Рынок труда сиситемы муниципального управления
Рынок труда — составная часть структуры рыночной экономики, под которой понимают систему общественных отношений, связанных с куплей и продажей рабочей силы (с ее наймом и предложением).
На рынке труда одна сторона (продавцы) представлена лицами, ищущими подходящую работу, другая (покупатели) — работодателями.
Рынок труда реализуется через государственные и коммерческие службы занятости (биржи труда), а также непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений или напрямую между работником и работодателем.
Результатом удовлетворения взаимного интереса работника и работодателя является договор найма, трудовой договор или контракт.
Формирование рынка труда предполагает выработку определенных принципов и методов построения структуры и механизма функционирования.
Механизм действия рынка труда основан на стоимостных принципах увязки и согласования социально различных интересов разнообразных групп работодателей и трудоспособного населения. Так, спрос и предложение на рынке труда формируются под влиянием различных факторов (социально-экономическая и политическая ситуация в стране, движение цены рабочей силы, уровня реальных доходов населения), главный из которых является цена рабочей.
Спрос на труд со стороны работодателей и, соответственно, занятость возрастает по мере снижения заработной платы (цены на труд). Предложение на труд растет по мере роста заработной платы.
Точка пересечения (К) кривых показывает, что спрос и предложение на труд совпадают, следовательно, на рынке труда возникает ситуация равновесия.
При цене на труд выше точки равновесия наблюдается безработица, ниже – дефицит рабочей силы.
Отметим, что данная схема составляет основу дискуссий между работодателями и профсоюзами по поводу повышения заработной платы. Работодатели утверждают, что любое повышение заработной платы приводит к безработице, а профсоюзы добиваются повышения заработной платы.
Таким образом, цена рабочей силы является важнейшим фактором непрерывного движения рынка труда.
Заметим, что в свою очередь цена рабочей силы зависит от ее стоимости, которая характеризуется двумя основными факторами: во-первых, профессионально-квалификационным уровнем работника (набором необходимых знаний и умений); во-вторых, набором жизненных средств, включаемых в потребительскую корзину.
Кроме того, на происходящие процессы на рынке труда влияют не только экономические показатели, но и социальные (демографическая ситуация в стране, уровень рождаемости и смертности, количество заключаемых браков и т. д).
В зависимости от масштабов экономического пространства рынок труда формируется на макро-и микроуровнях (на предприятии и вне его). Таким образом, различают два типа рынка труда: внешний и внутренний, которые тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.
Также различают рынки труда по пространственной протяженности и административно-территориальной зависимости (национальный, региональный, местный, международный рынок труда); по степени зрелости (фрагментарный или частичный рынок труда, регулируемый, теневой или нерегулируемый); по демографическим признакам (рынки труда молодежи, пожилых трудящихся); по профессиональным признакам (рынки труда учителей, врачей, менеджеров и т. п.); по характеру социально-трудовых отношений (профессионально открытые и внутренние закрытые)
оссийский рынок труда формируется на базе фрагментарного рынка труда, действовавшего в советское время, и по инерции несет на себе отпечаток прошлых подходов к профессиональной подготовке, распределение рабочей силы и ее цены.
Российский рынок труда развивается в условиях общего кризиса и большого удельного веса теневой экономики с ее теневым рынком труда. По оценкам МВД, в 1999 г. численность профессиональной теневой активности составила около 9 млн. человек или 14% всех занятых.
Региональные рынки труда в России различаются весьма значительно друг от друга. Это обусловлено как общеэкономическим состоянием регионов, спецификой производственных предприятий, преобладающих в регионе (убыточные, стратегически важные, новые перспективные организации и т. п.), так и природно-климаическими условиями, наличием полезных ископаемых и др.
Российский рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, он является избыточным по объему, с другой стороны – трудодефицитным по своей структуре.
Кроме того, рынок труда в России слабо связан с рынком капитала. Все это вызывает необходимость вырабатывать соответствующую политику занятости, стратегии механизма регулирования российского рынка труда.
В реальной экономической жизни на формирование и развитие рынка труда оказывает влияние целый комплекс факторов:
Деловая коммуникация
Термин «коммуникация» начал использоваться в социально-гуманитарных науках с начала ХХ века. Научная литература дает множество определений коммуникации, что объясняется многоаспектностью и многогранностью данного явления. В широком смысле слова коммуникация (лат. сommunication — сообщение, передача) — это информационный обмен, который осуществляется вербально или же с использованием знаковых систем разных видов .
