Гражданское общество и правовое государство

Правовое государство, как вы знаете, тесно связано с гражданским обществом. В нем граждане, обладая естественными и неотчуждаемыми правами, реализуют свои частные интересы и цели, например в материальном благополучии, семейной жизни и пр.

Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, порождая определенные институты, например семью, творческие союзы, потребительские организации и пр. Так складывается гражданское общество – совокупность негосударственных общественных отношений, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и групповые) интересы и потребности граждан в различных сферах жизни.

Напомним, что здесь, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (соподчиненные), а горизонтальные связи и отношения между людьми. Они взаимодействуют как свободные и ответственные друг перед другом, обществом и государством равноправные партнеры.

Рассматривая гражданское общество как систему, его отношения и институты можно представить в виде подсистем: социальной, экономико-хозяйственной, духовно-культурной, политической. Они характеризуют сферы его жизнедеятельности.

Социальная подсистема – это первичный, основополагающий пласт гражданского общества. Она охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и их взаимоотношений, которые представлены двумя крупными блоками.

Первый блок обусловлен удовлетворением потребностей граждан в семейно-родственных связях, воспитании детей, здоровье, общении. В рамках этого блока действуют первичные социальные группы: семьи, группы друзей, сподвижников. Между ними складываются более или менее глубокие эмоциональные отношения.

Во втором блоке представлены вторичные социальные группы. Их нередко именуют группами интересов. Люди объединяются в эти группы для совместного проведения свободного времени (скажем, группы занятий спортом, шахматами), совместного решения определенных проблем (например, группы взаимопомощи), выражения и защиты профессиональных, демографических и других интересов.

Подчеркнем, что группы интересов могут иметь организационную структуру и правовой статус. В этом случае они выступают как общественные объединения граждан, например общества рыболовов, филателистов, защитников животных, профессиональные союзы, молодежные организации и т.д. Другие заинтересованные группы возникают стихийно – как реакция на то или иное событие. Они не имеют правового статуса и организационного оформления, а выступают как гражданские инициативы (например, «Каждому двору – детская площадка»). Инициативные группы граждан используют такие средства, как собрания, демонстрации, пикетирования и пр. Следует отметить, что вторичные группы интересов действуют в различных сферах гражданского общества, оказывая на них большое влияние.

Экономическая (хозяйственная) подсистема возникает для удовлетворения главным образом материальных потребностей людей. Здесь действуют частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, частные банки. Основой этой подсистемы выступают собственность, свободный труд, частное предпринимательство. (Объясните почему.) В ней создаются также торговые и другие организации. Однако отношения распределения, обмена и потребления, являясь составной частью экономико-хозяйственной подсистемы, функционируют и в рамках социальной подсистемы (например, союзы потребителей).

Духовно-культурная подсистема призвана удовлетворять потребности людей в образовании, духовном самосовершенствовании, вере, творчестве. Реализация этих потребностей в гражданском обществе осуществляется через негосударственные институты: образовательные, воспитательные, научные, культурные, конфессиональные учреждения. Консолидирующим фактором в духовно-культурной сфере выступают исторический опыт, традиции и обычаи народа, нравственные ценности.

Многие ученые относят к духовно-культурной подсистеме и негосударственные средства массовой информации: радио, телевидение, видео, периодические издания (журналы, газеты). Среди политологов все чаще высказывается мнение, что СМИ следует рассматривать как отдельную информационную подсистему гражданского общества, имея в виду ее сквозной характер.

Политическая подсистема включает, прежде всего, муниципальные коммуны (от лат. municipium – самоуправляющаяся община). Это власть на местах, или местное самоуправление. К политической подсистеме относятся также политические партии и общественно-политические движения, которые, будучи группами интересов, перекидывают мостик между гражданским обществом и государством.

Вместе с тем связь между государственной властью и обществом может осуществляться и через многие другие указанные выше группы интересов. Это происходит в том случае, если заинтересованные группы добиваются решения вопроса на политическом, в том числе государственном, уровне. Например, если профсоюзы требуют от государства своевременно выплачивать зарплату рабочим и служащим госпредприятий и учреждений, то они вступают в политические отношения с государственной властью. Другой пример: общество любителей животных требует от местной власти (самоуправления) построить питомник для бездомных собак, вступая с ней тем самым в политические отношения.

Подчеркнем, что рассмотренные нами подсистемы гражданского общества являются условными, ибо в реальной жизни они переплетаются в один целостный и динамичный организм.

В России гражданское общество находится в стадии становления. Ускорению этого процесса призвана способствовать реформа местного самоуправления.

Напомним, что под местным самоуправлением понимается негосударственная форма выражения народовластия, осуществляемого определенным территориальным сообществом при самостоятельном решении населением вопросов местного значения.

Согласно новому законодательству, органы местного самоуправления формируются на двух уровнях. Во-первых, на уровне городов (городских округов – городов регионального значения) и районов (муниципальные районы). Во-вторых, на уровне единиц, входящих в состав районов (городские и сельские поселения). В этой связи все территории субъектов РФ разграничиваются между городскими и сельскими поселениями. Из групп поселений формируются муниципальные районы. Для поселений и муниципальных районов устанавливаются отдельные перечни вопросов местного значения. Так, полномочия поселенческого уровня – благоустройство территории, уборка мусора, озеленение, сохранность почтовых ящиков в домах и пр.

Органы местного самоуправления муниципального района решают задачи межпоселенческого характера. Их полномочия разграничиваются с полномочиями органов государственной власти. Например, федеральный центр и субъекты РФ обеспечивают муниципальные районы медицинскими и образовательными услугами. Но на самих муниципальных районах лежит ответственность за ремонт школы или поликлиники.

Города, являющиеся самостоятельными муниципальными образованиями (т.е. не входящие в состав других муниципальных образований), наделяются статусом городского округа. Они исполняют одновременно полномочия как поселения, так и муниципального района. Таким образом, разные уровни местного самоуправления с учетом их реальных возможностей наделяются разным объемом компетенций.

Новые муниципальные образования должны иметь свои бюджеты, которые формируются из средств налоговых поступлений. Распределение этих средств ориентировано на создание условий для успешного решения местным самоуправлением своих задач, на поддержание наиболее депрессивных территорий.

Вводится также новая концессиональная модель муниципального хозяйства. Суть ее в том, что органы местного самоуправления предоставляют инвесторам возможность вкладывать средства, но оставляют муниципальную собственность (например, ЖКХ) у себя. Такая модель называется инвестиционным соглашением. Инвестор вкладывает средства, получает прибыль, но с истечением срока договора собственность остается муниципалитету.

Подчеркнем, что эффективная деятельность местного самоуправления, разнообразных добровольных объединений характеризует гражданское общество как саморазвивающееся плюралистическое общество. Оно является следствием интеллектуального и нравственно-правового развития каждого гражданина, осознания им своей принадлежности к той или иной группе, общих с ней интересов. Отсюда и возникает социальная активность, стремление совместными усилиями делать жизнь комфортнее, ярче, богаче, а значит, и счастливее. В развитых гражданских обществах люди редко обращаются к государственным органам. Англичане шутят, что они имеют дело с государством дважды: когда вынимают почту из ящика и когда нарушают правила уличного движения. Государство прямо не вмешивается в дела гражданского общества, а обеспечивает условия для его нормальной жизнедеятельности, закрепляет в своих нормативных актах естественно сложившиеся отношения между людьми.

Наши рекомендации