Выборы и их сущность в современной России
Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократической системой замещения руководящих постов в любых общностях людей.
Выборы— это процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования. Выборы являются одним из наиболее распространенных форм участия граждан в общественно-политической жизни страны, важный институт функционирования политической системы и политического режима, их легитимности.
Выборы в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления проводятся в соответствии с конституциями и уставами, законами о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления проводятся на основе федерального закона.
Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия). Выборы в России проводятся избирательными комиссиями. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации — ЦИК РФ с 1995 года состоит из 15 членов, из которых 5 назначаются Президентом РФ, 5 — Советом Федерации, 5 — Государственной Думой. Каждый из них должен иметь, как минимум, высшее профессиональное образование (до внесения изменений в законодательство, необходимо было иметь высшее юридическое образование), а также желательно учёную степень в области права.
Существуют разные виды выборов:
1. Очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;
2. Досрочные выборы — проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;
3. Выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа государственной власти в порядке и в сроки, установленные законом;
4. Дополнительные выборы (довыборы) — назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;
5. Повторные выборы — проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительным по решению суда или избирательной комиссии.
Выборы бывают прямые и косвенные. При прямых выборах вопрос об избрании решают сами граждане, а при косвенных – избранные ими лица. Выборы могут быть всеобщими и частичными. Во время проведения всеобщих выборов в них участвуют все избиратели страны (например, выборы Президента), а частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов. Выборы бывают общероссийскими, федеральными и местными. Если в первом туре результат не выявляется, то проводится второй тур, что называется повторным голосованием.
Для того чтобы выборы признавались легитимными, необходимо, чтобы выборы были свободными, справедливыми и подлинными.
Свободными признаются выборы, характеризующиеся отсутствием давления и запугивания избирателей и соблюдением всех основных прав человека. Важнейшей гарантией свободных выборов служит независимая судебная власть. В Российской Федерации свободные выборы являются конституционной нормой.
Справедливый характер выборов вырастает, прежде всего, из демократического избирательного права, в котором прочно гарантированы всеобщие и тайные выборы при тайном голосовании. Для обеспечения справедливости выборов необходима эффективная защита выборов – как в ходе их проведения, так и в ходе подсчёта голосов – от мошенничества и злоупотреблений (присутствие наблюдателей, доступ СМИ и т.д.).
В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган — с 21 года, а Президентом страны — с 35 лет.
Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 (статья 81 Конституции России) и 5 лет соответственно. На основании Конституции Президент не может быть избран более чем на два срока подряд.
На территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 22.02.2014 №20 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Согласно статье 5.
1. Проведение выборов депутатов Государственной Думы в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, является обязательным.
2. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является третье воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Таким образом, важнейшим компонентом политики являются - выборы. Каждый человек, достигший 18 лет, голосуя на выборах за того или иного претендента, делает выбор не только за будущего кандидата, но и выбор своего будущего. Голос каждого гражданина очень важен, так как из совокупности голосов складывается единое мнение граждан нашей страны. Сущность выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему власти.
Образ современного депутата
Депутат (от лат. deputatus - посланный) - лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть). Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов в округах по территориям. Задачей депутата, в общем случае, является представление интересов граждан-избирателей во властных структурах, защита их прав, закреплённых в Конституции и законах.
Необходимые документы для подачи заявления в территориальную избирательную комиссию: паспорт, справка с места работы и как минимум аттестат об окончании средней школы, как максимум красный диплом ВУЗа. Депутат не обязательно должен иметь высшее образование.
Депутат обладает неприкосновенностью и не может быть привлечен ни к административной, ни к уголовной ответственности, не может быть подвергнут аресту, допросу или обыску без решения законодательного органа государственной власти. Но есть пункты, оговоренные в российском законодательстве, позволяющие подвергнуть депутата вышеописанным мерам воздействия и наказания.
Совокупность основных моральных и нравственных норм поведения депутатов при осуществлении ими депутатских полномочий получила название «депутатская этика». Каждый депутат содействует созданию в Думе атмосферы доброжелательности, взаимной поддержки и делового сотрудничества.