Ричард Л. Дафт дал следующее определение коммуникации, наиболее полно раскрывающее ее суть: коммуникация – это процесс, во время которого происходит взаимообмен информацией и ее осознание между двумя или более собеседниками. Данное определение акцентирует внимание на том, что коммуникация - это не только обмен, но и усвоение людьми информации, передаваемой им. Именно это относится к важным характеристикам коммуникации как таковой.
Коммуникация имеет множество видов: массовые (Интернет, радио, телевидение, почта и т.д.), маркетинговые, межкультурные и т.п. В управлении важная роль отводится управленческой коммуникации (обмену информацией в сфере администрирования). Коммуникация представляется как «процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми». Именно так трактуется данное слово авторами словаря практических терминов по менеджменту. По мнению Т.М. Орловой, коммуникация - это «обмен информацией, знаниями, интеллектуальной собственностью». Взаимодействие можно считать эффективным только тогда, когда оно привело к эффективному решению, принятому руководителем.
По мнению профессора, директора института социологии, рекламы и журналистики Международной академии Бизнеса и Управления Ф. Шаркова, «коммуникация - это система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию» .
Американский ученый С. Кастельс уверен, что без взаимодействия управленческий процесс в принципе невозможен, поскольку управление само по себе является двусторонней коммуникацией: оно опирается на уже сложившиеся формы взаимодействия и одновременно создает новые. Значение коммуникации для работы любого коллектива невозможно переоценить: без налаживания общения внутри коллектива затормаживается его развитие и рост. Поэтому вполне естественно, что исключительное право налаживать взаимодействие между сотрудниками принадлежит управленцу. По мнению Друкера П., именно он – то самое «лицо, которое посредством своей деятельности обеспечивает компании достижение поставленных перед ней целей» .
Существует тесная взаимосвязь между терминами «коммуникация» и «менеджер». Фактически все рабочее время менеджера посвящено общению с разными людьми, беседам с клиентами по телефону, ведению переговоров или же участию во встречах, иными словами, перманентному процессу общения. Из этого можно сделать заключение, что коммуникация - один из важнейших процессов, необходимых для осуществления эффективного управления. Анализируя организационные структуры, можно вычленить два типа взаимодействия: явление и процесс. Первый представляет собой собрание определенных правил и норм отношений, которые существуют между работниками организации, в то время как второй является отражением различных видов взаимодействия коллег, конечным результатом которого станет достижение цели, общей для всей компании. Важнейшая цель взаимодействия внутри любого коллектива - «создание среди сотрудников поддержки цели и политики, проводимой руководством организации» .
Исследователи подчеркивают, что коммуникация является фундаментом, который делает возможным существование общества и жизнедеятельность человека. Необходимо учитывать, что вместе с термином «коммуникация» в сфере социально-гуманитарных знаний широкое распространение имеет термин «общение», обозначающий сложный процесс взаимодействия людей, который вызван потребностью в групповой деятельности и включает обмен информацией, разработку единого курса взаимодействия, восприятие и понимание другой личности.
Рассматривая общение в качестве особой формы деятельности и самостоятельного процесса взаимодействия, целью которого является реализация иных видов деятельности, исследователи дают определение его основных функций:
- Информационно-коммуникативная (прием и передача данных).
- Регулятивно-коммуникативная (взаимная корректировка актов в процессе общей деятельности).
- Аффективно-коммуникативная (передача эмоционального отношения).
В научной литературе активно обсуждается проблема соотношения терминов «коммуникация» и «общение». В решении данной проблемы намечены три основных пути. Первый заключается в отождествлении этих понятий. Термины «общение» и «коммуникация» употребляются в качестве синонимов. Второй подход связан с разграничением данных терминов, причем разные научные школы трактуют эти понятия по-своему. Исследователи, защищающие третий подход, считают, что общение не охватывает все информационные процессы в обществе. Коммуникация, по их мнению, является самым общим понятием. В данной работе термины «коммуникация» и «общение» употребляются как синонимы. Взаимодействие в организациях, так называемая организационная коммуникация, является «информационным взаимодействием, в которое люди вступают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных инструкций».
Деловое взаимодействие - это особая форма диалога людей, необходимая для обмена информацией в процессе совместной трудовой деятельности, которая производится с целью организации взаимовыгодного сотрудничества, создания благоприятных условий для эффективного решения задач, поставленных перед сотрудниками данной организации . Содержанием деловой коммуникации является задание, выполнением которого заняты люди в процессе деятельности, а не проблемы, касающиеся их внутреннего мира.
