Тема 11. Государство как политический институт
Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.
Природа и сущность государства
Государство: понятие и теории происхождения
С момента своего возникновения государство неоднозначно трактовалось в истории политической мысли, поскольку на различных этапах истории человечества на первый план выходили те или иные его функции и свойства.
Так, Аристотель считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага. По его мнению, оно является отражением родовой сущности человека как «политического животного», стремящегося к «совместному сожительству». «Человек, нашедший свое завершение в государстве, — замечал Аристотель, — совершеннейшее из творений. Наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире».
Напротив, английский мыслитель Т. Гоббс сравнивал государство с Левиафаном — чудовищем, описанным в Библии: «Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас...»
В европейской политической науке можно выделить два образа государства: 1) понимание государства как особого рода коллективности, возникшей ради общего блага, счастливой жизни, и 2) интерпретация государства как совокупности институтов публичной власти, должностных лиц, бюрократии.
Первая традиция исходит от Аристотеля, который видел в государстве союз, ассоциацию свободных и равных граждан. Государство предстает формой политического общения, а его стержнем является «власть, в силу которой человек властвует над людьми себе подобными и свободными». Понимание государства как политического сообщества доминировало в политической науке вплоть до XVI в. Фома Аквинский также воспринимал государство как политическое сообщество: «Город-государство является совершенной общностью».
Подобным образом рассматривал государство и И. Кант. Он замечал, что «государство — это общество людей, которое само распространяется и управляет собой». Кроме того, по замечанию философа, «государство (civitas) есть объединение людей под эгидой правовых законов».
С XVI в. формируется иная интерпретация государства. Ее развитие связано с именем французского ученого Ж. Бодэна (1530—1596). В работе «Шесть книг о государстве» он определил государство через понятия «суверенитет» и «постоянная и абсолютная власть государства». Оно руководит общностью людей, осуществляет это руководство посредством суверенной власти. Государство олицетворяет правитель, органы власти.
Подобное понимание государства отстаивал и Т. Гоббс. Общая власть, способная держать людей в страхе и тем самым упорядочивать их взаимодействия, направлять их устремления на общее благо, заключена в монархе. Именно монарх есть воплощение сущности государства, его суверенитета, только он способен дать мир подвластным и обеспечить их безопасность. Впоследствии государство ассоциировалось не столько с правителем, бюрократией, аппаратом государства, сколько с нормами, отношениями, ролями, процедурами, институтами и т.д. Так, марксисты, признававшие наличие государства только в классово разделенном обществе, рассматривали государство как машину для подавления одного класса другим, как орган, которому поручается соблюдение закона, а в переходный от государственного к безгосударственному состоянию период — как «комитет, управляющий общими делами».
Природа и социальное назначение государства в политической науке понимаются неоднозначно.
Теократическая теория
Теократическая теория рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе, что «вся власть от Бога». Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства — обязательность.
Патриархальная концепция
Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Государство возникает в результате соединения родов в племена, племен в общности, государства. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те должны повиноваться правителю.
В XVII—XVIII вв. появляется договорная теория происхождения государства. Государство стали понимать как общественный договор, согласно которому люди в целях надежного обеспечения своих
естественных прав, свободы, защиты личности и собственности соглашаются создать государство. По замечанию французского мыслителя Д.Дидро(1713—1784), «люди быстро догадались, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил. Таково происхождение государей».