Избирательный кодекс Российской Федерации 24 страница

1. Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию, организующую референдум соответствующего уровня, с ходатайством о регистрации группы.

2. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум.

3. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена группы и ее уполномоченных представителей.

4. Если инициативная группа по проведению референдума образована гражданами Российской Федерации, ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы. К указанному ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

5. Если инициативная группа по проведению референдума образована общественным объединением, к ходатайству инициативной группы должны быть приложены:

1) нотариально удостоверенная копия устава общественного объединения;

2) нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи об общественных объединении или о его структурном подразделении в единый государственный реестр юридических лиц;

3) протокол или выписка из протоколов съезда, конференций, общего собрания общественного объединения, заседания руководящего органа указанного объединения или его регионального отделения, иного структурного подразделения, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума, подписанные уполномоченным на то лицом (лицами) и заверенные печатью общественного объединения.

Статья 17.4. Регистрация инициативной группы по проведению референдума

1. Избирательная комиссия, организующая референдум, не позднее чем через 30 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять одно из следующих решений:

1) о регистрации инициативной группы по проведению референдума;

2) об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума;

3) о необходимости уточнения вопроса, предложенного инициативной группой по проведению референдума.

2. Избирательная комиссия, организующая референдум, при необходимости привлекает соответствующих специалистов для проведения юридической и(или) лингвистической экспертизы вопроса, предложенного инициативной группой по проведению референдума.

3. Основанием для принятия решения, указанного в пункте 3 части 1 настоящей статьи, является несоответствие формулировки данного вопроса требованиям частей 8 или 9 статьи 16.1 настоящего Кодекса при условии, что инициативной группой по проведению референдума соблюдены остальные требования настоящего Кодекса.

4. В случае принятия решения, указанного в пункте 3 части 1 настоящей статьи, инициативная группа по проведению референдума в течении 30 дней со дня принятия указанного решения должна предложить новую формулировку вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум.

5. В случае отказа в регистрации инициативной группы соответствующая избирательная комиссия обязана в течение одних суток с момента принятия указанного решения выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию решения комиссии с изложением оснований отказа.

6. Основанием для отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума являются:

1) несоответствие вопроса, предложенного инициативной группой по проведению референдума, требованиям частей 3 – 7 статьи 16.1 настоящего Кодекса;

2) несоответствие инициативной группы требованиям статьи 17.2 настоящего Кодекса;

3) несоответствие ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов требованиям статьи 17.3 настоящего Кодекса;

4) невыполнение инициативной группой по проведению референдума требования части 4 настоящей статьи.

7. В случае принятия решения о регистрации инициативной группы избирательная комиссия, организующая референдум, в течение одних суток с момента принятия указанного решения выдает уполномоченному представителю инициативной группы регистрационное свидетельство и документ, дающий право на открытие специального счета референдума.

8. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума должно содержать вопрос, предложенной данной группой для вынесения на референдум.

9. Решение о регистрации инициативной группы публикуется в соответствующих периодических печатных изданиях в течение пяти дней со дня его принятия.

10. После регистрации инициативной группы по проведению референдума формулировка вопроса, предложенного для вынесения на референдум, не может быть изменена.

Статья 17.5. Особенности инициирования местного референдума во вновь образованном муниципальном образовании

1. Если во вновь образованном муниципальном районе, городском округе, внутригородской территории города федерального значения не сформирована избирательная комиссия муниципального образования, инициативная группа по проведению референдума обращается с ходатайством о регистрации в избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации

2. Если во вновь образованном поселении не сформирована избирательная комиссия муниципального образования, инициативная группа по проведению референдума обращается с ходатайством о регистрации в избирательную комиссию соответствующего муниципального района.

3. Избирательная комиссия, указанная в части 1 или 2 настоящей статьи, принимает решение о регистрации инициативной группы либо об отказе в регистрации в соответствии с положениями статьи 17.4 настоящего Кодекса.

4. В случае принятия избирательной комиссией, указанной в части 1 или 2 настоящей статьи, решения о регистрации инициативной группы данная комиссия не позднее чем через 14 дней формирует временную избирательную комиссию муниципального образования с соблюдением требований, предусмотренных частью 1 статьи 5.20 настоящего Кодекса.