Целью деловой коммуникации является налаживание и оптимизация определенного вида деятельности: административной, коммерческой, производственной, финансовой и т.д. В процессе делового взаимодействия его участники могут преследовать и личные цели. К примеру, предоставление гарантий личной безопасности в процессе осуществления профессиональных обязанностей за счет отказа от персональной ответственности; стремление повысить свой материальный статус; нацеленность на карьерный рост, необходимость поддерживать свой авторитет, завоевать уважение коллег и т.д. Необходимо принять во внимание, что участники деловой коммуникации, как правило, официальные лица, которые исполняют свои должностные обязанности. Особое значение деловая коммуникация приобретает в сфере управления. Как подчеркивают специалисты, «обмен информацией встроен во все основные виды административной деятельности», позволяет осуществлять основные функции администрирования (составление планов, организация, стимулирование, проверка), поэтому коммуникацию называют главным связующим процессом.
К деловому взаимодействию относится официально-деловой стиль общения, в котором выделяют устный и письменный. К письменным формам относятся деловые письма, резюме, заявления и контракты. К общепринятым формам делового общения относят устный тип: деловая беседа, собрание, совещание, конференция, переговоры и т.п. Рыночные отношения находятся в прямой зависимости от того, насколько быстро и беспрепятственно распространяется информация, поданная в деловом стиле. Наиболее распространены в настоящее время: презентация, пресс-конференция, «круглые столы», собрание акционеров, выставка, ярмарка новых товаров и брифинг. Однако именно диалог (беседа) является основной и наиболее распространенной моделью устного делового диалога. Во время такой беседы можно обсуждать самые разные вопросы: устройство на работу, ремонт офиса или квартиры, заключения сделки и дальнейшего сотрудничества. Основное правило успешного диалога – донести информацию собеседнику, не исказив ее смысл. Как правило, в том, что информация была понята неверно, виноват сам говорящий. Для делового общения характерны такие традиционные жанры, как интервью, публичная речь, консультация и комментарий. К нестандартным жанрам делового общения можно причислить дискуссию, спор, дебаты, полемику и прения. Все эти понятия составляют структуру собраний, совещаний и конференций.
Деловая коммуникация должна соответствовать актуальным требованиям общения. Во-первых, речь идет о простоте и лаконичности построения фраз и речевых оборотов. Во-вторых, крайне важным является использование в разговоре профессионального лексикона. И, наконец, речь должна быть выстроена логично, с соблюдением последовательности изложения аргументов.
Деловую коммуникацию можно рассматривать как достаточно эффективный инструмент для достижения партнерами поставленных целей. Собеседниками при переговорах активно используются построение предложений в заданной стилистике, предполагающей употребление определенных сочетаний слов и фраз. Кроме того, для получения запланированных результатов могут использоваться такие психотехнические приемы, как:
- ведение воображаемого диалога (выстраивание беседы таким образом, чтобы ввести собеседника в заблуждение);
- эмоциональное восклицание (привлечение внимания к предмету беседы);
- вопросно-ответный ход (в качестве примера используется риторический вопрос, которым и поддерживается внимание партнера на должном уровне);
- эвфемизмы (замена неприятных слов более мягко звучащими аналогами, с помощью которых поддерживается атмосфера доброжелательности и снижается накал негативных эмоций, присутствующих в процессе переговоров).
Деловая коммуникация при вербальном общении должна быть ориентирована на получение необходимого отклика от собеседника. Для этого требуется соблюдение нескольких правил: каждый из партнеров должен обладать качествами делового человека (уверенностью в себе, информированностью, компетентностью, умением непредвзято оценивать поступающую информацию); способностью сохранять релевантность (адекватно оценивать соответствие заданного вопроса и полученного на него ответа); деловая речь должна быть построена с соблюдением языковых норм, присущих данному стилю (использование коротких, четких фразы, лаконично раскрывающих мысль). Партнеры во время проведения деловых переговоров должны обращать внимание на свою речь: произносить слова правильно, с нужным ударением. Также необходимо обращать внимание на употребление слов-паразитов, которые довольно часто засоряют нашу речь: как бы, значит, так сказать, это самое.
Все вышесказанное подводит нас к выводу, что следование правилам делового общения дает возможность партнерам соответствовать существующим стандартам, принятым в мире бизнеса.