Современного российского государства
Тульский государственный университет
Современная социокультурная ситуация складывается из двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, расширяющийся процесс глобализации, необходимость для разных стран и разных культур жить в общем, становящемся все более тесным, мире; с другой стороны, вызванный этим встречный процесс повышения чувствительности к вопросам национального самоопределения, этнической идентификации. Все это делает проблему толерантности чрезвычайно актуальной и популярной темой всех уровней современного дискурса.
Россия, традиционно, - многонациональное и поликонфессиональное государство, что само по себе является источником конфликта в силу культурных различий той или иной этноконфессиональной общности и не благоприятствует установлению толерантных отношений. В этих условиях стабильное развитие государства возможно только при условии совместных усилий государственных и общественных субъектов государственной политики, которым следует принимать во внимание специфику потребностей и интересов различных этносов и народов России.
Поэтому при рассмотрении проблемы взаимоотношений различных национальных групп в социокультурном пространстве российского государства за изначальную точку осмысления и понимания данных процессов следует принять понятие «толерантность». Данным термином чаще всего обозначается морально-нравственная установка на терпимость, снисходительность, понимание другого. Толерантный человек – это человек, который с уважением относится к интересам, привычкам, верованиям других людей, стремится понять их и достичь взаимного согласия без применения насилия, давления. Однако, представляется, что это чрезмерно узкое толкование толерантности.
Данное понятие необходимо рассматривать как характеристику любых социальных структур - отдельного человека, социальной группы, общественного института или общества в целом, - фиксирующую специфическую ориентацию на разрешение многообразных, противоречивых ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия с другими социальными структурами. Специфичность этой ориентации заключается в стремлении понять позицию другой стороны, объяснить ей свою позицию и в процессе диалога найти взаимоприемлемое решение. Толерантность есть необходимое условие для оптимального действия механизмов саморегулирования общества. На современном этапе общественного развития данная стратегия является определяющим этическим принципом социальных взаимоотношений, действующем в рамках правового поля.
Формирование толерантности в наибольшей степени происходит в период молодости, когда люди наиболее восприимчивы к социальным изменениям окружающего мира и готовы к новаторству. Будучи динамичной социально-демографической группой, молодежь выполняет в обществе важную функцию смены поколений, принимает непосредственное участие в преобразовании всех сфер жизнедеятельности социума, она является той группой, изучение которой позволяет с известной корректировкой строить прогнозы состояния общественного сознания. Актуальность исследования тенденций развития толерантности у молодежи важно не только для выработки и проведения в жизнь реформ государством, но и вследствие того, что молодое поколение формирует образ будущего и должна рассматриваться как субъект социального развития, напрямую зависящий от объективных условий социальной среды.
Базовыми полями формирования толерантности у молодого поколения выступают культурное, экономическое и политическое пространства. Культурное поле задает ценностно-нормативную структуру толерантным взаимоотношениям в социуме и выступает конституирующим по отношению к другим полям, играя роль своего рода матрицы, в пределах которой происходит конструирование социальной реальности. В социально-экономическом поле объективация толерантности прослеживается через отношение и ориентацию на способ организации экономической жизни общества и систему соответствующих объективных и субъективных социальных диспозиций и соответствующих моделей поведения. В политическом поле данный феномен реализуется через отношение к политической структуре общества, институтам власти, политическим организациям и лидерам, а также через политическое поведение и идеологические ориентации. Формирование подобной системы ориентаций у молодежи России — это один из важнейших критериев степени развитости не только гражданского общества, но и всего государства.
В то же время, широкое внедрение в жизненную практику молодых людей толерантных форм взаимоотношений предполагает формирование иной коммуникативной среды, опирающейся на специальные нормы коммуникативной культуры, обеспечивающие терпимость и взаимопонимание людей. Поэтому формирование основ толерантного взаимодействия у молодежи предполагает решение ряда взаимосвязанных задач: изменение самой социально-экономической реальности с целью сделать ее более ясной, прозрачной; обеспечение перехода к диалогической культуре коммуникации; формирование рефлексивной, рациональной личности.
Однако в современной России процесс формирования толерантных ориентаций у молодежи идет весьма противоречиво, что связано с различиями в ориентациях и ценностях, социальной разобщенностью и отсутствием доверия между отдельными социальными группами. К тому же, сами принципы толерантности не всегда реализуются в деятельности органов власти и их взаимоотношениях с различными национальными группами, хотя использование и развитие регулятивного потенциала данной стратегии очевидно: формирование толерантности в молодежной среде в современной России имеет решающее значение для стабилизации и развития общественной жизни.
Пономарев А.В.