5. Временная избирательная комиссия, указанная в части 4 настоящей статьи, со дня своего первого заседания выполняет полномочия избирательной комиссии, организующей референдум.

6. Полномочия временной избирательной комиссии, указанной в части 4 настоящей статьи, прекращаются со дня первого заседания избирательной комиссии муниципального образования, образованной в соответствии со статьей 5.12 настоящего Кодекса.

Глава 18. Сбор подписей в поддержку проведения референдума

Статья 18.1. Общие правила сбора подписей избирателей в поддержку проведения референдума

1. Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума должна представить в избирательную комиссию, организующую референдум, подписи избирателей в поддержку проведения референдума.

2. В случае инициирования референдума на территории с числом избирателей не более 10 тысяч сбор подписей избирателей осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи и статьи 18.2 настоящего Кодекса.

3. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что сбор подписей избирателей осуществляется в соответствии с положениями статьи 18.2 настоящего Кодекса при инициировании референдума на территории с большим числом избирателей, чем это предусмотрено частью 2 настоящей статьи, если при этом число подписей необходимое для регистрации кандидата (списка кандидатов) будет не более 500.

4. При инициировании референдума на территории, не подпадающей под действие частей 2 и 3 настоящей статьи, сбор подписей избирателей осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи и статьи 18.3 настоящего Кодекса.

5. Срок сбора подписей избирателей в поддержку проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

6. Устанавливаемый законом субъекта Российской Федерации срок сбора подписей в поддержку проведения референдума субъекта Российской Федерации не может быть менее трех месяцев.

7. Устанавливаемый законом субъекта Российской Федерации срок сбора подписей в поддержку проведения местного референдума не может быть менее двух месяцев.

8. Если законом субъекта Российской Федерации срок сбора подписей не установлен либо установленный законом субъекта Российской Федерации срок сбора подписей не соответствует требования части 6 или 7 настоящей статьи, применяются сроки, указанные соответственно в части 6 или 7 настоящей статьи.

9. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих правом на участие в референдуме на той территории, где планируется проведение референдума.

10. При сборе подписей действуют правила, предусмотренные частями 2, 3, 9 – 13 статьи 10.13 настоящего Кодекса. При этом вместо указанных в этой статье субъектов избирательного процесса «кандидат» и «избирательное» объединение» следует читать: «инициативная группа по проведению референдума», вместо слов «в поддержку выдвижения кандидата или списка кандидатов» следует читать: «в поддержку инициативы проведения референдума», вместо слов «число подписей, необходимых для регистрации» следует читать: «число подписей, необходимых для назначения референдума», вместо слов «избирательная комиссия, регистрирующая кандидатов, списки кандидатов» следует читать: «избирательная комиссия, организующая референдум», вместо срока, указанного в статье 10.4 настоящего Кодекса, используется срок, установленный в соответствии со статьей 18.1 настоящего Кодекса.

11. В каждом подписном листе указываются:

1) наименование субъекта Российской Федерации или муниципального образования, на территории которого предлагается проведение референдума;

2) вопрос, предлагаемый для вынесения на референдум;

3) номер регистрационного свидетельства инициативной группы по проведению референдума и дата его выдачи.

12. Формы подписного листа приведены в Приложении 2 к настоящему Кодексу.

Статья 18.2. Сбор подписей избирателей на небольших территориях

1. Количество подписей, собранных в соответствии с настоящей статьей, которое необходимо для назначения референдума, устанавливается законом.

2. Устанавливаемое законом субъекта Российской Федерации количество подписей избирателей, которое необходимо для назначения референдума, не может превышать 5 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории.

3. Сбор подписей избирателей в поддержку проведения референдума может начинаться со дня, следующего за днем выдачи инициативной группе по проведению референдума регистрационного свидетельства.

4. При сборе подписей действуют правила, предусмотренные частями 3, 5, 6 статьи 10.14 настоящего Кодекса. При этом права и обязанности уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума соответствуют установленным данными частями правам и обязанностям уполномоченного представителя избирательного объединения.

