Теории происхождения государства.
Класс: 9
Домашняя работа. Учебник параграф № 2; стр. 20, задание 2-3.
Подготовить сообщение о современных формах правления в разных странах мира
Теории происхождения государства.
n Божественная (теологическая) Августин Блаженный, Фома Аквинский
n Патриархальная (государство – от власти отца в семье) Р. Филмер
n Теория насилия (один народ завоевывает другой) Е.Дюринг, Д. Юм
n Договорная (Гоббс, Локк, Руссо)
n Классовая (Маркс)
n Психологическая (есть люди, которые стремятся к власти)
n Ирригационная
Теории:1- патриархальная, 2-материалистическая (марксистская), 3-психологическая, 4-расовая,
5- теологическая (божественная), 6-теория насилия, 7- теория договора.
Задание. Определите, какие теории происхождения государства кратко изложены ниже.
Изложение теории | Теория | |
а) Основатели церкви имели два меча; один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. Вообще процесс возникновения государств подобен процессу сотворения Богом мира | ||
б) Государства появились в результате коренных изменений в экономике в самом первобытном обществе. Произошло разделение труда. Появились богатые и бедные, образовались классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство | ||
в) Человеческие расы физически и психологически неравноценны. Есть раса высшая и расы низшие. Высшая раса призвана господствовать над остальными с помощью государства и законов | ||
г) Войны, грубая сила — вот «повивальная бабка государства». Государство создается завоевателями и выполняет роль средства поддержания господства над побежденными | ||
д) После многолетних кровавых разборок по поводу того, кто кому должен подчиняться, люди собрались вместе и договорились, что одни будут править (соблюдая при этом определенные правила и неся «бремя власти»), а другие их слушаться, платить налоги» нести военную службу и т. д. | ||
е) Государство происходит из семьи и является результатом ее разрастания. Оно — высшая форма человеческого общения. Государственная власть — это продолжение отцовской власти, власти главы семьи | ||
ж) Государство с соответствующими проявлениями власти является следствием того, что у одних людей сильна потребность властвовать, а у других — подчиняться. Народ — пассивная масса, предназначенная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качествами лидеров, правителей, хозяев | ||
Государство –организацияполитической власти в обществе.
Государство — это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.
4.3.Форма государства.
Форма государства – это совокупность его признаков, включающих:
- Форму правления - Политический режим - Национально – территориальное устройство
4.4.Признаки государства:
- Единая территория и границы
- Государственный аппарат
- Единство законов
- Публичная власть (органы принуждения)
- Налоги
- Суверенитет – независимость государства во внешних и внутренних делах
Функции государства
А. Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.
1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни, строительстве инфраструктуры (дорог, транспортных, энергетических, информационных и других систем), государство должно создать правовые основы рынка, т. е. как бы разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Однако государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями некоторых особо важных отраслей народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.
2. Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления им гармонизации интересов различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять как бы срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государстве. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, ведет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.
3.Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья для малооплачиваемых, налаживание четкой работы транспорта и связи - это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Однако и в этом деле нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они высоки, то у предпринимателей теряется стимул работать. Общество может деградировать. Но в то же время социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества.
4. Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка-это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности), организационно-правовой, осуществляемый исполнительными органами (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций) и др. Борьба с правонарушениями - очень важная сторона правоохранительной деятельности государства. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, - немалые, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Однако, если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящая элита должна подумать над тем, эффективно ли она управляет обществом.
5. Экологическая функция в последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушает баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и организаций в области использования окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды).
Существуют также дополнительные функции государства, например, функции обеспечения национальной безопасности, строительства дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.
Б. Внешние функции - это основные направления его деятельности на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимосвязанным.
1. Функция обороны имела первостепенное значение в прежние времена. В настоящее время мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение. И, тем не менее, даже развитые страны, накопившие немалый опыта мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в короткие сроки и на больших расстояниях наносить разрушительные удары.
2. Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения-это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.
3. Поддержка мирового правопорядка (внешнеполитическая функция) заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности -постоянный орган ООН. Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства. Организация американских государств. Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.).
4. Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).
5.Культурное сотрудничество между странами осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров междугосударствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.
6. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др.).
Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов.
Форма правления.
Форма правления - способ организации государственной власти, формы её взаимодействия с обществом.
Основные формы правления: монархия и республика.
Монархия –форма правления, при которой государственная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха – и передаётся по наследству.
Монархия | |||
Абсолютная | Ограниченная | ||
Теократическая | Конституционная (парламентская, парламентарная) | Сословно-представительная | Дуалистическая |
Пример: Ватикан | Пример: Великобритания | Пример: Российская империя в 1906-1917 гг. |
Признаки монархии:
-Монарх – глава государства
- Власть передаётся по наследству
- Монарх – выше народа и не подчиняется судопроизводству.
Исторические формы монархии:
- Сословно – представительная - Абсолютная
Редкая форма монархии:
-Выборная монархия (Речь Посполитая в XVI-XVIII вв.)
Существует несколько систем наследования престола:
1) кастильская, принятая в странах Скандинавии, не делает различия между мужчиной и женщиной. Решающее значение при наследовании престола имеет не пол наследника, а старшинство. Следовательно, наличие в семье монарха старшей дочери не дает возможности стать королем младшему сыну;
2) салическая, допускающая к престолу женщин только в том случае, если у короля нет сыновей. Другими словами, младший брат исключает возможность для старшей сестры занять
престол;
3) австрийская — самая жесткая система, принятая в России после правления Екатерины II, допускающая женщин к престолу только в том случае, если в царском роду вообще не останется
мужчин.
Республика– (res publica) – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам.
Республика | ||
Президентская | Парламентская | Смешанная (президентско-парламентская) |
Пример: США | Пример: ФРГ | Пример: РФ |
Признаки президентской республики:
- Глава государства – президент - Президент формирует правительство
- Правительство отвечает перед президентом - Президент избирается на референдуме
- Президент имеет вето на законы - Президент не отвечает перед парламентом и не может его распустить
Признаки парламентской республики:
- Правительство – формируется из числа лидеров партии, победившей на выборах
- Правительство отвечает перед парламентом
- Президент избирается не всем народом - Глава государства – президент
- Глава исполнительной власти – премьер-министр
- Президент имеет вето на законы ( не всегда!)
Признаки смешанной республики:
- Глава государства – президент - Глава исполнительной власти - премьер-министр
- Чёткое разделение властей - Сильная власть президента
- Правительство формируется президентом, отвечает перед президентом и парламентом
- Каждая из ветвей власти может контролировать другую ветвь власти (система сдержек и противовесов)
- Президент имеет вето на законы
Теократическая республика.
Задание. Заполнить таблицу:
Линии сравнения | Республика | ||
президентская | Полупрезидентская (смешанная, президентско-парламентская) | парламентская | |
1. порядок избрания президента | Всенародное голосование | На заседании парламента | |
2. порядок формирования правительства | Президент формирует правительство | Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах партии, правительство должно получить вотум доверия парламента | Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии |
3. ответственность правительства | Перед президентом. Вотум недоверия парламента правительству невозможен | Двойная ответственность перед парламентом и правительством; президент не отвечает за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен | Перед парламентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом иди одному из его членов, что приводит к отставке правительства |
4. право роспуска парламента у президента | - | Президент имеет право роспуска парламента | |
Право вето на законы | имеет | Имеет не всегда | |
5. наличие поста премьер-министра | - | Существует пост премьер-министра | |
6. объем полномочий президента | Президент глава государства и глава исполнительной власти | Президент глава государства. Исполнительная власть разделена между президентом и правительством | Президент имеет номинальные ( представительские) полномочия, он совершает любые действия по рекомендации правительства |
8. Примеры современных государств | США | Австрия, РФ, Франция | Германия, Индия, Италия, Швейцария |
Задание. Заполнить таблицу:
Линии сравнения | Республика | ||
президентская | Полупрезидентская (смешанная, президентско-парламентская) | парламентская | |
1. порядок избрания президента | |||
2. порядок формирования правительства | |||