Согласно действующему законодательству, в депутаты могут быть выдвинуты и те лица, которые ранее совершили серьезные правонарушения, в первую очередь – преступления. Отбыв наказание, человек возвращается в общество и начинает в полном объеме пользоваться правами, в том числе и политическими. В первую очередь, если гражданин хочет приносить ощутимую пользу окружающим.
В наше время в политику стремятся не только достойные люди. Есть и такие, у кого на первом плане корысть, амбиции, элементарный авантюризм. И здесь уже должны вступить в борьбу с ним те, кто знает его истинное лицо, помочь избирателям избежать ошибок.
В депутаты выдвигаются не только люди с большим количеством знаний и организаторским талантом, но и те, кто не обладает такими качествами. Но они пересиливают тщеславие, желание известности. Пробиться индивидуально трудно. Однако «в упряжке» с сильными лидерами, объявив себя сторонником какой-то платформы, человек прорывается к депутатскому мандату.
Депутатская этика в полной мере, как и к любому гражданину, предъявляет требования следования закону, морали, совести к каждому депутату. Вместе с тем эти требования вполне можно считать повышенными по отношению к депутату, так как он должен стремиться к идеалу гражданина и патриота страны.
В первую очередь, от депутата надо ожидать уважительного отношения к людям, к своим избирателям, общественным организациям и движениям. Трудно понять тех, кто на стадии подготовки выборов многое обещает, а получив мандат, пренебрежительно относится к избирателям, отмахивается от их обращений и наказов.
Важным качеством у депутата является то, что депутат должен быть человеком слова и дела. Видимо, не стоит обещать невозможного, и людям более понятен депутат, сдержанный в посулах, чем раздающий их налево и направо.
За относительно небольшой период работы вновь избранных органов власти мы наблюдаем и в прямом телевизионном эфире, и на страницах периодики – отсутствие политической и общей культуры у многих депутатов.
Мы наблюдаем и то, что не везде приживается такое непреложное правило парламентской деятельности, как терпимость к иному мнению. Многие депутаты на новой, демократической волне, готовы с восторгом слушать тех, кто старается перещеголять друг друга в критике строя.
Наконец, депутатская этика включает требование регулярно давать отчет депутата избирателям о своей деятельности, не уклоняться от этого, не проявлять к ним по этой части неуважения. При своих встречах с избирателями депутат должен воспитывать у них уважение к закону, к Советской власти. Неэтично подчеркивать лишь заслуги своего Совета и пренебрежительно высказываться о других органах власти.
К тому же, опираясь на Этический кодекс депутата Московской городской Думы в соответствии со статьями 24 и 27 постановления Московской городской Думы от 19 июня 2002 года № 171 «О Регламенте Московской городской Думы» Этический кодекс депутата Московской городской Думы декларирует основные этические принципы и нормы поведения, рекомендуемые депутатам Московской городской Думы для соблюдения при исполнении депутатских полномочий.
Настоящий Кодекс определяет этику депутатов, требования к их поведению в процессе осуществления ими депутатской деятельности. Кодекс призван обеспечить высокий авторитет в обществе депутатов, а также установить порядок разрешения возможных этических конфликтов между депутатами и меры ответственности за нарушение этических норм и требований. Кодекс депутата декларирует основные этические принципы и нормы поведения, рекомендуемые депутатам для соблюдения при исполнении депутатских полномочий.
К нормам депутатской этики относится:
· Депутаты обязаны всесторонне учитывать позиции других депутатов и интересы избирателей перед принятием решений, проявлять уважение к мнению сотрудников аппарата.
· Депутаты должны строить свою работу на принципах свободного коллективного обсуждения и принятия решения по рассматриваемым вопросам, уважения к многообразию мнений, не допускать конфликтов, искать пути преодоления разногласий среди депутатов путем дискуссий.
· Отношения между депутатами строятся на основе равноправия. Депутат не должен проявлять безапелляционность, навязывать свою позицию посредством угроз, ультиматумов и иных подобных методов.
· Не допускаются индивидуальные и коллективные действия депутатов, направленные на срыв проведения заседаний.
· Депутаты должны обращаться официально друг к другу и ко всем лицам, присутствующим в зале заседания. Не допускаются фамильярные и пренебрежительные обращения.
· Депутат не может использовать предоставленную ему государственными органами и должностными лицами официальную информацию для приобретения личной выгоды.
· Депутат не может разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением депутатских полномочий.