Статья 18.3. Сбор подписей избирателей на больших территориях

1. Количество подписей, собранных в соответствии с настоящей статьей, которое необходимо для назначения референдума, устанавливается законом.

2. Устанавливаемое законом субъекта Российской Федерации количество подписей избирателей, которое необходимо для назначения референдума, не может превышать 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории.

3. При сборе подписей действуют правила, предусмотренные частями 3, 6 – 13 статьи 10.15 настоящего Кодекса. При этом:

1) права и обязанности уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума соответствуют установленным данными частями правам и обязанностям уполномоченного представителя избирательного объединения;

2) вместо срока представления документов для регистрации кандидата (списка кандидатов) действует срок окончания сбора подписей;

3) вместо избирательной комиссии, регистрирующей кандидатов, списки кандидатов, действует избирательная комиссия, организующая референдум.

4. Помещения, указанные в части 3 статьи 10.15 настоящего Кодекса, должны быть доступны для сбора подписей не менее чем в течение 8 часов ежедневно не позднее чем с пятого дня после дня выдачи инициативной группе по проведению референдума регистрационного свидетельства и до дня, предшествующего дню истечения срока сбора подписей.

5. Решение о выделении помещений для сбора подписей, о времени, в течение которого данные помещения доступны для сбора подписей, и об избирательной комиссии, ответственной за каждое помещение, принимает избирательная комиссия, организующая референдум. Данное решение должно быть опубликовано не позднее чем на пятый день после дня выдачи инициативной группе по проведению референдума регистрационного свидетельства.

Статья 18.4. Проверка избирательными комиссиями подписных листов

1. Проверку подписных листов, собранных в соответствии с требованиями статьи 18.2 настоящего Кодекса, осуществляет избирательная комиссия, организующая референдум.

2. Проверку подписных листов, собранных в соответствии с требованиями статьи 18.3 настоящего Кодекса, осуществляет избирательная комиссия, ответственная за помещение, в котором проводился сбор подписей.

3. При проверке подписных листов действуют правила, предусмотренные частями 3 – 18 статьи 10.16 настоящего Кодекса. При этом:

1) права и обязанности уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума соответствуют установленным данными частями правам и обязанностям уполномоченного представителя избирательного объединения;

2) текст в пункте 1 части 8 указанной статьи заменяется на: «подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме на соответствующей территории»;

3) текст в пункте 6 части 8 указанной статьи заменяется на: «подписи избирателей, собранные до дня начала сбора подписей, установленного частью 3 статьи 18.2 настоящего Кодекса, или до дня открытия соответствующего помещения, выделенного для сбора подписей, в соответствии с частью 4 статьи 18.3 настоящего Кодекса, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, и после дня заверения подписного листа лицом, собиравшим подписи»;

4) текст в пункте 1 части 9 указанной статьи заменяется на: «подписной лист изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 11 статьи 18.1 настоящего Кодекса»;

5) текст в части 10 заменяется на: «Если при проверке подписных листов, представленных инициативной группой по проведению референдума обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя, действительной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными».

6) вместо избирательной комиссии, регистрирующей кандидатов, списки кандидатов, действует избирательная комиссия, организующая референдум;

7) вместо слов «статьей 10.15» следует читать «статьей 18.3», вместо слов « в части 8 указанной статьи» следует читать: «в части 8 статьи 10.15 настоящего Кодекса».

Глава 19. Назначение референдума

Статья 19.1. Общие правила назначения референдума

1. Референдум Российской Федерации назначается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом.

2. Референдум по объединению субъектов Российской Федерации назначается в соответствии с федеральным конституционным законом.

3. Референдум субъекта Российской Федерации назначается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 19.2 настоящего Кодекса.

4. Местный референдум назначается избирательной комиссией муниципального образования в соответствии со статьей 19.2 настоящего Кодекса.

5. Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные настоящим Кодексом и соответствующим законом.

6. Принятие органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.

Статья 19.2. Порядок назначения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума

1. Избирательная комиссия, организующая референдум, не позднее чем через 15 дней со дня представления подписных листов и протокола об итогах сбора подписей (если сбор подписей проводился в соответствии со статьей 18.2 настоящего Кодекса) либо со дня представления протокола об общих итогах сбора подписей (если сбор подписей проводился в соответствии со статьей 18.3 настоящего Кодекса) принимает решение о назначении референдума либо об отказе в назначении референдума.

