Фонд оценочных средств (средства контроля учебных достижений студентов и аттестационно-педагогические измерительные материалы):
-тесты;
-задания (для практических работ);
-экзаменационные билеты.
Материально-техническое оснащение дисциплины:
Общие требования:
Наличие мультимедийного оборудования.
VII. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
1.Текущий контроль и оценивание результатов освоения дисциплины
Контролируемые мероприятия, утвержденные кафедрой по согласованию с преподавателем | Раздел, тема дисциплины | Сроки – семестр, учебная неделя | Максимальная оценка в рейтинговых баллах, утвержденная кафедрой |
Письменные развёрнутые ответы на вопросы | Р.1 – Р.6 | 4 - 7 | |
Выполнение самостоятельных практических работ | Р.2 – Р.6 | 12 - 14 | |
Итого: |
Промежуточный контроль и оценивания результатов освоения дисциплины
Форма промежуточного контроля | Максимальная оценка в рейтинговых баллах |
Экзамен |
2.Устанавливаемый кафедрой коэффициент соотношения результатов текущего контроля и промежуточного контроля по итогам освоения дисциплины
Коэффициент результата текущего контроля | 0,5 |
Коэффициент результата промежуточного контроля | 0,5 |
ЧАСТЬ 2.
Введение
В процессе изучения курса студенты овладевают знаниями по истории государственного устройства России и СССР, современности, развитии и функционировании трех ветвей власти, изучают порядок формирования, полномочия, структуру органов государственной власти. Специальное внимание уделяется главе государства, высшим органам законодательной и исполнительной власти; госвласти субъектов Российской Федерации. Характеризуется система судебных органов в их развитии с 1917 г. по настоящее время, прокуратуры. Раскрывается современная научная трактовка основных терминов и понятий теории и истории государства; рассматриваются организационные формы, взаимосвязи и место в государственном аппарате важнейших учреждений; механизм принятия решений и процессуальный порядок их оформления.
1. Цель курса: овладеть системой знаний об организации и функционировании органов государственной власти в годы советской власти и на современном этапе; дать студентам системные знания о процессе их развития, трех самостоятельных ветвях власти; раскрыть сущность проблем, стоящих на пути их совершенствования.
.
1. Задачи курса:
Изучить:
- современную научную трактовку основных терминов и понятий теории и истории государства;
- процесс развития государственного аппарата страны в годы советской власти с 1917 г.;
- формирование и развитие СССР, России как федеративного государства;
- попытки модернизации политической системы страны во второй половине
1980-х гг.— 1991 г.;
- процесс реформирования госучреждений Российской Федерации в 1990 —2000-е гг.;
- тенденции развития, организационное устройство государственного аппарата СССР и Российской Федерации
- статус, порядок избрания, полномочия глав государства в 1917–2000-е гг.
- порядок формирования, полномочия, структуру высших органов законодательной власти в 1917–2000-е гг.
- порядок формирования, полномочия, структуру правительства
в 1917–2000-е гг.
- Советы как местные органы государственной власти
- систему органов власти субъектов РФ в 1990–2000-е гг., в т. ч. Свердловской области
- формирование и развитие судебной системы, организацию Прокуратуры как централизованной системы;
3. Место и роль дисциплины в системе профессионального
образования
Курс занимает важное место в подготовке специалистов по историко-архивоведению, поскольку дает знания, необходимые для проведения различных видов работы с документами — фондирования, экспертизы ценности, систематизации и классификации, организации научно-справочного аппарата, публикации и т. д.
Знание истории государственных учреждений помогает студентам при изучении других курсов — отечественной истории, истории и современной организации делопроизводства, источниковедения, архивоведения, значительно облегчает поиск материалов для научной работы, т. к. большинство документов в отечественных архивах систематизировано по фондам-комплексам, отложившимся в деятельности отдельных учреждений.
Знание истории государственных учреждений России необходимо историкам-архивистам в их практической деятельности, а также при изучении проблем социально-экономической, политической, культурной истории нашей страны, пригодится при работе в области политологии, государственного и муниципального управления, организации государственной службы и делопроизводства.
Требования к уровню освоения содержания курса
Студенты в результате изучения курса должны знать:
- основные тенденции развития государственных учреждений в СССР и России в годы советской власти и постсоветской России
- уметь самостоятельно работать с законодательными и нормативными актами, регламентирующими организацию и функционирование органов государственной власти;
- критически оценивать, анализировать их основные положения;
- анализировать современные российские реалии в сфере организации государственной власти;
Методическая новизна курса
От смежных по объекту изучения дисциплин историю госучреждений отличает системность и детальность анализа основных характеристик конкретного учреждения и госаппарата в целом: перемены в функциях, компетенции, организационной структуре, методах деятельности, персональном составе и т. д. Это выделяет историю госучреждений из российской политической истории как таковой. От правоведческих дисциплин ("Административное право", "Конституционное право") историю госучреждений отличают ретроспективный подход, а также широкая источниковая база: это нормативные акты (Конституция РФ, федеральное законодательство, указы Президента, постановления Правительства, законы субъектов), публицистика, воспоминания государственных деятелей, представляющие различные точки зрения на те или иные события, позволяющие проследить механизм принятия важных решений.
II. Содержание курса
1. Темы и разделы курса
Раздел 1.
СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО УЧРЕЖДЕНИЯ