3. ответственность правительства | |||
4. право роспуска парламента у президента | |||
5. наличие поста премьер-министра | |||
6. объем полномочий президента | |||
8. Примеры современных государств |
Задание. Заполните таблицу:
Линии сравнения | Монархии | ||
Абсолютная | Дуалистическая | Конституционная ( парламентская) | |
1. законодательная власть | |||
2. исполнительная власть | |||
3. назначение главы правительства | |||
4. ответственность парламента | |||
5. право роспуска парламента | |||
6. право veto монарха на решения парламента | |||
7.Чрезвычайно- указное законодательство монарха | |||
8. Примеры современных государств |
Линии сравнения | Монархии | ||
Абсолютная | Дуалистическая | Конституционная ( парламентская) | |
1. законодательная власть | монарх | Разделена между монархом и парламентом | парламент |
2. исполнительная власть | монарх | монарх | формально -монарх, фактически - правительство |
3. назначение главы правительства | монарх | монарх | формально -монарх, но с учетом парламентских выборов |
4. ответственность парламента | Перед монархом | Перед монархом | Перед парламентом |
5. право роспуска парламента | - (парламент отсутствует) | У монарха | У монарха ( по рекомендации правительства) |
6. право veto монарха на решения парламента | - | Абсолютное veto | Предусмотрено, но не используется |
7.Чрезвычайно- указное законодательство монарха | неограниченное | В период между сессиями парламента | Предусмотрено, но не используется |
8. Примеры современных государств | Бахрейн, Кувейт, Катар, Оман, Саудовская Аравия | Иордания, Марокко, Непал | Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония |
4.6. Правовое государство.
Признаки правового государства:
- Верховенство закона - Разделение властей
- Гарантия прав и свобод граждан - Взаимная ответственность государства и личности
Светское государство.
Признаки светского государства.
- Нет государственной религии - Свобода слова
- Свобода вероисповедания - Школа отделена от церкви - Церковь отделена от государства
Социальное государство.
Это государство, которое заботится о инвалидах, малообеспеченных, материнстве и детстве; есть социальное обеспечение, пенсии, стипендии, пособия.
Признаки:
1. Достойный уровень заработной платы трудоспособных граждан
2 Высокий уровень удовлетворения людьми своих потребностей.
3. Мощная социальная защита нетрудоспособных слоев населения.
4. Хорошая система образования, здравоохранения и другихсоциальных услуг.
5. Минимизация социальных различий.
6. Реализация социальной справедливости.
7. Мирное разрешение социальных конфликтов.
Социальное государство — это государство благосостоятель-
ных людей, в котором формальное равенство граждан постепенно
становится равенством фактическим.
Социа́льное госуда́рство (нем. Sozialstaat[1]) — государство, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся[2].
Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.
Однако социальное государство здесь по своей сути кардинально отличается от социалистического[3].
Полице́йское госуда́рство — образное выражение, используемое для общественного строя, при котором власть жёстко (в том числе с помощью репрессий) стремится контролировать социальную, экономическую и политическую жизнь граждан.
В полицейском государстве законодательная и исполнительная власти слабо разделены; такое государство зачастую имеет признаки тоталитаризма или авторитаризма.
Признаки полицейских государств являются спорными; сами государства не называют себя так. Обычно термин «полицейское государство» используется внутренними и внешними противниками существующего режима.
К примерам полицейского государства можно отнести ЮАР в эпоху апартеида или Германию времён Третьего рейха, а также любое государство, в котором действует военная хунта, например, Чили во времена режима Аугусто Пиночета.
В романе Джорджа Оруэлла «1984» описывается Британия, находящаяся под властью тоталитарного социалистического режима и ведущая нескончаемую войну. Война является поводом для подавления всяческих прав и свобод, проведения полицейских операций. Вследствие такой политики в государстве подавлена не только свобода действия, но и свобода мысли.
Страна неизвестных отцов в романе «Обитаемый остров» представляла собой государство, в котором несколько анонимных правителей манипулировало общественным сознанием большинства граждан с помощью специальных башен. Излучение башен не манипулировало сознанием так называемых «выродков», которыми являлись все неизвестные отцы и некоторые немногочисленные граждане, которые сопротивлялись этим правителям. Однако при включении башен выродки испытывали ужасную головную боль. На землян башни не действовали никак.