2. Избирательная комиссия, организующая референдум, не позднее чем за два дня до рассмотрения вопроса о назначении референдума сообщает уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума о дате и времени рассмотрения указанного вопроса.

3. В случае отказа в назначении референдума избирательная комиссия в течение одних суток с момента принятия данного решения обязана выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию данного решения с изложением оснований отказа.

4. Основаниями для отказа в назначении референдума являются:

1) недостаточное количество представленных подписей, признанных действительными;

2) подтвержденное вступившим в силу решением суда выявление 10 и более процентов недостоверных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки на предмет недостоверности.

5. День голосования на референдуме устанавливается избирательной комиссией, организующей референдум, в соответствии с требованиями частей 6 – 10 настоящей статьи.

6. Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.

7. Голосование на референдуме субъекта Российской Федерации может проводиться не ранее чем через 65 дней и не позднее чем через 90 дней со дня принятия решения о назначении референдума.

8. Голосование на местном референдуме может проводиться не ранее чем через 50 дней и не позднее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении референдума.

9. Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводятся. Указанный срок не может превышать два года со дня официального опубликования результатов референдума. В случае инициирования референдума по такому вопросу, если сроки, указанные в частях 7 и 8 настоящей статьи, истекают ранее истечения срока, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации или уставом муниципального образования в соответствии с положением настоящей части, голосование на референдуме назначается на ближайшее воскресенье после истечения указанного срока.

10. С согласия инициативной группы по проведению референдума (если инициатива проведения референдума принадлежит представительному органу муниципального образования – с согласия данного органа) сроки, указанные в частях 7 – 9 настоящей статьи, могут быть увеличены, но не более чем на 180 дней.

11. Голосование на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено избирательной комиссией, организующей референдум, на поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.

12. Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме в соответствии с частью 11 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Статья 19.3. Особенности назначения местного референдума, затрагивающего права жителей нескольких муниципальных образований

1. Местный референдум, затрагивающий права жителей нескольких муниципальных образований (изменение границ муниципальных образований, объединение двух или более муниципальных образований, преобразование городского поселения в городской округ, преобразование городского округа в городское поселение), назначается в случае реализации инициативы проведения референдума жителями и (или) представительными органами всех затрагиваемых муниципальных образований.

2. В каждом муниципальном образовании, границы или статус которого затрагиваются референдумом, проводится отдельный референдум. Избирательной комиссией, организующей референдум, является избирательная комиссия соответствующего муниципального образования.

3. Инициатива проведения референдума осуществляется в соответствии со статьей 17.1 настоящего Кодекса.

4. Решение о назначении референдума по изменению границ или объединению муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий города федерального значения, преобразованию городского округа в городское поселение с включением его в состав муниципального района принимает избирательная комиссия соответствующего субъекта Российской Федерации.

5. Решение о назначении референдума по изменению границ или объединению поселений, преобразованию городского поселения в городской округ принимает избирательная комиссия соответствующего муниципального района.

6. Если документы, представленные инициативной группой по проведению референдума либо представительным органом муниципального образования, удовлетворяют требованиям, предусмотренным настоящим Кодексом для назначения референдума, избирательная комиссия, организующая референдум, принимает решение о передаче документов в избирательную комиссию, уполномоченную назначить референдум в соответствии с частью 4 или 5 настоящей статьи, и передает данное решение и указанные документы не позднее чем через три дня со дня принятия указанного решения.

7. Избирательная комиссия, указанная в части 4 или 5 настоящей статьи, в случае поступления к ней документов, указанных в части 6 настоящей статьи, из избирательных комиссий всех муниципальных образований, границы или статус которых затрагиваются референдумом, если между поступлением первых и последних по времени документов прошло не более года, назначает референдум в каждом из указанных муниципальных образований. При этом все референдумы назначаются на один и тот же день.

Глава 20. Статус групп участников референдума и их членов

Статья 20.1. Группы участников референдума

1. Группами участников референдума являются инициативная группа по проведению референдума и агитационные группы участников референдума.

