Особенности межличностных отношений.
Межличностные отношения - это отношения между двумя и более отдельными индивидами.
Типы межличностных взаимодействий:
- между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища)
- между тремя индивидами (отец, мать, ребенок)
- между четырьмя и более людьми (певец и его слушатели)
- между многими и многими людьми (между членами неорганизованной толпы)
Формальные межличностные отношения:
- переговоры о приеме на работу;
- беседа директора с родителями ученика
- отношения между должностными лицами в служебное время
- назначение деловой встречи по телефону
Неформальные межличностные отношения:
- вечеринка друзей;
- поездка с приятелями на пикник;
- туристический поход;
- знакомство с соседом
- беседа с приятелем по телефону.
Межличностные отношения можно охарактеризовать как взаимодействие, взаимопонимание и взаимовосприятие людей.
Межличностные отношения возможны как среди больших групп людей (нации, классы, сословия), так и среди малых групп людей (семья, коллектив, группа).
Отношения бывают деловые (официальные) и личные (приятельство, товарищество, дружба, любовь). В межличностных отношениях иногда возникают конфликты.
Конфликт — столкновение противоположных целей, интересов, серьезное разногласие, спор. Чтобы разрешить конфликт, необходимо определить мотив, его вызвавший. От выбора дальнейшей стратегии и способов действия зависит итог конфликта. Его положительное разрешение — консенсус.
Консенсус — согласие, взаимное соглашение по какому-либо вопросу.
Причины межличностных конфликтов:
- неумение сдержать гнев, раздражение, ревность, злость, обиду и т.п.
- негативные чувства: зависть, корысть и т.п.
- возрастные
- из-за различных представлений по принципиальным вопросам
- из-за различных ценностных ориентаций в современной жизни
- из-за невоспитанности, бестактности, взаимного неуважения
- по «эффекту заражения» (от одного к другому)
2. Правонарушение, виды правонарушений.
Правонарушение - это такое поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным отношениям.
Основные признаки правонарушения:
1) это определенный волевой акт поведения, конкретное деяние, которое выражается:
- в действии - активном акте поведения, нарушающем правовой запрет (кража, взятка, акт хулиганства, заключение незаконной сделки);
- в бездействии, т.е. невыполнении позитивной обязанности, предусмотренной определенной нормой права, актом применения права или конкретным договором (неуплата налога, безбилетный проезд в транспорте).
2) это такое поведение человека, которое противоречит нормам права. Правонарушение прежде всего посягает на интересы других лиц, находящихся под защитой закона (например, право собственности и др.) Сущность правонарушения состоит именно в поведении, противоречащем нормам права.
3) это виновное поведение субъектов права. Вина - психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению - в виде умысла либо неосторожности.
4) это поведение, причиняющее вред обществу, государству, гражданину. Оно наносит вред политическим, трудовым, имущественным, личным правам и свободам граждан, интересам организаций.
5) правонарушение влечет за собой применение мер государственного принуждения.
Все правонарушения по степени общественной опасности подразделяются на два вида: проступки и преступления.
Проступки - это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями и посягают на отдельные стороны правопорядка, действующие в обществе. К ним относятся дисциплинарные, административные и гражданские правонарушения. Их разграничение производится в зависимости от сферы тех общественных отношений, которым причиняется вред в результате противоправного поведения.
Преступления являются самым опасным видом правонарушений. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности и причиняют более тяжкий вред личности, государству, обществу. Преступления посягают на основы государственного и общественного строя, собственность, права и свободы граждан и влекут за собой применение мер уголовного наказания.
Билет № 7
Общение. Культура общения.
Общение- это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности.
Общение человека с человеком происходит только в процессе межличностных отношений. Через общение человек:
- получает знания об окружающем мире
- происходит передача опыта
- усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество
- усваивает правила и нормы поведения
- учится оценивать поступки других людей
- формирует личные качества: принципиальность, отзывчивость, честность, доброту и др.
Виды общения:
- между реальными субъектами (напр. между двумя людьми)
- реального субъекта с иллюзорным партнером, которому как бы присваиваются несвойственные ему
качества субъекта (напр. с животными)
- реального субъекта с воображаемым партнером (напр. «самообщение», диалог с образом др. человека)
- между воображаемыми партерами (напр. общение художественных персонажей)
Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.