Роман-антиутопия Евгения Замятина «Мы» рассказывает об обществе, находящемся под тотальным контролем государства. Люди живут в домах со стеклянными стенами, что позволяет контролировать даже интимную жизнь, имена и фамилии заменены номерами, единственный способ получать информацию — подцензурная правительственная газета.
Типы политических режимов.
Политические режимы | ||
Демократия | Авторитаризм | Тоталитаризм |
Пример: Великобритания | Пример: СССР в эпоху Л.И.Брежнева | Пример: СССР в эпоху И.В.Сталина |
Политические режимы | ||||
Демократические | Недемократические | |||
Либеральные | Парламентские | Тоталитарный | Авторитарный | Военные |
Режим определяется
- уровнем развития и интенсивностью политических процессов
- гарантией прав и свобод
- типом легитимности
- структурированностью правящей элиты
- политическим сознанием и поведением
Демократия.
Демократия – политический режим, при котором установлены и осуществляются народовластие, права и свободы граждан, осуществляется контроль общества над государством.
Признаки демократии:
-Народ – источник власти -Выборность органов власти
-Права и свободы граждан -Подчинение меньшинства большинству
Слабость демократии:
- Народ не всегда может прямо влиять на правительство, а только через представителей.
- Не всегда учитывается голос меньшинства
- Демократия может выродиться в анархию и диктатуру.
Виды демократии:
- Либеральная демократия - Парламентская демократия
Особенности либеральной демократии:
- Право человека выше права государства - Уважение прав меньшинства
- Многопартийность - Разделение властей - Верховенство закона - Плюрализм
Тоталитаризм.
Тоталитаризм – политический режим, при котором осуществляется полный контроль государства над личностью.
Признаки тоталитаризма:
- Однопартийная система - Единая идеология
- Вождизм - Подавление гражданских прав и свобод
- Подчинение законодательной власти исполнительной - Ведущая роль силовых структур
- Подавление оппозиции - Репрессии
Авторитаризм.
Авторитаризм – политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного или нескольких людей; частичный контроль государства над обществом.
Военная хунта –политический режим военной диктатуры, установившейся в результате государственного переворота, причём не обязательно в испаноязычной стране — греческая военная хунта («чёрные полковники») или хунта Мьянмы.
Исторические формы политических режимов:
- Азиатская деспотия – форма самодержавной неограниченной власти
- Тирания – форма государственной власти установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении
1. Деспотический режим(от греч. despoteia — неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но поскольку фактически деспот один управлять не может, он вынужден
перепоручать некоторые управленческие дела другому лицу, пользующемуся у него особым доверием (в России это были Малюта Скуратов, Меншиков, Аракчеев). На Востоке это
лицо называли визирем. За собой деспот непременно оставлял карательную и налоговую функции. Воля деспота произвольна и иной раз проявляется не только как самовластие, но и как самодурство. Главное в деспотическом государстве — повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота, это — религия,
она является обязательной и для государя.
Для деспотии характерно жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласияподвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают своей суровостью, причем они, как правило, не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Главной санкцией,применяемой наиболее часто, является смертная казнь. При
этом власть стремится к ее наглядности, с тем чтобы посеять в народе страх и обеспечить его повиновение. Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием
подданных. Отсутствие элементарных прав и свобод сводит их на положение скотины. Речь может идти лишь об удовлетворении физиологических потребностей, да и то не в полной мере.
2. Тиранический режим(от греч. —мучитель) устанавливается, как правило, на территории, подвергшейся военному завоеванию. Он основан на единоличном правлении, однако характеризуется наличием института наместника, а не института доверенного
лица (визиря). Власть тирана жестокая. Стремясь подавить сопротивление, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет, т. е. превентивно, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны связано, как правило, с физическим и моральным насилием не только над людьми, но и над обычаями народа. Когда новые правители вводят порядки, противные образу жизни и мыслей людей, особенно если навязывают иные религиозные нормы, народ
переживает тираническую власть очень тяжело (Османская империя). Законы не действуют, поскольку тираническая власть, как правило, не успевает их создать.