2. Инициативная группа по проведению референдума и агитационные группы участников референдума имеют равные права и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

Статья 20.2. Создание агитационной группы участников референдума

1. После регистрации инициативной группы по проведению референдума руководящий орган любого общественного объединения (в том числе политической партии), устав которого предусматривает участие в референдумах и которые зарегистрированы в порядке, предусмотренном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за шесть месяцев до дня регистрации инициативной группы по проведению референдума, вправе принять решение о своей деятельности в качестве агитационной группы участников референдума либо о деятельности в качестве агитационной группы участников референдума регионального или иного структурного подразделения данного общественного объединения.

2. Орган, принявший решение о создании агитационной группы участников референдума, не позднее чем за 40 дней до дня голосования обращается в избирательную комиссию, организующую референдум, с ходатайством о регистрации указанной группы, оформленным в соответствии с частями 3 и 5 статьи 17.3 настоящего Кодекса.

3. Избирательная комиссия, организующая референдум, в течение 5 дней со дня поступления ходатайства, указанного в части 2 настоящей статьи, обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

1) в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Кодекса – о регистрации указанной группы;

2) в противном случае – об отказе в регистрации указанной группы.

4. В случае отказа в регистрации агитационной группы участников референдума соответствующая избирательная комиссия обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать уполномоченному представителю указанной группы копию решения комиссии с изложением оснований отказа.

5. Основанием отказа агитационной группе участников референдума в регистрации может быть только нарушение указанной группой требований, установленных частью 1 настоящей статьи, и несоответствие документов, указанных в части 2 настоящей статьи, требованиям настоящего Кодекса.

Статья 20.3. Уполномоченные представители группы участников референдума

1. Группа участников референдума назначает уполномоченных представителей (в том числе одного уполномоченного представителя по финансовым вопросам), подав письменное заявление в избирательную комиссию, организующую референдум. Группа участников референдума, назначившая уполномоченных представителей вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом указанную избирательную комиссию.

2. Уполномоченные представители группы участников референдума должны быть гражданами Российской Федерации, обладающими правом на участие в референдуме. Уполномоченными представителями группы участников референдума не могут быть лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены уполномоченными представителями при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий уполномоченного представителя.

3. Число уполномоченных представителей группы участников референдума устанавливается законом.

4. В заявлении о назначении уполномоченных представителей указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий), адрес места жительства каждого назначаемого лица.

5. К заявлению о назначении уполномоченных представителей прилагаются заявления назначаемых граждан о согласии быть уполномоченными представителями. Если назначаемое лицо является государственным или муниципальным служащим, к его заявлению должна быть приложена копия приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей. К заявлению о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам должна быть приложена доверенность, нотариально удостоверенная и оформленной в установленном законом порядке.

6. Регистрация уполномоченных представителей осуществляется избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления заявления группы участников референдума и документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

7. Основаниями для отказа в регистрации уполномоченного представителя являются отсутствие документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, отсутствие в заявлении о назначении сведений о данном лице, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, наличие ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

8. Регистрация уполномоченного представителя аннулируется соответствующей избирательной комиссией по заявлению назначившей их группы участников референдума, а также в случае приобретения им статуса, несовместимого со статусом уполномоченного представителя. Решение принимается в течение трех дней после поступления заявления группы участников референдума либо документа, свидетельствующего о приобретения доверенным лицом статуса, несовместимого со статусом уполномоченного представителя. О принятом решении группа участников референдума, назначившая доверенное лицо, уведомляется в трехдневный срок со дня принятия решения.

9. Полномочия уполномоченного представителя группы участников референдума начинаются со дня его регистрации.

10. Уполномоченные представители группы участников референдума получают в избирательной комиссии, организующей референдум, удостоверения.

11. Уполномоченные представители осуществляют от имени назначившей их группы участников референдума действия, предусмотренные настоящим Кодексом.

12. На период полномочий уполномоченного представителя работодатель обязан предоставлять ему по его просьбе неоплачиваемый отпуск.

Статья 20.4. Ограничения, связанные с должностным или служебным положением

1. Члены и уполномоченные представители группы участников референдума не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос референдума.

Наши рекомендации