Древние заповеди гласят:
«Тому, кто хочет получить удовольствие от общения, необходимо:
- доверие к тому, с кем общаешься
- вера в то, что он хороший человек, расположен к тебе и готов общаться
- уважение к тому, с кем общаешься
- признание того, что он равен тебе и с ним надо общаться бережно и вежливо
Переговоры - обмен мнениями с деловой целью.
Позиция | Мягкая | Твердая | Принципиальная |
Участники | Друзья | Соперники | Нейтральные |
Цель | Соглашение | Победа | Мудрое решение |
Способ | Делают уступки | Требуют уступок | Ищут соглашение |
Манера | Мягкость к людям и проблемам | Твердость и к людям и к проблемам | Мягкость к людям, но твердость к проблемам |
Прием | Доверяют друг другу | Подозревают друг друга | Действуют независимо от симпатий |
Правила ведения спора, полемики, дискуссии.
- вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора;
- в споре не допускать тона превосходства, уважать мнение коллег;
- не навязывать прямо и грубо свою точку зрения коллегам, надо уметь найти удачное сочетание
понимающей и атакующей интонаций;
- грамотно и четко ставить вопросы;
- точно формулировать главные доводы;
- не горячиться, проявлять выдержку и самообладание, сохранять спокойствие;
- глупо возражать против разумных и обоснованных доводов;
- разговор вести в дружеском спокойном тоне;
- не отвечай коллеге, не дослушав и не проанализировав ход его мыслей.
2. Права человека. Защита прав человека.
Право человека- это охраняемая, обеспеченная государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять.
Свобода человека- это отсутствие каких-либо ограничений, стеснения в чем-либо (поведении, деятельности, мыслях, намерениях и т.п.).
Права и свободы человека, гражданина - основа демократии, свободы общества. Права человека в их современном виде - право на жизнь, право на труд и на отдых, право на жилище и его неприкосновенность, право на обеспечение в старости, на медицинское обслуживание, свобода слова, свобода инакомыслия, свобода совести, свобода собраний и демонстрации, право на забастовку и др., - записанные в билли о правах, конституции, занесенные в международные документы (Устав ООН) и международные соглашения (Хельсинкская хартия) и провозглашенные на многочисленных съездах и конференциях широкой общественности, составляют огромный пласт конституционно-юридических, внутренних и международных документов, соглашений и решений. Одно из главных отличий демократических форм политического развития состоит именно в том, что эти формы предполагают предоставление широких прав и свобод всем слоям населения, в то время как недемократические и антидемократические формы политического развития или резко ограничивают, или полностью исключают многие права и свободы граждан.
Права человека - продукт истории, причем как в том смысле, что все права и свободы не появляются сразу в готовом виде, а появившись, не обретают тут же общепризнанный характер, так и в том, что реализация того или другого уже провозглашенного права (свободы) - продукт реальной борьбы, имеющей свой уровень достижений в разных странах.
Все права человека условно разделены на три группы:
1-я группа - «ограждающие» права: право на жизнь, на неприкосновенность личности, жилища, на защиту чести и достоинства, на тайну корреспонденции и др.
2-я группа – предполагает активность самого человека: право на свободу творчества, на труд, на заработок, на свободу собраний, на свободу перемещения и др.
3-я группа – обязывает государство и общество заботиться о человеке: право на охрану здоровья, на жилье, на достаточный уровень жизни и др.
Решающую роль в защите прав человека на международном уровне играет ООН. В 1977 г. при ООН учрежден Комитет по правам человека.
В РФ с начала 1994 г.Государственная Дума избирает Уполномоченного по правам человека (омбудсмена).Такие же уполномоченные избираются и во всех субъектах Российской Федерации. В задачу уполномоченных входит сбор информации о нарушениях прав человека и содействие тем, чьи права были ущемлены.
Для защиты своих прав надо умело и активно использовать средства защиты прав и свобод человека, такие, как жалобы и обращения в вышестоящие инстанции, а если это не помогает, обращаться в суд.
Гарантии конституционных прав и свобод
Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"(извлечение)
Гражданский процесс
Уполномоченный по правам человека
Билет № 8