3. Тоталитарный режим(от позднелат. — полный, целый, всеобъемлющий) иначе можно назвать всеохватывающей властью. Экономической основой тоталитаризма является крупная
собственность: феодальная, монополистическая, государственная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологии. Совокупность представлений о социальной жизни задается правящей элитой. Среди таких представлений выделяется главная ≪историческая≫ идея: религиозная (в Ираке, Иране), коммунистическая (в бывшем СССР: нынешнее поколение будет жить при коммунизме), экономическая (в Китае: догнать и перегнать путем большого скачка Запад), патриотическая или державная и др. Причем идея формулируется настолько популярно, просто, что ее могут понять и принять к руководству все слои общества, даже самые необразованные. Искренней поддержке власти населением способствует монополия государства на средства массовой информации. Существует одна правящая партия, которая объявляет себя ведущей силой общества. Поскольку эта партия дает ≪самые правильные установки≫, ей в руки отдаются бразды правления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. Тоталитаризм характеризуется крайним центризмом. Центром же тоталитарной системы является вождь. Его положение
сродни божественному. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему жестоко преследуется. На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов. Среди государственных органов выделяется ≪силовой кулак≫ (милиция, органы госбезопасности, прокуратура и т. д.). Карательные органы постоянно разрастаются, поскольку именно им предстоит применять насилие, носящее характер террора — физического и психического. Устанавливается контроль над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, личной и др., а посему жизнь в таком государстве становится как за стеклянной перегородкой. Личность ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут даже провозглашаться. Одна из основных характеристик тоталитаризма
Одна из основных характеристик тоталитаризма — милитаризация. Идея о военной опасности, об ≪осажденной крепости≫необходима для сплочения общества по принципу военного лагеря.Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и не прочьпоживиться за счет других стран и народов (Ирак, бывшийСССР). Агрессия помогает добиться сразу нескольких целей:отвлечь народ от мыслей о его бедственном положении, обогатиться,
удовлетворить тщеславие вождя. Тоталитарный режим Западная Европа испытала на себе в
Средние века (религиозный тоталитаризм). В настоящее время он существует во многих странах Азии, в недавнем прошлом — в СССР и странах Восточной Европы.
4. Фашистский (расистский) режим (от лат. — пучок, связка, объединение) отличается от тоталитаризма тем, что он замешан на националистической (расистской, шовинистической) идеологии, которая возводится в ранг государственной. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, их права и обязанности зависят от национальности. Одна нация объявляется ведущей в государстве или даже в мировом
сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Существование других наций допускается, но на подсобных ролях. Фашизм, будучи ≪озабочен≫ судьбой мирового сообщества, предлагает избранную нацию в качестве ведущей не только в своем государстве. Шовинистические (расистские) круги сначала выражают лишь желание ≪облагородить≫ этой нацией весь мир, а затем нередко приступают к практическому осуществлению своих замыслов: начинают агрессию против других стран. Милитаризация, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия существенно отличают
фашизм от тоталитаризма, который ищет врагов внутри государства и на них обращает всю мощь карательного аппарата. Таковы основные отличительные признаки фашизма. В остальном он сходен с тоталитаризмом, и поэтому многие считают фашизм как бы разновидностью тоталитаризма. Сходство этих двух видов политического режима проявляется и в геноциде.
5. Авторитарный режим(от лат. — властный), хотя по сравнению с рассмотренными выше видами режима и является более мягким, все же нельзя отнести к режимам, при которых людям дышится свободно. При авторитарном режиме власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то что существуют представительные органы, реально они в государстве никакой роли не играют, а существуют лишь для декора, придания власти некоей цивилизованности, выборы ее проводятся, но формально. Реально жизнь в стране направляется волей правящей элиты, которая себя не ограничивает правом, а живет по своим правилам. Внутри правящей элиты выделяется лидер. Его влияние очень значительно, однако он в отличие от вождя не склонен принимать решения единолично. Лидером обычно становится сильная личность. В авторитарном государстве управление чрезмерно централизовано. Инициатива с мест не допускается, если на то не получено разрешение из центра. Вот почему авторитарное государство опирается на полицейский и военный аппарат (Испания периода правления Франко,Чили периода власти Пиночета). Суд в таком государстве — вспомогательный инструмент. Широко используются также внесудебные
методы расправы (психиатрические больницы, выдворени